На правах рукописи
ГУТЛИН Михаил Наумович
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНОГО ОБНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И. А. ИЛЬИНА
Специальность 09.00.11 – социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
Диссертации на соискание учёной степени
Кандидата философских наук
Иваново 2008
Работа выполнена в Московском государственном гуманитарном университете им. М. А. Шолохова
Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент
Джагарова Галина Михайловна
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор
Власова Валентина Михайловна
Московский институт юриспруденции
доктор философских наук, профессор
Беркут Виктор Петрович
Военно-технический университет при Спецстрое РФ
Ведущая организация: Академия повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Защита состоится «_27_» июня 2008 года в_13_часов на заседании диссертационного совета Д 212.062.01 при Ивановском государственном университете по адресу: 153025, Иваново, ул. Ермака, 3а, ауд. 459
|
|
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Ивановского государственного университета.
Автореферат разослан «__» мая 2008 г.
Учёный секретарь
диссертационного совета Д. Г. Смирнов
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность темы диссертационного исследования.
Эпоха возвращения русской философии в Россию совпала не только со временем смены идеологических ориентиров нашего общества, но и с одним из наиболее катастрофичных моментов в истории тысячелетней российской государственности. Переломные этапы в истории народа требуют особенно глубокого осмысления идейных оснований его жизни, поскольку дискредитирован и разрушен её прежний фундамент, а то, что иногда предлагается взамен, поражает легковесностью и отсутствием глубины.
В такой ситуации обращение к национальной философской традиции заряжает позитивной энергетикой напряженного духовного поиска, помогает обрести уверенность в завтрашнем дне. Наследие русских мыслителей, которое до недавнего времени было искусственно оторвано от национального самосознания России, привлекает глубиной анализа, даром пророчества, любовью к Отечеству и заботой о его будущем.
Среди них особое место принадлежит Ивану Александровичу Ильину (1883-1954), ставшему за последнее десятилетие ушедшего века одним из самых читаемых и уважаемых философов в постсоветской России. Яркое подтверждение этого – его перезахоронение на кладбище Донского монастыря Москвы в октябре 2005 г. и передача архива мыслителя Московскому государственному университету в 2008 г. Возвращение праха русского мыслителя на родину выражает особое внимание и уважение к личности И.А. Ильина, его богатому духовному наследию, средоточие которого - Россия и её народ.
|
|
Исследователи творчества Ильина отмечают присущий ему особый дар слова. Оно - пламенное слово. Как у настоящего учёного, оно - точное, как у сильного философа – глубокое, как у мудрого педагога – строгое, как у истинного художника – образное, как у прекрасного стилиста – изящное. [1]
Мысль Ильина, с одной стороны, находится в глубинном русле русской национальной культуры, но, с другой стороны, она дистанцирована от основных направлений философских и религиозных поисков серебряного века. Его идеи окрашены трагизмом, пронизаны ощущением катастрофы, но при этом наполнены глубокой уверенностью в неизбежности возрождения великой российской государственности, в высокое призвание человека на Земле.
Пристальное внимание Ильина к национальным корням российской государственности в её историческом развитии, забота о судьбе человека, сохранении им чувства собственного достоинства и способности героически противостоять злу, понимание высочайшего приоритета духовности в человеческом бытии особенно актуальны сегодня в осмыслении и решении многих важнейших задач и поиске ответов на вызовы современной жизни.
Степень разработанности проблемы.
Учение Ильина никогда не было обделено вниманием исследователей, особенно идейных противников, в которых в любые времена не ощущалось недостатка. Во второй половине 1920-х гг. острейшая дискуссия вокруг книги Ильина «О сопротивлении злу силой» стала важнейшим идейным событием в жизни всей русской эмиграции, буквально расколов её на сторонников и противников его идей, при этом не остались в стороне и советские публицисты. С 1990-х гг. можно всерьёз говорить о возобновлении этой полемики. Философии Ильина уделялось значительное внимание в академических курсах по истории русской философии, изданных в эмиграции Н.О. Лосским, В.В.Зеньковским, Б.В. Яковенко.
В указанных исследовательских контекстах четко обозначилась проблема соответствия концепции духовности в произведениях Ильина канонам православия, причём оценки этого соответствия подчас были прямо противоположными. Эта проблема была поставлена и советскими исследователями, когда с 1970-х гг. о его творчестве стали упоминать в советских источниках, хотя предметом развёрнутого анализа в те годы она не стала.
|
|
Во многом подобную оценку можно дать и работам немецкого исследователя творчества Ильина Вольфганга Офферманса. Его в первую очередь интересует вопрос о религиозной составляющей творчества русского мыслителя как выражении духа православного русского христианства, богословия в традиции апостола Иоанна. С точки зрения В.Офферманса Ильин укоренен в этой традиции. Его понимание добра и зла предстаёт восходящим к ранним христианским источникам богословия – трудам Отцов церкви и опыту монашеского аскетизма.
|
|
Среди серьёзных исследователей творчества И.А. Ильина необходимо назвать и Филиппа Гриера (США), который готовит первое издание трудов русского мыслителя на английском языке. В центре его внимания – роль наследия Ильина в осмыслении гегелевской философии. Этот исследователь внёс большой вклад в систематизацию категориально-понятийного инструментария русского философа, например, - в разработку им категории конкретного.
Большим вкладом в исследование творчества И.А. Ильина стали статьи и выступления Ю.Т. Лисицы, благодаря которому осуществляется не имеющее себе равных первое и наиболее полное издание собрания сочинений мыслителя.
Очень интересно исследование мировоззрения Ильина с точки зрения православной церковности, осуществлённое Н.В. Соминым, в котором в целом убедительно подтверждается православный характер миросозерцания мыслителя, но при этом достаточно зорко отмечается некоторая ограниченность его церковности, и, во всяком случае,- её непривычность и нетривиальность. Впрочем, на наш взгляд, это связано с иосифлянскими тенденциями мысли русского философа.
|
|
В последнее десятилетие поток исследований творчества мыслителя продолжает нарастать. Сегодня можно говорить о возобновившейся острой полемике, которая разворачивается практически вокруг всего его наследия[2].
Серьезное внимание уделяется конструктивному значению трудов И.А. Ильина как правоведа и философа государственного строительства: не случайно И.А. Ильин стал самым цитируемым мыслителем в работах и речах представителей высшего эшелона политической власти в современной России. Ильиным всё больше интересуются самые разные политические силы нашей страны.
|
|
Вместе с тем, при всем разнообразии исследовательских подходов к наследию И.А. Ильина концепция духовности, пронизывающая все его творческие искания и разрабатываемая им на протяжении всей жизни, остается не до конца прояснённой. Именно неустанное стремление русского мыслителя постичь феномен духовности определяет многогранность и ярко выраженную парадигмальность его наследия.
Глубокое убеждение И.А. Ильина в том, что восстановление духовности человека и народа есть кардинальный путь к воссозданию фундаментальных оснований российской действительности, определяет актуальность изучения его наследия, выбранный вектор исследовательского поиска.