Сущность и критерии инвестиционной привлекательности муниципального образования

 

В условиях интенсивной глобализации, формирования рынка, усиливающейся конкуренции, переноса центра тяжести в решении большой совокупности социальных задач с федерального уровня на региональный, происходит массированная реструктуризация и реорганизация экономики регионов, инициируются сложные глубинные трансформации. Становится очевидным, что ответственность за решение социально-экономических проблем территории должны взять на себя как федеральный центр, так и сами регионы и муниципальные образования [3, с. 124].

В настоящее время инвестиции, их объем, состав (типы), дифференциация по направлениям и формам собственности, представляют весьма существенную основу хозяйственного развития страны, ее регионов и муниципальных образований, стратегическое острие которой направлено на существенное повышение благосостояния народа [4, с. 227].

Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики – это вопрос развития производств, снижения вероятности социальных взрывов и фактор реструктуризации хозяйственной системы территории. Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности – это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Но шаг – это еще не решение проблемы. Осуществить задачу экономического развития возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности, стремясь к наиболее полной реализации объективных возможностей территории и условий деятельности предприятий, не боясь отказываться от привычного во имя целесообразного. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью – ключевой вопрос текущего момента [5].

Что же такое «инвестиционная привлекательность» территории? Понятие «инвестиционная привлекательность» означает наличие определенных условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. В качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности принято выделять «инвестиционный потенциал», - количественную характеристику инвестиционной привлекательности, и «инвестиционный риск» - ее качественную характеристику. Однако, не стоит забывать и то, что на предпочтения инвестора влияет гораздо более широкий круг факторов (включая культурные и психологические), чем те, что традиционно умещают в рамки «инвестиционного потенциала» и «инвестиционного риска». Поэтому, процесс реализации инвестиционной привлекательности – это творческий, индивидуализированный и, требующий «понимающих» подходов, процесс [6].

Инвестиционный потенциал территории характеризуется совокупностью объективных предпосылок для осуществления инвестирования, которые могут быть измерены и выражены в виде количественных показателей. Наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала территории признаются следующие факторы:

- ресурсно-сырьевой потенциал, то есть средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов: минерально-сырьевых, земельных, водных, лесосырьевых, рекреационных;

- производственный потенциал – показатель учитывающий уровень и структуру валового продукта территории, долю убыточных предприятий, уровень производства промышленной продукции на душу населения, долю затрат на воспроизводство основных фондов, иными словами, он отражает совокупный результат хозяйственной деятельности на анализируемой территории;

- потребительский потенциал – выражает совокупную покупательную. способность населения региона и измеряется денежными доходами в среднем на душу населения, соотношением доходов 10 % наиболее и наименее обеспеченного населения, среднемесячной заработной платой работников в экономике, соотношением среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму, долей платных услуг в денежных расходах населения;

- инфраструктурный потенциал – отражает экономико-географическое положение региона и его инфраструктурную обустроенность;

- интеллектуальный потенциал, который отражает образовательный уровень населения через показатели удельного веса специалистов с высшим и средним образованием на 10 тыс. человек населения, количество высших учебных заведений, количество профессорско-преподавательского состава количество обучающихся в аспирантурах и докторантурах;

- институциональный потенциал – отражает степень развития ведущих институтов рыночной экономики и выражается через количество кредитных организаций, их совокупный уставной капитал, величину долей государственных, частных и смешанных предприятий;

- инновационный потенциал – выражается в показателях количества академических научных учреждений, количество разработанных и внедренных инновационных проектов.

Отражает уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе;

- трудовой потенциал – выражается через показатели численности трудоспособного населения, численность экономически активного населения, уровень безработицы, естественный прирост на 1000 жителей, средней продолжительности жизни населения, уровень миграции населения;

- финансовый потенциал территории, характеризуется прибыльностью предприятий, объемом налоговой базы, доходностью бюджета территории. Другая составляющая инвестиционной привлекательности, понятие «инвестиционный риск», отражает целесообразность осуществления капиталовложений на данной территории, вероятность потери инвестиций или дохода от них. В отличие от факторов инвестиционного потенциала, инвестиционный риск – более динамичная характеристика, способная измениться в сравнительно короткий промежуток времени. В рамках понятия «инвестиционный риск» выделяются следующие составляющие:

- экономический риск – показатель, отражающий тенденции в экономическом развитии региона;

- политический риск – представляющий тенденции политической жизни территории;

- социальный риск – отражающий уровень социальной напряженности;

- экологический риск – связан с уровнем загрязнения окружающей среды;

- криминальный риск – отражает уровень преступности в регионе с учетом тяжести совершаемых преступлений.

Инвестиционный риск в отдельном регионе или на отдельной территории является составной частью, используемого в международной практике понятия «кантри-риска», являющегося обобщенной характеристикой данной страны в целом, как делового партнера с учетом различных политических и экономических факторов. «Кантри-риск» отражает вероятность нежелательного развития сделок с предпринимателями и предприятиями данной страны, когда становится трудным или невозможным не только получение первоначально планируемых выгод, но и само выполнение сделки и возврат вложенного капитала. Таким образом, инвестиционный риск территории органически связан с показателем «кантри-риска» [7, с. 197].

Традиционно понятие инвестиционная привлекательность связывают с предпочтениями инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Согласно выводам экспертов, наиболее привлекательными для выбора региона для инвесторов являются факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Повысить инвестиционную привлекательность могло бы изменение законодательства в части предоставления налоговых льгот инвесторам, но это, в любом случае, разовое мероприятие, которое лишь снизит «планку», но не решит проблему.

Из этого следует неутешительный вывод: традиционные возможности оперативного изменения инвестиционной привлекательности весьма ограничены. Того повышения инвестиционной привлекательности, которое они могут обеспечить, совершенно недостаточно для изменения сложившихся негативных тенденций. Другими словами, существующие сегодня представления не позволяют обеспечить привлечение необходимого для спасения экономики потока инвестиций.

В настоящее время существует несколько подходов к определению инвестиционной привлекательности территории:

- сопоставление величин реальных и нормативных капиталовложений;

- расчет простого индекса инвестиционной привлекательности по отношению реальных и нормативных капиталовложений;

- расчет расширенного индекса инвестиционной привлекательности, который определяется как среднее геометрическое индексов инвестиционной привлекательности и объема капиталовложений.

В нашей стране и за рубежом многие организации занимаются расчетами инвестиционной привлекательности тех или иных стран и регионов. Распределение регионов по интегральному рейтингу инвестиционной привлекательности, предоставленное этими организациями, дают инвестору пищу для предварительных размышлений при выборе региона для приумножения своего капитала. При этом наиболее привлекательными оказываются регионы и территории с высоким инвестиционным потенциалом и низким фактором риска.

Эти районы характеризуются накопленной в процессе многолетней хозяйственной деятельности инфраструктурной освоенностью территории, высоким инновационным и интеллектуальным потенциалом населения, сравнительно высокой диверсификацией отраслей экономики, авторитетной властью. Непривлекательными в инвестиционном плане являются районы с низким потенциалом и высоким риском. Но и они, несмотря на то, что не могут претендовать на высокое место в интегральном рейтинге, могут рассчитывать на интерес инвесторов, ориентированных на инвестиции в узкую сферу, например, в уже действующую добывающую промышленность или, пришедших на высоко рискованную территорию, ради получения сверхприбылей.

Анализ связи между инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском в условиях России, свидетельствует о диалектическом соотношении этих факторов. Так, регионы с наименьшим риском, как правило обладают наибольшими потенциалами и наоборот. Увеличение рейтинга инвестиционных рисков по мере снижения рейтинга интегрального потенциала – это довольно общая для российских регионов тенденция. Наиболее сильно она выражена для экономического и криминального рисков, в наименьшей степени для социального и политического рисков. Еще одной закономерностью является то, что экономическая интеграция российских регионов между собой усиливает их инвестиционный потенциал.

Еще одним показателем соотношения риска и потенциала являются личные вклады населения: оказывается, что чем выше экономический потенциал группы регионов и чем ниже инвестиционный риск, тем больше и абсолютные, и душевые размеры вкладов населения. Это показывает, что высокий инвестиционный риск чутко ощущается населением, опасающимся делать вклады в собственных инвестиционно непривлекательных регионах. Удельный вес накопленных капитальных вложений и иностранных инвестиций демонстрирует тенденцию к снижению по мере снижения инвестиционного потенциала региона. При этом отмечается, что иностранные инвестиции в большей мере согласуются с уровнем инвестиционного риска, в то время как российские следуют за инвестиционным потенциалом.

Иностранные инвесторы, таким образом, более осторожны, они стараются действовать наверняка, в основной своей массе, сообразуясь с нормативной базой данной территории, в то время как российские либо недоучитывают риски, либо сознательно идут на избыточный риск, преодолевая угрозу потери инвестиций путем участия в коррупции, экономических, финансовых и в других уголовных преступлениях.

Как отечественные, так и иностранные инвесторы стараются извлечь прибыль из своих капиталов, используя довольно стабильный набор конкурентных преимуществ территории, связанный с использованием дешевой рабочей силы, сырья, энергии, емкостью рынка сбыта. В то же время, в условиях сегодняшнего затяжного экономического кризиса в стороне остаются такие составляющие конкурентных преимуществ, как повышение уровня управления, внедрение новых и высоких технологий, повышение квалификации рабочей силы. Изменение ситуации в инвестиционной сфере предполагает работу по управлению инвестиционной привлекательностью территории как органов управления территории, так и самих инвесторов. Реализация инвестиционного потенциала территории предполагает два основных алгоритма действия.

Смысл первого заключается в том, что целенаправленное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет этому инвестору получить контроль за надежностью и эффективностью собственных вложений. Процесс приобретения контроля за эффективностью вложений требует в качестве условия, чтобы основная деятельность объекта инвестиций была прозрачна. Это позволяет инвестору оценить возможность вложения своих средств. Если такое решение принято, прежде чем вкладывать капиталы в реализацию проекта, инвестор предварительно должен удостовериться, что он сможет контролировать создание и реализацию стратегии проекта. Далее, в процессе создания и отлаживания механизмов контроля за тем, чтобы финансовая политика была подчинена принятой стратегии деятельности, инвестор формирует целенаправленность распределения ресурсов, обеспечивая прозрачность финансовой деятельности и устанавливая, тем самым, необходимый контроль за надежностью вложений. И, наконец, целенаправленно воздействуя на расстановку руководителей в соответствии с их управленческими способностями, инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью собственных капиталовложений. Если на одной из ступеней инвестор не чувствует своей способности контролировать вложенные средства, инвестиции им направляться не будут. Если же акт инвестирования состоялся, то построенная система целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, повышает инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов. Что позволяет вкладывать далее или привлекать со стороны значительные средства для глобальной реструктуризации объекта.

Смысл второго алгоритма заключается в том, что ключевые свойства инвестиционной привлекательности объекта создаются по инициативе органов управления территории. В этом случае, на этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности, органы управления регулируют доступ инвестора, как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле за их функционированием, причем, чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность объекта для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью объекта сводится к гарантиям включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики объекта.

При этом, во избежание грубости подхода, необходимо разграничить понятия «прозрачность деятельности» и «прозрачность информации». Условимся понимать «прозрачность деятельности», как возможность для инвестора в любой момент проверить достоверность представляемой ему информации, а «прозрачность информации», как возможность доступа к любой информации о деятельности предприятия.

Эти понятия не должны смешиваться, так как, с одной стороны, прозрачная деятельность привлекательнее прозрачной информации, потому, что соотнесена с целями инвестора, менее капитало- и ресурсоёмко ее обеспечение и при таком положении дел только от инвестора и его способностей зависит, сможет ли он вовремя отследить появление позитивных или негативных факторов, с другой стороны, прозрачность информации способна нанести вред как объекту инвестиций, так и инвестиционному процессу, став «слабым местом» в конкурентной борьбе. В связи с этим, существует необходимость обеспечивать фактическую прозрачность деятельности (а иначе инвестор просто не придет: слишком велик риск потерь), кроме того таким способом будет формироваться и правовая культура территории. Два указанных алгоритма оптимально работают только в сочетании, поэтому органы управления территории отвечают за управление инвестиционными процессами в масштабах территории. Речь, в этом случае, идет о создании нормативной базы, формировании структурных механизмов и запуске процессов, функционирование которых дает устойчивый результат такого масштаба, который позволяет говорить о наличии определенной тенденции.

Территория станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда органы управления сделают своей приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств экономики, как прозрачность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, а так же собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора экономики станет устойчивой тенденцией [8, с. 301].

Политика реализации инвестиционной привлекательности территории осуществляется исходя из реалий баланса факторов, сосредоточенных в сфере политики и экономики, однако можно выделить наиболее общепринятые действия:

- развитие регионального инвестиционного законодательства;

- поддержка инвестиций со стороны местных властей путем предоставления гарантий и льгот;

- формирование инвестиционной открытости и привлекательности территории, ее инвестиционного имиджа;

- проведение активной деятельности по привлечению иностранных инвестиций;

- формирование инвестиционной инфраструктуры (залоговые фонды, перестраховочные компании, развиваются бизнес-центры и т.д.);

- разработка системы взаимоувязанных экономических, организационных и правовых мер, направленных на создание привлекательного инвестиционного климата территории и оживление инвестиционной активности;

- создание инвестиционных пакетов, то есть наборов инвестиционных проектов, способных привести к разрешению конкретной проблемы территории с программой распределения экономических, технических, финансовых ресурсов и рисков между исполнителями по временным интервалам (срокам капиталовложений и срокам окупаемости) [9, с. 87].

В целом, работа по реализации инвестиционной привлекательности территории неотрывна от инвестиционной политики государства и субъекта федерации, и призвана дополнять и углублять ее всеми возможными путями. Одним из таких путей является создание на территории режима наибольшего благоприятствования тем или иным инвесторам (крупным-мелким, российским - иностранным) в тех или иных сферах. Такой режим включает:

- гарантии равных прав инвесторам;

- предоставление льгот по налогам в части зачисляемой в местный бюджет, например:

а) снижение платежей на срок фактической (с учетом предоставленных льгот) окупаемости инвестиций (но не более срока предусмотренного в проекте) на 100%: по налогу на имущество, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта;

по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, исчисленного от объема реализации продукции (работ, услуг) произведенной на созданных (приобретенных) в ходе реализации инвестиционного проекта производственных мощностях;

по земельному налогу, арендной плате за землю, исчисляемыми от площади земельного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта; по арендной плате за муниципальное недвижимое имущество, используемое для реализации инвестиционного проекта.

б) снижение платежей в течении нескольких лет после завершения периода окупаемости инвестиций по вышеприведенным налогам.

Режим наибольшего благоприятствования может предоставляться инвестору в соответствии с договором об осуществлении инвестиционной деятельности, который заключается между инвестором и администрацией муниципального образования и устанавливающий обязанности инвестора по осуществлению инвестиций и администрации по предоставлению режима наибольшего благоприятствования на определенный срок.

Для заключения такого договора от инвестора соответствующим подразделением администрации, например, комитетом экономики и управления, могут быть затребованы следующие документы:

- заявление на имя главы администрации с предложением о заключении Договора;

- справка из государственной налоговой инспекции о постановке на учет в качестве юридического лица;

- учредительные документы;

- инвестиционный проект с расчетом срока окупаемости;

- обязательство вести отдельный бухучет по операциям, связанным с осуществлением инвестиционного проекта.

Учитывая, что, инвесторы, действующие на отдельной территории, имеют право пользоваться всеми льготами, предоставляемыми инвесторам в соответствии с региональным и федеральным законодательством, создание режима наибольшего благоприятствования на отдельной территории может стать действенным инструментом инвестиционной политики территории.

Немаловажное значение играет качество инвестиционной инфраструктуры территории, то есть ряда организаций, выполняющих различные функции в обеспечивающих инвестиционную деятельность и поддержку малого предпринимательства. Например, на территории Владивостока частями такой инфраструктуры являются:

- экономический совет при главе администрации города Владивостока;

- комитет экономики и управления администрации Владивостока;

- городской фонд поддержки малого предпринимательства Владивостока.

Усилия данных органов по формированию благоприятных условий, интенсифицирующих деловую активность и обеспечивающих инвестиционную привлекательность территории будут тщетны без конструктивного ответа на свои инициативы со стороны российского бизнеса и общественных организаций. Сложность сегодняшнего мира диктует необходимость консолидации усилий всех участников экономического процесса – власти, бизнеса и общественных организаций.

Несмотря на то, что российскую власть обоснованно критикуют за то, что процесс консолидации усилий идет не всегда последовательно и планомерно и не так быстро, как требует реальная обстановка в стране, нужно признать, что практически единственная сфера нашей жизни, в которой можно говорить о заметных структурных изменениях – это сфера власти. Что же касается других областей, будь то крупный, средний или малый бизнес, социальная сфера, строительство политических институтов, институтов гражданского общества, то здесь картина иная. Все эти структуры формировались и развивались не в результате осуществления некоторой осознанной стратегии заинтересованных групп, а главным образом, как ответная реакция на изменение ситуации в целом. В результате мы получили разрозненное бизнес-сообщество, со слабым осознанием корпоративных интересов и неразвитыми горизонтальными коммуникациями внутри сообщества, что привело к развитию конкуренции не за потребителя, а за доступ к власти всех уровней и получение связанных с этим преимуществ.

Сегодня назрела необходимость в тесном сотрудничестве с органами власти на территории корпоративных структур, объединений крупного, среднего и малого бизнеса, отраслевых и межотраслевых объединений; ассоциаций, отстаивающих общие интересы, политических партий и организаций, представляющих эти интересы в законодательных собраниях различных уровней. С реализацией потенциала сотрудничества, основанного на инициативе самоорганизации российских бизнес-структур и общественных организаций тесно связан вопрос успеха реализации инвестиционного потенциала территории [10].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «инвестиционная привлекательность» означает наличие определенных условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. В качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности принято выделять «инвестиционный потенциал», - количественную характеристику инвестиционной привлекательности, и «инвестиционный риск» - ее качественную характеристику.

Инвестор, выбирая регион для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность территории.

Одна из задач, стоящих пред современным обществом, заключается в создании необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения. Достижение поставленной задачи возможно путем привлечения инвестиций на территорию муниципального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: