% в ВВП
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Налоговые доходы всего | 35.7 | 35.7 | 35.6 | 34.6 | 35.3 | 36.6 | 36.4 | 36.7 |
Налог на прибыль | 5.4 | 5.7 | 4.3 | 4.0 | 5.1 | 6.2 | 6.2 | 6.6 |
НДФЛ | 2.4 | 2.9 | 3.3 | 3.4 | 3.4 | 3.3 | 3.5 | 3.8 |
НДС | 6.2 | 7.2 | 7.0 | 6.7 | 6.3 | 6.8 | 5.6 | 6.9 |
Акцизы | 2.3 | 2.7 | 2.4 | 2.6 | 1.4 | 1.2 | 1.0 | 1.0 |
Таможенные пошлины | 3.1 | 3.7 | 3.0 | 3.4 | 5.0 | 7.5 | 8.3 | 7.0 |
НДПИ и налоги на природные ресурсы | 1.1 | 1.4 | 3.1 | 3.0 | 3.4 | 4.2 | 4.3 | 3.6 |
ЕСН | 7.3 | 7.2 | 6.9 | 6.6 | 6.3 | 5.4 | 5.4 | 5.6 |
Прочие налоги | 8.0 | 4.8 | 5.6 | 4.9 | 4.4 | 2.0 | 2.0 | 2.2 |
При сравнении налоговой нагрузки в России и других странах необходимо учитывать, что среди наиболее развитых стран можно выделить две группы: «социально-ориентированные» западноевропейские государства, где типичная налоговая нагрузка составляет 35-45% ВВП (в Швеции и Дании она достигает 50% ВВП) и государства, в меньшей степени возлагающие на себя социальные обязательства по бесплатному социальному и медицинскому обеспечению (такие, как США и Япония), где нагрузка лежит в диапазоне 25-30% ВВП. Средняя по ОЭСР налоговая нагрузка составляет 36% ВВП.
Среди стран категории «развивающиеся рынки» также четко выделяются две группы: бывшие социалистические страны Восточной Европы, как правило, имеющие налоговую нагрузку 30-40% ВВП и остальные, для которых типична нагрузка 20-30% ВВП. Таким образом, по уровню налогов в не-нефтегазовом секторе наша страну можно отнести к категории стран с невысокой нагрузкой (хотя в этой группе есть страны, где нагрузка еще ниже).
Межстрановой анализ структуры налоговой нагрузки показывает, что для развитых стран Западной Европы характерен высокий уровень налогов на потребление и социальных платежей (в сумме они составляют от 18% до 28% ВВП), а также подоходного налога (8-10% ВВП). В переходных экономиках Центральной и Восточной Европы уровень налогов этой группы еще выше (23-28% ВВП), однако подоходный налог не столь велик (3-7% ВВП). Среди государств с относительно легким налоговым бременем США отличаются высоким налогообложением физических лиц (9% ВВП), тогда как другие страны с относительно низкой налоговой нагрузкой (Мексика, Ю.Корея, Япония) имеют умеренные налоги как на потребление и социальные нужды (до 15% ВВП), так и на доходы граждан (3-5% ВВП).
В России налоги на потребление и социальные отчисления составляют в сумме 12,5% ВВП, а налог на доходы физических лиц – менее 4% ВВП. Это позволяет отнести ее к группе стран с невысокой нагрузкой в части налогообложения потребления и социальных отчислений, хотя общий уровень налоговой нагрузки составляет 35-37% ВВП. Это видимое противоречие объясняется значительной ролью, которую играют в российском бюджете налоги на международную торговлю - прежде всего экспортные пошлины - и ресурсные налоги, тогда как в большинстве других странах они полностью отсутствуют либо занимают незначительный удельный вес. В России на эти налоги приходится почти треть всех налоговых поступлений. Более 10,5% ВВП составляют таможенные пошлины[1] и ресурсные налоги, фактически служащие средством изъятия природной ренты, т.е. доходов от использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности.
Наибольший вес в налоговых доходах бюджетной системы по итогам 2007 года занимали таможенные пошлины (19,2%), НДС (18,7%), налог на прибыль организаций (17,9%), ЕСН (15,3%).
Структура налоговых доходов бюджетной системы
% к итогу
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Налоговые доходы всего | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 |
Налог на прибыль | 15.1 | 16.1 | 12.0 | 11.5 | 14.4 | 16.8 | 17.1 | 17.9 |
НДФЛ | 6.6 | 8.0 | 9.3 | 10.0 | 9.5 | 8.9 | 9.5 | 10.5 |
НДС | 17.4 | 20.1 | 19.6 | 19.3 | 17.8 | 18.6 | 15.5 | 18.7 |
Акцизы | 6.4 | 7.6 | 6.9 | 7.5 | 4.1 | 3.3 | 2.8 | 2.6 |
Таможенные пошлины | 8.8 | 10.4 | 8.4 | 9.9 | 14.3 | 20.5 | 22.9 | 19.2 |
НДПИ и налоги на природные ресурсы | 3.0 | 4.1 | 8.6 | 8.6 | 9.6 | 11.5 | 11.9 | 9.9 |
ЕСН | 20.4 | 20.1 | 19.4 | 19.1 | 17.8 | 14.9 | 14.7 | 15.3 |
Прочие налоги | 22.4 | 13.6 | 15.9 | 14.2 | 12.5 | 5.6 | 5.6 | 5.9 |
Налог на прибыль организаций в % от ВВП в 2007 году по сравнению с 2000 годом возрос на 1,2 п.п. до 6,6%. НДФЛ увеличился с 2,4% ВВП в 2000 году до 3,8% ВВП в 2007 году, за последние 2 года его доля увеличивалась на 0,3 п.п. ВВП ежегодно. Таможенные пошлины увеличились с 3,1%ВВП в 2000 году до 7% ВВП в 2007 году, что связано как с высокими мировыми ценами на энергоносители, так и с изменениями налогового законодательства. Этими же причинами вызван более, чем трехкратный рост налога на добычу полезных ископаемых.
Снижение ЕСН с 7,3% ВВП в 2000 году до 5,6% ВВП в 2007 году связано, прежде всего, со снижением налоговых ставок и сохранением номинальных пороговых значений ставки при значительном росте номинальной заработной платы.
При рассмотрении распределения налогов по отраслям можно сделать вывод, что сравнительно велика лишь налоговая нагрузка в нефтяном секторе, где она превышает 60% от полной добавленной стоимости. В других отраслях налоговая нагрузка не выходит за границы 30% добавленной стоимости.
Это оказывает влияние и на структуру доходов бюджетной системы. В 2007 году основная доля поступлений в размере 32% - приходилась на добывающую отрасль, 17% - на обрабатывающие производства, 8% - операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, 8% - на оптовую и розничную торговлю, 7% - на транспорт и связь, 5% - на строительство, 4% - на финансовую деятельность.
Расходы бюджетной системы
Расходы бюджетной системы в последние годы находились в среднем на уровне от 31 до 34 процентов ВВП. Это значительно ниже уровня, характерного для наиболее развитых стран, составляющего около 40% в среднем по ОЭСР и 46% в среднем по ЕС. В то же время в отдельных странах категории «развивающиеся рынки» (Тайланд, Мексика, Чили) уровень расходов заметно ниже и составляет от 18 до 25% ВВП.
Структура бюджетных расходов в нашей стране имеет существенные отличия от других стран. Сравнение данных по странам ОЭСР (усредненным за последние несколько лет) и России (за 2007 год) показывает, что уровень государственных инвестиций в нашей стране можно назвать сравнительно высоким, тогда как социальные расходы - на образование и здравоохранение в России ниже среднего уровня.
Структура расходов бюджетной системы
Страны | Общий уровень расходов, % ВВП | Непроцентные расходы | Потребление госсектора | Трансферты и субсидии | Процентные расходы | Гос. инвестиции | Расходы на образован. | Расходы на здравоохр. |
Бразилия | 46.6 | 38.4 | 19.5 | 17.1 | 8.2 | 1.9 | 4.6 | 3.3 |
Болгария | 38.6 | 35.4 | 17.3 | 15.2 | 3.2 | 3.4 | 3.4 | 4 |
Чили | 24.4 | 23.2 | 12.6 | 7.9 | 1.2 | 2.7 | 3.8 | 2.4 |
Кипр | 40 | 36.7 | 18 | 11 | 3.3 | 3 | 5.6 | 2.5 |
Чехия | 40.6 | 39.4 | 22.7 | 15 | 1.2 | 3.4 | 4 | 6.2 |
Эстония | 36.4 | 36.1 | 19.7 | 10.7 | 0.3 | 4.1 | 6.2 | 4.4 |
Греция | 48.6 | 41.4 | 16.8 | 17 | 7.2 | 3.8 | 3.7 | 5.1 |
Венгрия | 50.2 | 45.6 | 22.4 | 15 | 4.6 | 3.8 | 4.8 | 5.3 |
Ирландия | 33 | 31.3 | 14.8 | 9.3 | 1.7 | 3.8 | 4.4 | 4.9 |
Корея | 24.4 | 24.4 | 12.7 | 5.4 | 3.8 | 2.4 | ||
Латвия | 36.6 | 35.7 | 21.4 | 12.7 | 0.9 | 1.3 | 5.8 | 3.5 |
Литва | 33.3 | 31.8 | 20.3 | 11.1 | 1.5 | 2.6 | 5.9 | 4.5 |
Мальта | 45 | 41.2 | 20.7 | 14.5 | 3.8 | 4.4 | 4.8 | 6.2 |
Маврикий | 24.7 | 20.9 | 12.9 | 3.8 | 7.5 | 3.8 | 2.1 | |
Мексика | 25.3 | 20.7 | 11.7 | 5.2 | 4.6 | 3.8 | 4.6 | 2.6 |
Польша | 43.2 | 40.4 | 17.9 | 17.9 | 2.8 | 3.3 | 5.1 | 4.2 |
Португалия | 46.2 | 43.1 | 20.7 | 14.3 | 3.1 | 3.7 | 5.7 | 6.2 |
Румыния | 33.7 | 31.4 | 15.7 | 13.7 | 2.3 | 1.9 | 3.4 | 3.8 |
Сингапур | 21 | 20.2 | 11.4 | 8.7 | 0.8 | 1.4 | ||
Словакия | 43.8 | 40.3 | 20 | 14.2 | 3.5 | 2.9 | 4.1 | 5.2 |
Словения | 42.1 | 39.8 | 20.2 | 18.6 | 2.3 | 2.9 | 6 | |
Южная Африка | 26.3 | 21.8 | 18.4 | 4.5 | 2.7 | 5.7 | 5.6 | |
Таиланд | 17.8 | 17.8 | 11.2 | 7.7 | 5.3 | 2.3 | ||
Турция | 42.7 | 21.4 | 13.8 | 21.3 | 4.6 | 3.5 | 4 | |
Среднее | 36 | 32.1 | 17.2 | 13.1 | 3.9 | 3.7 | 4.6 | 4 |
Максимум | 50.2 | 28.9 | 22.7 | 18.6 | 21.3 | 7.7 | 6.2 | 6.2 |
Минимум | 17.8 | 17.5 | 11.2 | 5.2 | 0.3 | 1.3 | 3.4 | 1.4 |
Новые члены ЕС | 41.1 | 38.7 | 20.3 | 14.1 | 2.4 | 3.2 | 5.2 | 4.8 |
Страны Балтии | 35.4 | 34.5 | 20.5 | 11.5 | 0.9 | 2.7 | 6 | 4.1 |
Россия | 33,7 | 33.2 | 17.3 | 12.9 | 0.5 | 4.1 | 4.1 | 3.5 |