Исследование уровня эмпатии

Опишем результаты, полученные нами в ходе экспериментального исследования. Началом исследования послужила диагностика уровня сопереживания среди испытуемых врачей, для этих целей мы использовали методику «Диагностики уровня эмпатии» И.М. Юсупова.

В ходе диагностики мы получили данные, которые представлены на рисунке 1, индивидуальные показатели изображены в Приложении 6.

 

Рис. 1. Показатели уровня эмпатии среди испытуемых (в %)

 

Рассматривая процентное соотношение представленных показателей, мы можем заключить, что в исследуемой группе врачей преобладает «высокий уровень эмпатии», 42% от всех испытуемых. Характеризуя данных респондентов, можно сказать, что они чувствительны к нуждам и проблемам пациентов, искренне пытаются понять их чувства. Они умеют «читать» лица пациентов и «заглядывать» в их внутренний мир. Такие врачи эмоционально отзывчивы, общительны.

Высокий уровень эмпатии позволяет им устанавливать более доверительные отношения с пациентами, чем врачам с низким уровнем эмпатии, что способствует расслаблению больного, придает уверенности в том, что он сделал правильный выбор, обратившись к врачу. В состоянии психологического спокойствия пациент может дать более полную и точную информацию о своих ощущениях. Испытуемые врачи стараются не допускать конфликтов, как в коллективе, так и с пациентами, и находить компромиссные решения. Исследуемые хорошо переносят критику в свой адрес от коллег, в оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам.

Также следует отметить, что у 23% испытуемых обнаружен «нормальный уровень эмпатийности», врачи с подобным уровнем выраженности исследуемого качества, так же как и врачи с высоким уровнем эмпатии способны к сопереживанию, но в то же время они не относятся к числу людей особо чувствительных. В межличностных отношениях такие личности склонны судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. Такие врачи в общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано со слов пациентов, стараются понять переживания больного, его опасения, но, тем не менее, создают некоторый барьер между собой и пациентом. У них раскованность чувств присутствует в меньшей степени, чем у врачей с высоким уровнем эмпатии, что может частично затруднять полноценное восприятие людей.

Рассмотри также сравнительные показатели уровня эмпатии среди испытуемых врачей женщин и врачей мужчин – таблица 1, и рисунок 2.

 

Таблица 1

Сравнительные показатели уровня эмпатии среди испытуемых (в %)

показатель

уровень эмпатии

среди мужчин среди женщин
очень высокий 16,6 36,3
высокий 13,3 20
нормальный 33,3 30
низкий 26,6 13,3
очень низкий 10 ---

 

Рис. 2. Показатели уровня эмпатии среди испытуемых врачей-женщин и врачей-мужчин (в абс. значениях)

 

Анализ показателей данный уровня эмпатии среди врачей мужчин и врачей женщин показывает, что испытуемые женщины наиболее склоны к «высокому уровню эмпатии», а среди испытуемых мужчины преобладает «нормальный уровень эмпатии». Подобные данные могут свидетельствовать о том, что врачи-женщины как правило, более чувствительны к нуждам окружающих, а испытуемые врачи-мужчины менее склонны к сопереживанию, они сторонники точных формулировок и рациональных решений в оказании их услуг.

Выводы по методике: таким образом, с помощью методики «Диагностики уровня эмпатии» И.М. Юсупова, мы смогли определить общий уровень сопереживания, т.е. эмпатии среди испытуемых врачей. Анализ данных позволяет сделать следующее заключение:

- в целом среди всех испытуемых преобладает необходимый уровень эмпатии, что благоприятно сказывается на оказываемые им услуги в системе отношений «врач – пациент» и способствует сбалансированности межличностных отношений;

- среди испытуемых врачей-женщин преобладает «высокий уровень эмпатии», а среди испытуемых врачей-мужчин «нормальный уровень эмпатии».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: