Биологические, генетические и биохимические факторы
Родившийся ребенок в течение определенного времени продолжает представлять собой в большой степени биологическое существо, несмотря на свою постоянную и сильную зависимость от социального окружения. Как считает Л.С.Выготский [5], необходимо принимать во внимание существование определенных биологических корней агрессивного поведения. Возможно, наиболее веским аргументом при этом может служить признаваемое различными авторами очевидное широкое распространение наиболее примитивных форм физической агрессии на самых ранних этапах онтогенеза. В этот же период развития более чем в 5 раз возрастает физическое насилие, учащаются реакции нападения.
Д.Московитц и А.Шварцман, утверждают, что агрессивности нередко сопутствует плохое здоровье, поскольку, по мнению авторов, с которыми многие не соглашаются, подавление агрессивных тенденций, может приводить к снижению иммунитета. З.Матейчик [16] отмечает, что агрессия более характерна для мальчиков и считает это явление “биологической данностью”, усиленной культурно-воспитательными традициями. Н.Д. Левитов [12], разрабатывая вопрос о возможных биологических источниках агрессии, подчеркивал существенные связи между агрессивностью и повышенной возбудимостью нервной системы при слабом действии активного торможения. Поскольку свойства нервной системы передаются по наследству, Н.Д. Левитов полагает, что может быть унаследовано и нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения в сторону повышенной и слабоконтролируемой возбудимости.
Исследования различных вариантов дисгармонического развития детей подтверждают существенную роль биологических условий в формировании агрессивного поведения (В.В. Лебединский [11], Г.Е. Сухарева [20] и др.).
По данным исследователей клинического и нейрофизического направления, аффективное, в том числе и агрессивное поведение, тесно связано с нарушениями созревания различных структур и функциональных систем головного мозга, составляющих природно-генетические особенности центральной нервной системы ребенка, его темперамента и нейродинамических основ. В материалах исследователей эти параметры определяются условно - как фактор “почвы” (А.А. Калашникова, 1995; К.С. Лебединская, 1988; Г.Е. Сухарева, 1959; И.Н. Татарова 1995).
Как известно склонность к агрессии часто связывают с большой возбудимостью с взрывным холерическим темпераментом. Для типологических возрастных особенностей детей дошкольного периода детства характерны возбудимость, чувствительность (Е.А. Аркин, 1948; А.Я. Кудряшова, 1969; В.С. Кузнецов, 1952 и др.) и быстрая истощаемость нервных клеток, слабость процесса торможения (А.Г. Иванов-Смоленский, 1953; К.С.Лебединская, 1959), то есть высшая нервная деятельность ребенка имеет некоторые характеристики, сходные с проявлениями слабого типа нервной системы (И. Равич-Щербо, 1975).
Аффекты гнева и обиды у возбудимых детей очень легко возникают и повторяются, поскольку, как отмечает А.Н. Леонтьев [13] к аффективным ситуациям не происходит привыкания. Как подчеркивает А.Д. Кошелева [10], в качестве причин аффективности, кроме социальных, могут выступать природные, генетически обусловленные особенности ребенка: высокая чувствительность, предрасположенность к переживанию отдельных эмоций (страха, гнева и т.д.). Однако наблюдались проявления злости, агрессии, недовольства, ревности и у тормозимых, пассивных детей, имеющих трудности в общении. Это поведение отмечалось у тех детей, которые испытывали отрицательное отношение к совместной деятельности и игре со сверстниками (в отличие от возбудимых). Темперамент человека, проявляющийся в самом раннем детстве, обычно не меняется в течение жизни. Существует определенный риск, что у бесстрашного, импульсивного ребенка могут возникать нарушения поведения в подростковом возрасте. В ведении симпатической нервной системы находится наша готовность “драться или удирать”: именно эта нейроструктура по достижении организмом определенного уровня физиологического возбуждения, производит запуск механизма агрессивного реагирования.
Хотя некоторые факторы довольно убедительно подтверждают существование связи между склонностью к агрессии и набором половых хромосом, существует сравнительно мало данных, свидетельствующих о том, что половые хромосомы играют решающую роль в формировании агрессивного поведения.
Химические состав крови еще один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. Алкоголь и наркотические вещества усиливают агрессивность, снижая уровень вменяемости личности, а также ослабляя способность учитывать последствия совершаемых действий.
Итак, существуют весомые биологические, генетические и биохимические факторы, способствующие возникновению агрессии.
Наиболее неблагоприятным для позитивного развития личности ребенка можно считать сочетание биологических факторов риска с другими факторами, которые мы рассмотрим ниже.
Фактор пола
Большинство исследователей детской агрессии интересовал вопрос характерных особенностей агрессивных проявлений мальчиков и девочек. Говоря о широком диапазоне агрессивных реакций у маленьких детей (оскаливание зубов, громкий крик, топание ногами и т.п.). Е.М. Гаспарова считает, что реальные попытки ударить, укусить более характерны для мальчиков, а попытки оцарапать, ущипнуть, вцепиться в волосы чаще имеют место у девочек. Еще в 1931 г. Ф.В. Гуденаф изучала проявление гнева и агрессивности у детей в возрасте от 12 месяцев до 4 лет и ею было установлено, что в 3 года вспыльчивость и взрывы гнева у мальчиков наблюдались в 3 раза чаще, чем у девочек.
Н.Дэйв (1934) проанализировал 200 ссор 40 дошкольников подтвердил вывод Гуденаф о том, что мальчики больше ссорятся, чем девочки. Кроме того, данные этого исследования свидетельствуют, что ссоры происходят более часто между детьми одного пола, и у более старших детей их меньше, но они продолжительнее по времени. С.Фишбек наблюдала игры маленьких детей в США, Швейцарии и Эфиопии и также установила большую агрессивность мальчиков по сравнению с девочками. А.Барух исследовал агрессивные проявления детей в игре с куклой и друг с другом. В его исследовании было обнаружение, что мальчики дрались чаще девочек и друг друга они били не так как они били девочек. К тем же выводам пришли Е. Холленберг и М. Спэрри (1950).
Однако есть ряд работ, подтверждающих проявление агрессивности у девочек под влиянием тех или иных факторов. В частности, в своей работе Р.Р. Сирс, Д.В. Уатинг, В. Ноулис и П.С. Сирс (1953), в дальнейшем Е. Маккоби и К. Левин (1957) получили положительную корреляцию между наказанием матери и выраженностью агрессивного поведения со стороны как мальчиков, так и девочек в детском саду.
Х. Хекхаузен также указывает на существование половозрастных различий в способах выражения агрессивности мальчиков и девочек 8-11-15 лет. Девочки двух старших групп используют в основном непрямые способы агрессивного поведения, в отличие от мальчиков, использующих прямые способы агрессивного поведения.
К. Бютнер, отмечая соотношение вербальной и физической агрессии - указывал, что у мальчиков преобладает физическая агрессия, у девочек - вербальная.
Целый ряд исследований: Р. Сирс, Пиентлер и П. Сирс (1946), Е. Холенберг и М. Спэрри (1950), Дж. Уолтерс, Л. Пирс и Л. Дамс (1957), А. Бандура и Д.Уолтерс (1969), хотя и обнаружили большую агрессивность мальчиков по сравнению с девочками, но это ими объясняется разными для первых и вторых социально-одобряемыми моделями поведения. Одной из причин меньшей агрессивности девочек, как считают некоторые авторы (Х. Коч, В. Вайтинги) является их большая степень взаимодействия с малышами (во всех 6 изучаемых культурах - девочек привлекали гораздо чаще к воспитанию маленьких детей, чем мальчиков).