Налоговые доходы бюджетной системы

% в ВВП

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Налоговые доходы всего 35.7 35.7 35.6 34.6 35.3 36.6 36.4 36.7
Налог на прибыль 5.4 5.7 4.3 4.0 5.1 6.2 6.2 6.6
НДФЛ 2.4 2.9 3.3 3.4 3.4 3.3 3.5 3.8
НДС 6.2 7.2 7.0 6.7 6.3 6.8 5.6 6.9
Акцизы 2.3 2.7 2.4 2.6 1.4 1.2 1.0 1.0
Таможенные пошлины 3.1 3.7 3.0 3.4 5.0 7.5 8.3 7.0
НДПИ и налоги на природные ресурсы 1.1 1.4 3.1 3.0 3.4 4.2 4.3 3.6
ЕСН 7.3 7.2 6.9 6.6 6.3 5.4 5.4 5.6
Прочие налоги 8.0 4.8 5.6 4.9 4.4 2.0 2.0 2.2

 

 

При сравнении налоговой нагрузки в России и других странах необходимо учитывать, что среди наиболее развитых стран можно выделить две группы: «социально-ориентированные» западноевропейские государства, где типичная налоговая нагрузка составляет 35-45% ВВП (в Швеции и Дании она достигает 50% ВВП) и государства, в меньшей степени возлагающие на себя социальные обязательства по бесплатному социальному и медицинскому обеспечению (такие, как США и Япония), где нагрузка лежит в диапазоне 25-30% ВВП. Средняя по ОЭСР налоговая нагрузка составляет 36% ВВП.

Среди стран категории «развивающиеся рынки» также четко выделяются две группы: бывшие социалистические страны Восточной Европы, как правило, имеющие налоговую нагрузку 30-40% ВВП и остальные, для которых типична нагрузка 20-30% ВВП. Таким образом, по уровню налогов в не-нефтегазовом секторе наша страну можно отнести к категории стран с невысокой нагрузкой (хотя в этой группе есть страны, где нагрузка еще ниже).

Межстрановой анализ структуры налоговой нагрузки показывает, что для развитых стран Западной Европы характерен высокий уровень налогов на потребление и социальных платежей (в сумме они составляют от 18% до 28% ВВП), а также подоходного налога (8-10% ВВП). В переходных экономиках Центральной и Восточной Европы уровень налогов этой группы еще выше (23-28% ВВП), однако подоходный налог не столь велик (3-7% ВВП). Среди государств с относительно легким налоговым бременем США отличаются высоким налогообложением физических лиц (9% ВВП), тогда как другие страны с относительно низкой налоговой нагрузкой (Мексика, Ю.Корея, Япония) имеют умеренные налоги как на потребление и социальные нужды (до 15% ВВП), так и на доходы граждан (3-5% ВВП).

В России налоги на потребление и социальные отчисления составляют в сумме 12,5% ВВП, а налог на доходы физических лиц – менее 4% ВВП. Это позволяет отнести ее к группе стран с невысокой нагрузкой в части налогообложения потребления и социальных отчислений, хотя общий уровень налоговой нагрузки составляет 35-37% ВВП. Это видимое противоречие объясняется значительной ролью, которую играют в российском бюджете налоги на международную торговлю - прежде всего экспортные пошлины - и ресурсные налоги, тогда как в большинстве других странах они полностью отсутствуют либо занимают незначительный удельный вес. В России на эти налоги приходится почти треть всех налоговых поступлений. Более 10,5% ВВП составляют таможенные пошлины[1] и ресурсные налоги, фактически служащие средством изъятия природной ренты, т.е. доходов от использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности.

Наибольший вес в налоговых доходах бюджетной системы по итогам 2007 года занимали таможенные пошлины (19,2%), НДС (18,7%), налог на прибыль организаций (17,9%), ЕСН (15,3%).

 

Структура налоговых доходов бюджетной системы

% к итогу

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Налоговые доходы всего 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0
Налог на прибыль 15.1 16.1 12.0 11.5 14.4 16.8 17.1 17.9
НДФЛ 6.6 8.0 9.3 10.0 9.5 8.9 9.5 10.5
НДС 17.4 20.1 19.6 19.3 17.8 18.6 15.5 18.7
Акцизы 6.4 7.6 6.9 7.5 4.1 3.3 2.8 2.6
Таможенные пошлины 8.8 10.4 8.4 9.9 14.3 20.5 22.9 19.2
НДПИ и налоги на природные ресурсы 3.0 4.1 8.6 8.6 9.6 11.5 11.9 9.9
ЕСН 20.4 20.1 19.4 19.1 17.8 14.9 14.7 15.3
Прочие налоги 22.4 13.6 15.9 14.2 12.5 5.6 5.6 5.9

Налог на прибыль организаций в % от ВВП в 2007 году по сравнению с 2000 годом возрос на 1,2 п.п. до 6,6%. НДФЛ увеличился с 2,4% ВВП в 2000 году до 3,8% ВВП в 2007 году, за последние 2 года его доля увеличивалась на 0,3 п.п. ВВП ежегодно. Таможенные пошлины увеличились с 3,1%ВВП в 2000 году до 7% ВВП в 2007 году, что связано как с высокими мировыми ценами на энергоносители, так и с изменениями налогового законодательства. Этими же причинами вызван более, чем трехкратный рост налога на добычу полезных ископаемых.

Снижение ЕСН с 7,3% ВВП в 2000 году до 5,6% ВВП в 2007 году связано, прежде всего, со снижением налоговых ставок и сохранением номинальных пороговых значений ставки при значительном росте номинальной заработной платы.

При рассмотрении распределения налогов по отраслям можно сделать вывод, что сравнительно велика лишь налоговая нагрузка в нефтяном секторе, где она превышает 60% от полной добавленной стоимости. В других отраслях налоговая нагрузка не выходит за границы 30% добавленной стоимости.

Это оказывает влияние и на структуру доходов бюджетной системы. В 2007 году основная доля поступлений в размере 32% - приходилась на добывающую отрасль, 17% - на обрабатывающие производства, 8% - операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, 8% - на оптовую и розничную торговлю, 7% - на транспорт и связь, 5% - на строительство, 4% - на финансовую деятельность.

Расходы бюджетной системы

 

Расходы бюджетной системы в последние годы находились в среднем на уровне от 31 до 34 процентов ВВП. Это значительно ниже уровня, характерного для наиболее развитых стран, составляющего около 40% в среднем по ОЭСР и 46% в среднем по ЕС. В то же время в отдельных странах категории «развивающиеся рынки» (Тайланд, Мексика, Чили) уровень расходов заметно ниже и составляет от 18 до 25% ВВП.

Структура бюджетных расходов в нашей стране имеет существенные отличия от других стран. Сравнение данных по странам ОЭСР (усредненным за последние несколько лет) и России (за 2007 год) показывает, что уровень государственных инвестиций в нашей стране можно назвать сравнительно высоким, тогда как социальные расходы - на образование и здравоохранение в России ниже среднего уровня.

Структура расходов бюджетной системы

 

Страны Общий уровень расходов, % ВВП Непроцентные расходы Потребление госсектора Трансферты и субсидии Процентные расходы Гос. инвестиции Расходы на образован. Расходы на здравоохр.
Бразилия 46.6 38.4 19.5 17.1 8.2 1.9 4.6 3.3
Болгария 38.6 35.4 17.3 15.2 3.2 3.4 3.4 4
Чили 24.4 23.2 12.6 7.9 1.2 2.7 3.8 2.4
Кипр 40 36.7 18 11 3.3 3 5.6 2.5
Чехия 40.6 39.4 22.7 15 1.2 3.4 4 6.2
Эстония 36.4 36.1 19.7 10.7 0.3 4.1 6.2 4.4
Греция 48.6 41.4 16.8 17 7.2 3.8 3.7 5.1
Венгрия 50.2 45.6 22.4 15 4.6 3.8 4.8 5.3
Ирландия 33 31.3 14.8 9.3 1.7 3.8 4.4 4.9
Корея 24.4 24.4 12.7     5.4 3.8 2.4
Латвия 36.6 35.7 21.4 12.7 0.9 1.3 5.8 3.5
Литва 33.3 31.8 20.3 11.1 1.5 2.6 5.9 4.5
Мальта 45 41.2 20.7 14.5 3.8 4.4 4.8 6.2
Маврикий 24.7 20.9 12.9   3.8 7.5 3.8 2.1
Мексика 25.3 20.7 11.7 5.2 4.6 3.8 4.6 2.6
Польша 43.2 40.4 17.9 17.9 2.8 3.3 5.1 4.2
Португалия 46.2 43.1 20.7 14.3 3.1 3.7 5.7 6.2
Румыния 33.7 31.4 15.7 13.7 2.3 1.9 3.4 3.8
Сингапур 21 20.2 11.4 8.7 0.8     1.4
Словакия 43.8 40.3 20 14.2 3.5 2.9 4.1 5.2
Словения 42.1 39.8 20.2 18.6 2.3 2.9   6
Южная Африка 26.3 21.8 18.4   4.5 2.7 5.7 5.6
Таиланд 17.8 17.8 11.2     7.7 5.3 2.3
Турция 42.7 21.4 13.8   21.3 4.6 3.5 4
Среднее 36 32.1 17.2 13.1 3.9 3.7 4.6 4
Максимум 50.2 28.9 22.7 18.6 21.3 7.7 6.2 6.2
Минимум 17.8 17.5 11.2 5.2 0.3 1.3 3.4 1.4
Новые члены ЕС 41.1 38.7 20.3 14.1 2.4 3.2 5.2 4.8
Страны Балтии 35.4 34.5 20.5 11.5 0.9 2.7 6 4.1
Россия 33,7 33.2 17.3 12.9 0.5 4.1 4.1 3.5

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: