История убедительно доказывает, что в борьбе с преступностью невозможно достижение серьезных успехов только путем применения к преступникам мер уголовною наказания, в том числе строгих, жестоких. Меры предупреждения, профилактические меры в этой борьбе приносят больше успеха. В борьбе с преступностью государство использует и иные меры. Одной из таких мер является наказание.
Наказание, как правовое понятие, существовало не всегда, Оно, как преступление, появилось на том этапе развития человеческого общества, когда оно разделилось на антагонистические классы, когда появилось государство и право.[8]
Поэтому, наказание как по своему происхождению, природе, так и по назначению является исторически классовой категорией.
В доклассовом первобытно - общинном строе отсутствовало понятие преступного. Возникающие там эксцессы не носили характер преступления, а формы карательного воздействия (лишение мира, кровная месть и др.) по своей сущности не были государственным принуждением, поскольку не было государства и не было классов. Преступными деяния стали признаваться только тогда, когда они представляли опасность для интересов господствующих классов, для государства. Применяемые за преступное деяние меры становятся мерами государственного принуждения, обеспечиваются принудительной силой государства и применяются для охраны общественных отношений, установленных в интересах господствующего класса Классовая сущность наказания во всех эксплуататорских общественно-экономических формациях определяется тем, что оно выступает как средство защиты интересов эксплуататорских классов, которые содействуют осуществлению функции эксплуататорских государств.
На различных этапах развития классового общества имелись и соответствующие им системы наказания. Смерть и увечье, заточение и изгнание, лишение имущественных и иных прав, тяжкие позорящие меры - многое испробовано в борьбе с преступностью.
В истории и современной практике применения наказания важно выделить такие общие черты, как классовый характер и специфическая социальная роль наказания, а также тенденции его применения, на различных этапах развития общества.
В уголовном законодательстве, действовавшем ранее на территории Казахстана (до 1 января 1998 года - Уголовные Кодексы РСФСР 1922 и 1926 годов, а затем - УK Каз.ССР 1959 года)[9] не содержалось определения наказания. Поэтому в уголовно-правовой литературе, изданной до принятия нового УК, можно встретить разные определения наказания. Однако они существенно не отличаются друг от друга и по содержанию сводятся к тому, наказанием является особая мера государственного принуждения, применяемая судом на основании уголовного законодательства к лицам, виноватым в совершении преступления.
Угoловный Кодекс Республики даёт следующее определение понятия наказания: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному, виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишений или ограничений прав и свобод этого лица» (ст.38 УК РК)[10].
Статья 38 УК РК в отличие от соответствующей нормы УК Каз.ССР содержит ряд новых предписаний. Законодательной новеллой являются понятие наказания и определение его содержания, а также указание на применение наказания в целях восстановления социальной справедливости. Кроме того, из уголовного законодательства исключено упоминание о каре.
Проблема уголовного наказания является одной из наиболее сложных в уголовно-правовой науке. Уголовное право реализует себя, прежде всего угрозой и применением наказания. В Постановлении Пленума Верховного суда РК №3 «О соблюдении судами законности при назначении наказания»[11] от 24 июня 1993 года говорится, что каждое наказание должно быть законным, обоснованным материалами дела, справедливым и свидетельствовать о неотвратимости ответственности за совершенное преступление.
Установление системы наказаний имеет существенное методологическое и практическое значение для решения задач правосудия.
Методологическое значение состоит в том, что исчерпывающий перечень наказаний с фиксацией условий, точных пределов и порядка применения каждого изних способствуем единству карательной политики в борьбе с преступностью, соблюдению принципов законности в деятельности судов. Практическое значение рассматриваемой системы заключается в том, что в ней последовательно перечисляются виды наказаний (от более мягкого к самому суровому наказанию), а это позволяет суду на основе закона с учетом опыта судебной практики, общественного правосознания и научных рекомендаций рационально и, по возможности, эффективно использовать различные меры воздействия на осужденного.
Важность установленной законом системы наказаний заключается в том, что благодаря ей можно определить, какое из наказаний является более строгим, какое - менее строгим. Это необходимо не только при назначении наказания, но и при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст.71УК РК)[12]
Каждая мера государственного принуждения имеет свое назначение, свои специфические цели. Под целями наказания надо понимать те конечные социальные результаты, к достижению которых стремится государство посредством установления наказания, его применения и реализации.
Конкретные цели наказания вытекают из общих задач, стоящих перед уголовным законодательством Республики Казахстан (ст. 2 УK РК)[13].
Определение целей наказания имеет важное значение, прежде всего в правоприменительной деятельности суда. Определяя вид, размер наказания к конкретному лицу, суд должен руководствоваться целями наказания, которые определены в законе. Игнорирование этого требования может привести к назначению незаконного, необоснованного, несправедливого наказания и вынесению неправосудного приговора.
Определение целей наказания в законе необходимо и для научных исследований эффективности применения наказаний.
Статья 39 УК РК, определяя цели наказания, указывает: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами»[14].
Таким образом, целями наказания являются
1. Восстановление социальной справедливости.
2. Исправление осужденного.
3. Предупреждение совершения новых преступлений со стороны осуждённого (цель специального, частного предупреждения).
4. Цель общего предупреждения.
Исправление
Наличие такой цели, как исправление осужденного, свидетельствует о гуманизме уголовного законодательства Республики Казахстан. Государство, применяя закон к лицу, совершившему преступление, должно стремиться вернуть это лицо в общество после отбытия наказания в таком качестве, чтобы он больше не совершал новых преступлений. Исправление - это устранение изпсихики осужденного порочных наклонностей, которые привели его к совершению преступления. Исправление заключается в том, чтобы перестроить в лучшую сторону психику и поведение осужденного. В целом выполнение задачи исправления означает, что в процессе исполнения наказания достигнуто качественное изменение взглядов, убеждений, привычек и навыков осужденного. Исправившийся осужденный не совершает нового преступления не потому, что боится наказания, а в силу определенных моральных принципов, привитых ему в процессе исполнения наказания. Процесс исправления начинается еще в ходе предварительного расследования, но более интенсивно он происходит во время судебного заседания. Затем, при назначении конкретного вида наказания процесс исправления протекает в ходе исполнения этого наказания,
Различные меры наказания предполагают и различные средства, методы и пути исправления.
При отбывании лишения свободы основными средствами исправления являются режим отбывания лишения свободы, общественно-полезный труд, воспитательная работа. Также применяются и иные средства исправительного воздействия, предусмотренные уголовно-исполнителъным законодательством. Цель исправления осужденного тесно связана с целью восстановления социальной справедливости. Если назначенное наказание слишком сурово или незаслуженно мягкое, то это не только помешает восстановлению социальной справедливости, но и повредит процессу исправления осужденного, потому что от незаслуженного сурового наказания он ожесточится, а от чрезмерно мягкого наказания у него появится уверенность в том, что можно и впредь совершать преступления, при этом избегая заслуженно суровою наказания.
Принципы исправления и перевоспитания осужденных можно разделить на две группы: общие и специфические.
К общим принципам исправления и перевоспитания осужденных, отражающим объективные закономерности всестороннего развития личности как единого целого процесса, относятся:
- целеустремленность, научность и идейность воспитательных воздействий на личность;
- тесная связь процесса исправления и перевоспитания с жизнью, трудом;
- комплексный подход к воспитанию;
- воспитание в труде, в активной деятельности;
- воспитание в коллективе и через коллектив;
- единство требований и уважения к.личности;
- опора на положительное в процессе исправлении;
- систематичность, последовательность, согласованность и преемственность воспитательных воздействий;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых. Естественно, отмеченные принципы воспитания в практической деятельности ИУ преломляются своеобразно.
К специфическим принципам исправления и перевоспитания относятся:
- строгое соблюдение законности приопределении содержания, методов и средств педагогического воздействия на осужденных;
- сочетание и взаимосвязь педагогических воздействий и мер правового регулирования условий отбывания наказания с учетом всех задач деятельности ИУ[15].
Характеристика принципов исправления и перевоспитания осужденных. Основополагающим принципом исправленияиперевоспитания осужденных является целеустремленность, научность и высокая идейность воспитательных воздействий. Этот принцип является, тем маяком, который указывает направление к достижению воспитательных целей.
В настоящее время проявление гуманного отношения к лицам отбывающим наказание в условиях изоляции от общества со стороны государства, говорит и тот факт, что все исправительные колонии всех видов режима содержания, изоляторы временного содержания, а также следственные изоляторы переведена из Комитета Уголовно-исправительной системы МВД в Министерство Юстиции Республики Казахстан, который не так давно осуществлял организацию работы судов и их деятельность.
На практике своей трудовой деятельности в исправительной колонии, я воочию убедился, что в настоящее время изменились приоритеты в вопросах организации самого воспитательного процесса. Если раньше его основу составляла идеологическая работа, то сегодня принципиально важное значение приобрёл воспитательный процесс, гуманные отношения к осуждённым, ориентация на общечеловеческие ценности, создание атмосферы законности, создание атмосферы законности и требовательности.
Так, например, наряду с этим Департаментом уголовно-исправительной системы Министерства Юстиции Республики Казахстан, для повсеместного внедрения в исправительные колонии, разрабатываются методические пособия по воспитательной работе с осуждёнными в условиях отбывания наказания,изучение индивидуальных особенностей личности осуждённых и обстоятельства совершённого им преступления после прибытия его в исправительное учреждение.
В связи с выше изложенным, что касается гуманного отношения, я считаю, исходя из личностных суждений и практики работы, что в целях стимулирования правопослушного поведения, необходимо Министерству Юстиции Республики Казахстан, выйти с предложением в Высший Законодательный орган, о внесении изменений в некоторые статьи УИК РК, а именно статей 84, 85, настоящего кодекса, что касается свидания осуждённых к лишению свободы, а также получению осуждёнными посылок, передач и бандеролей.
Кроме того, я считаю, что назрела необходимость, также внесения изменения и дополнения в ст. 10 УИК РК, так как права осуждённого представляют собой важный элемент их правового статуса.