Тема: «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания»
Выполнил: студент 5 курса
защите заведующим кафедрой
уголовно-правовых дисциплин
План.
1. Введение 9
2. Общее понятие условно-досрочного освобождения от наказания 12
3. Понятие наказания и цели наказания 15
4. Исправление 19
5. Освобождение от отбывания наказания 23
6. Основания освобождения от отбывания наказания 27
7. Порядок представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания 39
8. Особенности представления осуждённых, отбывающих пожизненное лишение свободы к условно-досрочному освобождению. 50
9. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения 52
10. Правовое положение лиц, отбывших наказание. 54
11. Помощь осуждённым, освобождённым от отбывания наказания и контроль за ним. 56
12. Права освобождаемых на трудовое и бытовое устройство и другие социальные помощи. 59
13. Административный надзор за лицами освобождёнными из мест лишения свободы. 63
14. Программа Правительства на 2000-2002 годы. 68
|
|
15. Заключение. 71
16. Список использованных нормативных актов и литературы 75
Реферат
Дипломной работы по теме «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания»
На Международной конференции по реформе уголовных наказаний, состоявшейся в апреле 1999 года, в Лондоне с участием министров, парламентариев, судей и представителей неправительственных организаций более чем из 60 стран и 5 континентов – пришли к единому мнению, что тюремное системы всего мира находятся в кризисном состоянии. Тюрьмы приносят мало пользы обществу – разрушают семьи, дают мало удовлетворения жертвам преступлений, являются учреждениями, которые изолированы от общества и о которых часто забывают.
На практике условия в тюрьмах далеки от стандартов ООН. Нарушения прав человека, такие, как переполненность, отсутствие гигиены, нехватка продуктов питания, плохое медицинское обслуживание, высокий уровень инфекционных заболеваний и смертность в местах заключения, в большинстве стран мира получили широкое распространение. Ситуация в этих системах мира полностью созвучна и нашим проблемам, поэтому мы не можем и не имеем права не думать и не делать практических шагов по реформированию уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан.
В то же время, анализируя состояние преступности в последние годы, после проведения амнистии и декриминализации ряда деяний, можно сделать, ещё один вывод – сокращение численности лишённых свободы, на 20-30 тысяч человек, не оказывает существенного влияния на рост преступности в стране.
|
|
Сегодня ни для кого не секрет, что лишение свободы не перевоспитывает осуждённого, скорее речь можно вести лишь о коррекции его поведения. В целом же, находясь в местах лишения свободы, осужденный пропитывается идеологией преступного мира, а освобождения несёт её в общество. Таким образом, пропуская через исправительные колонии значительную часть населения страны, мы качественно ухудшаем своё общество. Нетрудно посчитать, что продолжение такой уголовной политики в отношении лишения свободы в течении ближайших 10-20 лет, может привести к непоправимым последствиям. Сохраняя, эту тенденцию, мы создаём реальную угрозу национальной безопасности страны.
По-видимому, не всегда оправдано, для разрешения социальных проблем и конфликтов, возникающих в обществе, применять уголовный закон. Это может не самое лучшее средство, хотя и необходимое. Но даже в тех случаях, когда его применение неизбежно, «целесообразно сохранение и возможное снижение удельного веса лишения свободы в общей совокупности мер наказания. Выход видится только в оптимизации и дальнейшем совершенствовании уголовной и уголовно-исполнительной политики».[1]
В связи с вышеизложенным, выбранная тема работы «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания», носит весьма актуальный характер и имеет важное теоретическое и практическое значение.
С целью более полного раскрытия проблемы условно-досрочного освобождения структура работы состоит из введения, двух глав: «Общее понятие условно-досрочного освобождения от отбывания наказания» и «Правовое положение лиц, отбывших наказание», где вопросы рассматриваются с теоретической и практической стороны, заключения, приложения и списка использованных нормативных актов и литературы.
Во введении дается обоснование темы, её актуальность, ставятся проблемные вопросы, которые раскрываются в последующих двух главах.
В I главе «Общее понятие условно-досрочного освобождения от отбывания наказания», рассматриваются вопросы: понятия наказания и цели наказания; понятия освобождения от отбывания наказания; основания освобождения от отбывания наказания; порядок представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания; особенности представления осуждённых, отбывающих пожизненное лишение свободы к условно-досрочному освобождению; прекращение отбывания наказания и порядок освобождения.
Далее во II главе «Правовое положение лиц, отбывших наказание», исследуются вопросы: помощи осуждённым, освобождённым от отбывания наказания и контроль за ним; права освобождаемых на трудовое и бытовое устройство и другие социальные помощи; административный надзор за лицами освобождёнными из мест лишения свободы.
В конце работы в Приложении, представлена Программа Правительства на 2000-2002 годы, по вопросам условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.
В Заключении работы даются выводы по дипломной работе, в частности, рассматриваемая тема условно-досрочного освобождения от отбывания наказания является одним из важнейших условий в уголовно-исполнительном праве, и материальной предпосылкой и основанием освобождения от наказания. По своему содержанию оно является видом наказания на стадии его отбывания. Таким образом, неотбытая часть наказания является специфическим испытательным сроком для условно-досрочно освобождаемого, и важным стимулом к его исправлению.
В настоящее время проявление гуманного отношения к лицам, отбывающим наказание в условиях изоляции от общества со стороны государства, говорит и тот факт, что все исправительные колонии всех видов режима содержания, изоляторы временного содержания, а также следственные изоляторы переведена из Комитета Уголовно-исправительной системы МВД в Министерство Юстиции Республики Казахстан, который не так давно осуществлял организацию работы судов и их деятельность.
|
|
На практике своей трудовой деятельности в исправительной колонии, я воочию убедился, что в настоящее время изменились приоритеты в вопросах организации самого воспитательного процесса. Если раньше его основу составляла идеологическая работа, то сегодня принципиально важное значение приобрёл воспитательный процесс, гуманные отношения к осуждённым, ориентация на общечеловеческие ценности, создание атмосферы законности, создание атмосферы законности и требовательности.
Так, например, наряду с этим Департаментом уголовно-исправительной системы Министерства Юстиции Республики Казахстан, для повсеместного внедрения в исправительные колонии, разрабатываются методические пособия по воспитательной работе с осуждёнными в условиях отбывания наказания,изучение индивидуальных особенностей личности осуждённых и обстоятельства совершённого им преступления после прибытия его в исправительное учреждение.
К примеру, в колонии где в настоящее время я работаю, это суд Илийского района Алматинской области. Можно обратиться с жалобой и к прокурору по надзору за уголовно-исполнительной системой, надзирающие за данной системой, а также в вышестоящие органы.
Судами области за прошлый год рассмотрено около 4000 представлений об условно-досрочном освобождении от отбытия наказания, замене неотбытого наказания более мягким, и не менее важно, об отмене условно-досрочного освобождения. Из всех представленных к условно-досрочному освобождению и смягчению наказания 88% удовлетворено. Характерно, что за этот период, перед судом предстали за вновь совершённые преступления всего 10 человек из числа условно-досрочно освобожденных.
В связи с выше изложенным, что касается гуманного отношения, я считаю, исходя из личностных суждений и практики работы, что в целях стимулирования правопослушного поведения, необходимо Министерству Юстиции Республики Казахстан, выйти с предложением в Высший Законодательный орган, о внесении изменений в некоторые статьи УИК РК, а именно статей 84, 85, настоящего кодекса, что касается свидания осуждённых к лишению свободы, а также получению осуждёнными посылок, передач и бандеролей.
|
|
Кроме того, я считаю, что назрела необходимость, также внесения изменения и дополнения в ст. 10 УИК РК, так как права осуждённого представляют собой важный элемент их правового статуса.
При выполнении Правительством Республики Казахстан и Президентом нашей страны Н.А. Назарбаевым, всех поставленных задач и программ, а также выше указанные мною, предполагаемые внесения изменения в уголовное законодательство, и начнутся реальные улучшения жизни общества и процветание его благосостояния, то со временем, я считаю, это приведёт к поэтапному снижению роста преступности с дальнейшим ее полным искоренением, путём преумножения богатства нашей страны, а также нравственного оздоровления общества.
Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев, в прошлом году, на III съезде судей предложил законопроект, в частности предусматривающий, снижение наказания, за совершённое преступление, не представляющее существенной общественной опасности, без отягчающих обстоятельств.
Это даёт возможность шире применять альтернативные меры наказания, не связанные с лишением свободы. Например, в законопроекте, вводится такой новый вид наказания, как ограничение свободы, заменяющее пребывание в исправительной колонии. Ограничение свободы предполагает, осуществление за осуждёнными надзора по месту жительства без изоляции от общества сроком от 1 года до 5 лет. То есть они получат право дольше работать или учиться, а также проживать у себя дома, но под строгим контролем и будучи ограниченным в других видах деятельности, свободе передвижения, свободном распорядке дня. По сути такая мера применяется к осуждённым условно, но видимо, в случае с ограничением свободы будет расширен список уголовных преступлений, подлежащих под такое наказание, и ужесточён контроль за осуждёнными. Очень важно, что введение этой поправки позволит по моему мнению в значительной мере разгрузить тюрьмы. Как известно проблемы переполненных колоний (кроме формально главенствующей идеи гуманности), стала одной из причин проведения амнистии, каждые последние три года и о последней мною была выше указана[2]. До принятия амнистии в 2001 году в местах лишения свободы насчитывалось около 72 тысяч заключённых при лимите в 65 тысяч человек.
В связи с десятой годовщиной принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан, руководствуясь принципами гуманизма, был принят настоящий Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2000 г. N 134-II «Об амнистии в связи с десятой годовщиной принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан»[3], и в связи с чем из учреждения, где я в настоящее время тружусь, из 1500 осуждённых, формально подпали под действие настоящего Постановления об амнистии свыше 300 человек, которые в настоящее время убывают или готовятся к месту постоянного жительства.[4]
Если в обществе будут процветать мир и благополучие, и общее благосостояние народа, то со временем преступность исчезнет как ненужный для общества придаток.
«Казахстан должен стать не просто экономически развитой державой. Он должен стать твёрдым сторонником и надёжным символом демократии и прав человека!»[5]
Введение
Сегодня никто не сможет точно сказать, когда было совершено первое преступление, когда и какое наказание было применено впервые. Доподлинно известно только одно – во все времена за преступлением следовало наказание.
Наказания применялись самые разные – от бесчеловечных пыток и изощрённых казней до общественного порицания. По мере развития общества менялось и его отношение к наказанию. И сегодня в начале третьего тысячелетия, встаёт вопрос, какой быть системе исполнения наказания в новом веке.
На Международной конференции по реформе уголовных наказаний, состоявшейся в апреле 1999 года, в Лондоне с участием министров, парламентариев, судей и представителей неправительственных организаций более, чем из 60 стран и 5 континентов – пришли к единому мнению, что тюремное системы всего мира находятся в кризисном состоянии. Тюрьмы приносят мало пользы обществу – разрушают семьи, дают мало удовлетворения жертвам преступлений, являются учреждениями, которые изолированы от общества и о которых часто забывают.
На практике условия в тюрьмах далеки от стандартов ООН. Нарушения прав человека, такие, как переполненность, отсутствие гигиены, нехватка продуктов питания, плохое медицинское обслуживание, высокий уровень инфекционных заболеваний и смертность в местах заключения, в большинстве стран мира получили широкое распространение. ситуация в этих системах мира полностью созвучна и нашим проблемам, поэтому мы не можем и не имеем права не думать и не делать практических шагов по реформированию уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан.
В советский период времени в Казахстане существовала целая система лагерей. Достаточно вспомнить КарЛАГ – Карагандинское управление лагерей, Восток ЛАГ – Восточное управление лагерей, АЛЖИР – Акмолинский лагерь жён изменников Родины.
Начало этому было положено сразу после революции, развитие прошло в годы репрессий. Освоение целинных и залежных земель в 50-60 годах и строительство крупномасштабных объектов индустрии требовало большого количества рабочей силы, поэтому со всего Советского Союза осуждённые направлялись для отбытия наказания в Казахстан. Уголовно-исполнительная система Республики, являлась частью общесоюзной, и несла в себе все её особенности. Становление самостоятельной уголовно-исполнительная системы Республики Казахстан, началось с 1991 года, с принятием суверенитета.
Современное состояние Уголовно-исполнительной системы Республики, можно проследить по следующим основным статистическим данным. Так на начало 2001 года в уголовно-исполнительной системе Республики имелось 47 исправительных колоний общего, строгого и особо строгого режимов, в том числе 2 для содержания осужденных женщин, 23 колонии-поселения, 3 воспитательные колонии для несовершеннолетних, 1 тюрьма, 17 следственных изоляторов для содержания лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении и 209, не связанные с изоляцией от общества.
По состоянию на 1 января 2001 года в исправительных колониях содержалось 69624 осужденных, в том числе в воспитательных колониях для несовершеннолетних – 1126 человек, в женских –3094 человека.
В следственных изоляторах 18797 подозреваемых обвиняемых в совершении преступлений. На учёте в уголовно-исполнительных инспекциях состояло свыше 28 тысяч осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества.[6]
Численность тюремного населения, на наш взгляд, в большой степени зависит от уголовной политики, правоприменительной практике, традиций, укоренившихся в общественном сознании.
В то же время, анализируя состояние преступности в последние годы, после проведения амнистии и декриминализации ряда деяний, можно сделать, ещё один вывод – сокращение численности лишённых свободы, на 20-30 тысяч человек, не оказывает существенного влияния на рост преступности в стране.
Сегодня ни для кого не секрет, что лишение свободы не перевоспитывает осуждённого, скорее речь можно вести лишь о коррекции его поведения. В целом же, находясь в местах лишения свободы, осужденный пропитывается идеологией преступного мира, а освобождения несёт её в общество. Таким образом, пропуская через исправительные колонии значительную часть населения страны, мы качественно ухудшаем своё общество. Нетрудно посчитать, что продолжение такой уголовной политики в отношении лишения свободы в течении ближайших 10-20 лет, может привести к непоправимым последствиям. Сохраняя, эту тенденцию, мы создаём реальную угрозу национальной безопасности страны.
По-видимому, не всегда оправдано, для разрешения социальных проблем и конфликтов, возникающих в обществе, применять уголовный закон. Это может не самое лучшее средство, хотя и необходимое. Но даже в тех случаях, когда его применение неизбежно, «целесообразно сохранение и возможное снижение удельного веса лишения свободы в общей совокупности мер наказания. Выход видится только в оптимизации и дальнейшем совершенствовании уголовной и уголовно-исполнительной политики».[7]