Обоснование проблемы исследования.
Одна из важнейших задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления РФ на современном этапе, заключается в создании необходимых условий для интенсификации экономического роста, повышении качества жизни населения страны. На местном уровне это выражается в обеспечении комплексного социально-экономического развития каждого поселения, что неразрывно связано с эффективным управлением инвестиционными процессами органами местного самоуправления на подведомственной территории [47].
Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» среди полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения выделяет необходимость принятия и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
В условиях проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на формирование благоприятной экономической и социальной среды, ключевое место по праву отводится инвестиционной политике. Акцентируя внимание на проблематике инвестиционного обеспечения устойчивого роста российской экономики можно сделать вывод о том, что муниципальные образования выступают фокусы территориального социально-экономического развития, концентрирующие субъекты инновационно-инвестиционной активности и локализующие соответствующие финансово-инвестиционные ресурсы.
|
|
Существенным недостатком действующей системы формирования программ социально-экономического развития муниципального образования является ориентация на кратко- и среднесрочные цели, отсутствие комплексности в них, а также неопределенность в источниках финансирования программных мероприятий. Использование инвестиционной составляющей в механизме разработки концепции социально-экономического развития города позволяет решать проблемы формирования муниципальной стратегии с позиций системного подхода и учесть все аспекты деятельности муниципального образования [48].
В связи с этим существенно возрастает роль органов местного самоуправления в активизации инвестиционной деятельности не только в отношении объектов муниципальной собственности, но и системы местного хозяйства в целом. Условием успешного привлечения инвестиционных ресурсов и их эффективного использования является наличие целенаправленной инвестиционной политики, базирующейся на оценке и прогнозировании инвестиционного климата муниципального образования и учитывающей интересы всех участников инвестиционного процесса.
|
|
Цели и задачи инвестиционной политики муниципальных образований, ее формы, методы и механизмы реализации зависят от социально-экономической среды, в которой находится муниципальное образование и его инвестиционного потенциала. Основываясь на стратегических целях по укреплению роли муниципальных образований в процессе принятии управленческих решений с учетом их специфики, перед органами местного самоуправления стоит задача определения и выбора своей модели организации инвестиционной деятельности на территории города, разработки и совершенствования инвестиционной политики муниципального образования, адекватной современному уровню местного развития [49].
Учитывая, что местное самоуправление в современной России является достаточно новым общественным институтом, то у органов местного самоуправления отсутствуют навыки самостоятельной постановки целей и задач управления инвестициями, а существующие методики управления инвестициями не в полной мере ориентированы на комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования. Противоречие между необходимостью в совершенствовании управления инвестиционной привлекательностью органами местного самоуправления и отсутствием достаточного для этого научно-методического обеспечения обусловливает актуальность выбранной проблемы исследования.
Цель исследования состоит в практическом обосновании совокупности приемов, методов и инструментов, обеспечивающих формирование, реализацию и совершенствование инвестиционной привлекательности муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район».
Объектом исследования выступают население муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район», а также эксперты, представленные сотрудниками отдела экономического анализа и транспорта муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район».
Предметом исследования является совокупность приемов, методов и инструментов, обеспечивающих формирование, реализацию и совершенствование инвестиционной привлекательности муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район».
Таблица 1
Логический анализ основных понятий
Интерпретация | Операционализация |
Инвестиционная политика – составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня. | - виды; - инструменты. |
Инвестиционный климат – экономические, политические, финансовые условия, оказывающие влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику. | - методы совершенствования; |
Благоприятный климат характеризуется политической устойчивостью, наличием законодательной базы, умеренными налогами, льготами, представляемыми инвесторам. | - условия. |
Инвестиционная привлекательность – создаваемые государством и компаниями условия вложения капитала, гарантированности и привлекательности вложений. | - условия. |
Концепция инвестиционной политики – система стратегических целей в области улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности. | - задачи. |
Основная гипотеза данного социологического исследования базируется на совокупности теоретических положений и практических выводов, в соответствии с которыми привлечение инвестиций в социально-экономическое развитие муниципального образования возможно на основе действенной инвестиционной политики, сформированной и реализуемой местными органами самоуправления с учетом оценки и анализа состояния, динамики и тенденций изменения инвестиционного климата муниципального образования.
|
|
Достижению поставленной цели были подчинены следующие основные задачи исследования:
- дать развернутую характеристику инвестиционного климата муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район»;
- оценить состояние управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления;
- определить основные направления совершенствования инвестиционной привлекательности муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район», применяемые органами местного самоуправления;
- выявить наиболее эффективные направления по привлечению инвестиций в муниципальное образование на основе анализ мнений сотрудников отдела экономического анализа и транспорта Исполнительного комитета муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район».
Определение обследуемой совокупности:
Для исследования среди муниципальных служащих используется метод экспертного опроса. Исследование проводится среди сотрудников Отдела экономического анализа и транспорта Исполнительного Комитета Нижнекамского муниципального района. В данном случае в качестве выборочной совокупности выступают сотрудники этого структурного подразделения (5 экспертов из 8 сотрудников), то есть исследование проводится с помощью метода основного массива.
Также, для формирования наиболее объективной картины в данном исследовании опрашиваются представители бизнес-структур (5 человек).
Методы сбора информации
Основные методы сбора информации:
1) вторичный анализ статистических материалов, документов Отдела экономического анализа и транспорта Исполнительного Комитета Нижнекамского муниципального района;
2) сбор первичной социологической информации при помощи экспертного опроса.
Таблица 2
Рабочий план подготовки и проведения исследования
Наименование мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные за выполнение | Примечания | |||
1 Составление и утверждение программы социологического исследования
| 10 января – 10 февраля | Дипломант, руководитель | ||||
2 Подготовка методического инструментария | 20 января – 1 февраля | Дипломант | Тиражирование анкет в количестве 8 экземпляров | |||
3 Проведение исследования | 11 – 15 марта | Дипломант | В отделе экономического анализа и транспорта | |||
4 Анализ социологической информации | 21 – 26 марта | Дипломант | ||||
5 Обсуждение результатов исследования | 27 марта – 1 апреля | Дипломант, руководитель | ||||
6 Оформление отчета о проведении исследования | 10 апреля | Дипломант | ||||
Таблица 3
Логическая структура инструментария экспертного опроса
Операциональные понятия | Индикаторы | Тип шкалы измерения | Номер вопроса |
1 Инвестиционный климат | |||
Благоприятность инвестиционного климата | Индивидуальная оценка степени благоприятности | Ранговая | 1 |
2 Инвестиционная привлекательность | |||
Основные условия привлечения инвестиций | Факторы | Номинальная | 2 |
Отрасли, наиболее привлекательные для инвестиций | Виды отраслей | Номинальная | 3 |
Отрасли, нуждающиеся в инвестициях | Виды отраслей | Номинальная | 4 |
Преобладание видов инвестиций | Виды инвестиций | Номинальная | 5 |
Используемые методы привлечения инвестиций | Методы | Номинальная | 7 |
Эффективность новых методов привлечения инвестиций | Индивидуальная оценка эффективности | Ранговая | 8 |
Внедрение новых методов | Наличие внедрения | Номинальная | 9 |
3 Информационное обеспечение инвестиционной политики | |||
Освещенность вопросов инвестиционной политики в СМИ | Степень освещения | Ранговая | 6 |
4 Концепция инвестиционной политики | |||
Необходимость внедрения Концепции | Индивидуальная оценка необходимости | Ранговая | 10 |
Влияние Концепции на рост инвестиций | Индивидуальная оценка степени влияния | Ранговая | 11 |