Пар.1:13. И пришел Соломон с высоты, что в Гаваоне, от скинии собрания, в Иерусалим и царствовал над Израилем

Вторая книга Паралипоменон

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

 

Предисловие

 

Вторая книга Паралипоменон, евр. דברי הימים ב, Παραλειπομένων β, Chronicorum II, в первоначальном тексте еврейской Библиисоставляла одно целое с 1 Паралипоменон, равно как и в церковном исчислении канонических книг Ветхого Завета, обе книги принимаются за одну. Только LXX, давшие этим книгам особое новое название, разделили первоначально единую священную книгу на две, и это разделение вошло и в печатные издания еврейской Библии по почину Бомбергского ее издания (1517 года). Основание разделения могло заключаться в самом содержании обеих книг, из которых 1 Паралипоменон после родословных таблиц (гл. I-IX) заключает в себе цельную, законченную историю царствования Давида (гл. X-XXIX), а 2 Паралипоменон – царствования Соломона (I-IX гл.) и последующих царей иудейских1 до самого вавилонского плена (гл. X-XXXVI гл.). Очевидно, содержание 2 Паралипоменон в общем покрывается или совпадает с рамками содержания 3 и 4 книг Царств. Характер повествования кн. Паралипоменон достаточно определяется еврейским названием дибре гайямим – слова или дела дней, т.е. прошлого, и латинским блаж. Иеронима: Chronicon, хроника: это – анналы, летописи, составленные на основании исторических записей пророков (см. (2Пар. 9:29, 12:15, 13:22) и др.), частью общих с теми записями, которые служили для составления 3 и 4 книг Царств (см. Толков. Библию т. II, с. 164), частью – исключительно бывших лишь у священного писателя Паралипоменон, напр. «сказание книги о царях», мидраш сефер гамалахим (2Пар. 24:27); – «молитва тефилла) Манассии» (ibid. XXXIII, 18–19). С этим в связи стоит большая документальность или статистическая точность изложения кн. Паралипоменон сравнительно с 3 и 4 книгами Царств.

Что касается целей книг Паралипоменон, то, основываясь на неточном названии этих книг у LXX-ти (Παραλειπόμενα – «опущенные» или «забытые»), цель эту нередко видели в том, чтобы представить дополнение к другим историческим книгам Ветхого Завета, в частности – относительно 2 Паралипоменон – к 3 и 4 книгам Царств, или же дать сокращенное изложение их содержания. В действительности, однако, в книге Паралипоменон нередко повторяются повествования, довольно подробно описанные и прежде, иногда же совсем опускаются и важные исторические известия. Скорее, держась еврейского названия книг Паралипоменон, следует видеть в них анналы или летописи преимущественно религиозного, теократического, богослужебного характера: идея теократии и культа Иеговы – господствующая идея книг Паралипоменон, отсюда особенная подробность повествования о царях благочестивых, и подобная же подробность в описании различных учреждений в общественном богослужении, в замечаниях о священном Левиином колене и отдельных родах его. Религиозно-теократическая идея, господствующая в кн. Паралипоменон дала основание блаж. Иерониму сказать: «Книга Паралипоменон, т.е. ἐπιτομή (сокращение) древних документов, такова, что, если кто, не зная ее, захочет присвоить себе знание писаний, тот смеется сам над собою. В каждом почти имени и в каждом соединении слов затрагиваются пропущенные в книгах Царств истории, и излагаются бесчисленные евангельские вопросы». («Письмо к Павлину. Об изучении Свящ. Писания». Творения блаженного Иеронима Стридонского в русском переводе ч. 3, Киев, 1894, с. 83). Важное практическое значение в жизни возвратившегося из плена иудейства могли иметь помещенные в 1 Паралипоменон I-IX гл., родословные еврейские таблицы, дававшие возможность точного разбора, кто происходит от священного колена и кто мирянин (1Ездр. 2:59–63; Неем. 7:61–65). Еще более важное значение должны были иметь замечания религиозно-культового свойства в воссоздании религиозно-богослужебной жизни иудейства при построении второго Иерусалимского храма. Всего же важнее, что в кн. Паралипоменон веет тот же божественно-возвышенный дух, что и в других священных книгах (ср., напр., (2Пар. 6:18) и (Деян. 7:48) и др.).

Святоотеческие толкования на кн. Паралипоменон – блаженного Феодорита и св. Ефрема Сирина, Из западных ученых – прежних: Калмета, Клерика, Корнелия а Ляпиде, – новых: Берто (1873), Кейля (1870) и др. В русской литературе о кн. Паралипоменон см. митр. Киевск. Арсения. Введение в Свящ. книги Ветхого Завета (Киев 1873), проф. А. А Олесницкого. Руководственные о Свящ. Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений отцов и учителей Церкви (Спб. 1894); его же, Государственная летопись царей иудейских или книги, забытые (Παραλειπόμενα). Труд Киев. Дух, Акад. 1879, №№ 8 и 12; проф. прот. А. С. Царевского, Происхождение и состав первой и второй книги Паралипоменон (Киев 1878); проф. П. А. Юнгерова, Происхождение и историчность книг Паралипоменон, Правосл. Собеседн. 1905, сентябрь; Истолковательные примечания – у проф. Гуляева, Исторические книги Ветхого Завета (Киев 1866) и др.

* * *

1

В кодексе Александрийск. LXX-ти имеется надписание:Παραλειπομένων β. των βασιλειων Ιουδα – 2Пaр «о царствованиях иудейских».

 

Глава 1

(Ср. 3Цар. 3:1–28) 1–6. Жертвоприношение Соломона в Гаваоне. 7–12. Ночное богоявление Солоному и дарование ему премудрости. 13–17. Богатство Соломона.

2Пар.1:1. И утвердил­ся Соломон, сын Давидов, в царстве своем; и Го­с­по­дь Бог его был с ним, и воз­нес его высоко.

2Пар.1:2. И при­ка­за­л Соломон /собраться/ всему Израилю: тысяченачальникам и стоначальникам, и судьям, и всем началь­ству­ю­щим во всем Израиле – главам по­коле­ний

2Пар.1:3. И по­шли Соломон и все собрание с ним на высоту, что в Гаваоне, ибо там была Божия скиния собрания, которую устро­ил Мо­исей, раб Го­с­по­день, в пустыне.

2Пар.1:4. Ковчег Божий при­нес Давид из Кириаф-Иарима на место, которое при­готовил для него Давид, устро­ив для него скинию в Иерусалиме.

2Пар.1:5. А медный жертвен­ник, который сделал Веселеил, сын Урия, сына Орова, /оставался/ там, пред скиниею Го­с­по­днею, и взыскал его Соломон с собра­ни­ем.

2Пар.1:6. И там пред лицем Го­с­по­да, на медном жертвен­нике, который пред скиниею собрания, воз­нес Соломон тысячу всесожже­ний.:

2Пар.1:7. В ту ночь явил­ся Бог Соломону и сказал ему: про­си, что Мне дать тебе.

2Пар.1:8. И сказал Соломон Богу: Ты сотворил Давиду, отцу моему, великую милость и по­ставил меня царем вместо него.

2Пар.1:9. Да исполнит­ся же, Го­с­по­ди Боже, слово Твое к Давиду, отцу моему. Так как Ты воцарил меня над народом многочислен­ным, как прах земной,

2Пар.1:10. то ныне дай мне пре­мудрость и знание, чтобы я /умел/ выходить пред народом сим и входить, ибо кто может управлять сим народом Тво­им великим?:

2Пар.1:11. И сказал Бог Соломону: за то, что это было на сердце твоем, и ты не про­сил богатства, име­ния и славы и души неприятелей тво­их, и также не про­сил ты многих дней, а про­сил себе пре­мудрости и знания, чтобы управлять народом Мо­им, над которым Я воцарил тебя,

2Пар.1:12. премудрость и знание дает­ся тебе, а богат­с­т­во и име­ние и славу Я дам тебе такие, подобных которым не бывало у царей пре­жде тебя

(2Пар.1:1–13) рассказывают о тех же фактах, о которых повествует и (3Цар. 3:4–15), и передают их существенно сходно с 3 Царств. Отличия – частные, обозначающие или особый стиль свящ. писателя Паралипоменон, или же его своеобразную точку зрения на одни и те же факты, или, наконец, восполняющие повествование 3 Царств новыми чертами. Так, в рассматриваемом месте 2 Паралипоменон ст. 2 указано, что Соломона в его паломническом путешествии в Гаваон сопровождали главы и начальники народа (чего не сказано в (3Цар. 3:4), ср. однако там же ст. 15), что, без сомнения, действительно имело место в данное время, как и после при перенесении ковчега в храм и освящении последнего (3Цар. 8:1; 2Пар. 5:2). Затем, если в (3Цар. 3:4) сказано общее: "там (в Гаваоне) был главный жертвенник»(собственно: «высота», евр. /бама/), то в ст. 3–5 рассматриваемой главы 2 Паралипоменон со всей определенностью сказано, что 1) в Гаваоне пребывала скиния Моисеева (ст. 3), ср. (Исх. 40:18); что 2) перед этой скинией собрания там стоял сделанный при Моисее же художником Веселиилом жертвенник (ст. 5), ср. (Исх. 37:1, 38:1), на котором Соломон и совершил 1 000 всесожжений (ст. 6), и что 3) ковчег Божий или ковчег завета из Кириафиарима ср. (1Цар. 7:1) был перенесен Давидом в построенную им скинию в Иерусалиме. О последнем рассказывается во (2Цар. 6:1–23), особ. ст. 17 (см. Толков.Библию, т. II. Спб. 1905, с. 424–425), а также в 1 Паралипоменон 15 и 16 гл. Действительность существования до времен Соломона скинии Моисеевой с ее священными принадлежностями подтверждается свидетельством (3Цар. 8:4) (см. Толков. Библию, т. II, с. 461). О положении Гаваона см. Толков. Библию, т. II, с. 317–318 и 450–451. О положении Карифиарима (Нав. 9:17; Иер. 26:20) иначе Ваала Иудина (2Цар. 6:2; Нав. 15:9, 60) см. Толков. Библию, т. II, с. 318 и 424; по Евсевию и блаж. Иерониму (Onomast. 596, ср. 192), город этот лежал на 9 милиарии по дороге из Элии (Иерусалима) в Диосполь (Лидду); теперь мусульманская деревня Карьет-эл-инеб.

Что касается точки зрения, то свящ. писатель 2 Паралипоменон не упоминает о не вполне согласном с законом служении Соломона и народа Богу на высотах, как сказано в (3Цар. 3:2) (Толк. Библия II, 450): различались высоты, издревле посвященные Богу, от позднее произвольно избираемых (см. там же, с. 439). К числу последних, преступных, с точки зрения закона, не мог относиться жертвенник при скинии Моисеевой: вот причина, почему свящ. писатель 2 Паралипоменон не упоминает здесь о служении на «высотах».

Наконец, в одном слововыражении отличается 2 Паралипоменон от 3 Царств в рассказе о ночном богоявлении Соломону: дарованная Богом Соломону чрезвычайная мудрость в (3Цар. 3:9, 12) обозначается конкретно: «сердце мудрое и разумное» евр.: /лев хакам венабон/, а во (2Пар. 1:10, 12) абстрактно: «премудрость и знание», евр.: /гахокма вегамадда/. Абстрактное представление может указывать на сравнительно позднее происхождение кн. Паралипоменон (/мадда/принадлежит позднейшему гебраизму, встречается в (Дан. 1:4, 17)).

Пар.1:13. И пришел Соломон с высоты, что в Гаваоне, от скинии собрания, в Иерусалим и царствовал над Израилем.

2 Паралипоменон путешествие Соломона в Гаваон полагает в начале его царствования, что, вероятно, и было (возможно, что события, описанные в 3 Царств, II, имели место после этого путешествия. Слав.: «от вышняго Гаваона» (ср. ст. 3), как у LXX (ὑψηλὴ) и в Вульгате (excelsus), – неточная передача евр.: «бама», высота.

Пар.1:14. И набрал Соломон колесниц и всадников; и было у него тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и он разместил их в колесничных городах и при царе в Иерусалиме.

2Пар.1:15. И сделал царь серебро и золото в Иерусалиме равноценным простому камню, а кедры, по множеству их, сделал равноценными сикоморам, которые на низких местах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: