2.1 Разработка графического плана перехода
1. Графический план - графическое изображение пути судна на карте с необходимыми пояснениями, касающимися режима плавания.
2. Выбор пути судна выполняется на основании анализа условий плавания с учетом осадки судна, его мореходных качеств и эксплуатационных требований, удаления от мест – убежищ и допустимого расстояния между ними.
3.выбираемый путь должен удовлетворять правовым ограничениям (территориальные воды иностранных государств, запретные и опасные для плавания районы и пр.). Среди вариантов, удовлетворяющих этим требованиям выбирается наиболее экономический путь.
4. Графический план перехода составляется на генеральной карте вмещающей весь маршрут плавания.
5. При составлении графического плана перехода разрабатываются следующие требования:
- определяется время выхода из порта отхода в порт назначения, прохода контрольных точек, опасных в навигационном отношении районов;
- рассчитывается генеральная скорость всего перехода и отдельных его участков;
|
|
- указываются участки пути, проходимые в светлое (день) и темное (ночь) время суток;
- наносятся рабочие зоны действия РНС и РМ-ков;
- вырабатываются рекомендации по проходу наиболее сложны участков плавания;
- указываются места якорных стоянок и пункты захода;
- разрабатываются меры по обеспечению навигационной безопасности плавания.
2.2 Предварительная прокладка
После изучения и анализа всех условий плавания выполняется предварительная прокладка. Такая прокладка вначале производится на генеральных картах, что даёт общую ориентировку и позволяет наметить протяжённость и продолжительность плавания по участкам, выявить место и время прохождения сложных и опасных участков, где потребуется временная вахта на мостике. После окончания работы на генеральных картах предварительную прокладку переносят на путевые и частые карты с выполнением необходимых расчётов, результаты которых заносятся в таблицу:
Таблица 2.2.1 – Предварительные расчёты перехода.
№ п/п | ИК | Плавание S мили | V (уз) | Время На курсе | Точки поворота | Ориентир, ИП (Д) в момент поворота | ||
Т оп. Т суд. | φс.(N) | λc(Е) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Выход из порта | 08.00 03.02. 2006 | 46º35,9 | 31º00,9 | Мк Воронцовский 352º (1,3) | |||
2 | 194 | 334 | 9,0 | 37.06 | 21.06 04.02. 2006 | 44 18,0 | 29 08,0 | Мк Анадолу176° (4,6) |
3 | 180° | 4.0 | 9.0 | 00.27 | 21.33 | 41°14,0 | 29° 08,0 | Мк Румели 2700/0,9 Мк Анадолу 1380/1,3 |
4 | 210° | 2,0 | 9,0 | 00.13 | 21.46 | 41°12,3 | 29°07,5 | Мк Филь 1230/0,4 Мк Чалы 3030/0,4 |
5 | 223° | 1,2 | 9,0 | 00.08 | 21.54 | 41 10,9 | 29 05,0 | Мк Дикиликия 3030/0,2 Мк Кавак 1330/0,3 |
6 | 219° | 1,9 | 9,0 | 00.12 | 22.06 | 41°09,4 | 29°03,5 | Мк Бююкдере 3030/0,6 Мк Мола 1230/0,8 |
7 | 180 ° | 0,55 | 9,0 | 00.04 | 22.10 | 41°08,9 | 29°03,5 | Мк Мола 900/0,7 Мк Киреч 2480/0,2 |
8 | 146° | 1,9 | 9,0 | 00.12 | 22.22 | 41°07,4 | 29°04,8 | Мк Истинье 2470/1,0 Мк Гюмюшсую670/0,8 |
9 | 223° | 1,3 | 9,0 | 00.09 | 22.31 | 41°06,3 | 29°03,6 | Мк Канлиджа 1100/0,3 |
10 | 180° | 1,1 | 9,0 | 00.07 | 22.38 | 41°05,0 | 29°03,6 | Мк Ашыян 2700/0,1 |
11 | 225° | 0,6 | 9,0 | 00.04 | 22.42 | 41°04,5 | 29°03,0 | Мк Кандиллии1130/0,3 Мк Бебек 2930/0,2 |
12 | 180° | 0,4 | 9,0 | 00.03 | 22.45 | 41°04,1 | 29°03,0 | Мк Кандиллии 760/0,5 Мк Акынты 2700/0,1 |
13 | 207° | 1,2 | 9,0 | 00.08 | 22.53 | 41°03,0 | 29°02,3 | Мк Дефтердар3370/0,2 Мк Бейлербейн 1370/0,4 |
14 | 232° | 2,4 | 9,0 | 00.16 | 23.09 | 41°01,6 | 28°59,7 | Мк Салыпазары 3020/0,4 Мк Кызкулеси 1220/0,4 |
15 | 184° | 1,8 | 9,0 | 00,12 | 23.21 | 40°59,6 | 28°59,5 | Мк Инджи 900/1,0 Мк Ахыркапы 3370/0,7 |
16 | 182° | 6,7 | 9,0 | 00,45 | 00.06 05.02. 2006 | 40°55,2 | 28°52,8 | Мк Емилькей 322 ° (3,0) |
17 | 255° | 78,0 | 9,0 | 08.40 | 08.46 | 40°46,2 | 27°37,0 | Мк Домуз 170.5° (6,0) |
18 | 244° | 35,0 | 9,0 | 03.57 | 12.43 | 40°25,9 | 26°44,6 | Мк Гелиболу 246°(3.0) |
19 | 232.5° | 3,3 | 9,0 | 00,22 | 13.05 | 40°23,9 | 26°41,2 | Мк Гелиболу 348° (0,8) |
20 | 219° | 6.4 | 9,0 | 00,43 | 13.48 | 40°18,2 | 26°36,0 | Мк Каракова 300° (0,6) |
21 | 230° | 8,2 | 9,0 | 00,55 | 14.43 | 40°13,6 | 26°22,8 | Мк Акбаш 258° (1,8) |
22 | 243° | 4.2 | 9,0 | 00.28 | 15.11 | 40°11,6 | 26°22,8 | Мк Эджедбад 244° (1.4) |
23 | 174° | 3.3 | 9,0 | 00,22 | 15.33 | 40°08,5 | 26°23,2 | Мк Намазгях 312° (0.4) |
24 | 226° | 5.8 | 9,0 | 00.39 | 16.12 | 40°04,2 | 26°17,8 | Мк Каранфиль 26° (1.6) |
25 | 241° | 5.5 | 9,0 | 00.37 | 16.49 | 40°01,8 | 26°11,6 | Мк Мехметчик 318° (1.2) |
26 | 263° | 9,0 | 9,0 | 01,00 | 17.49 | 40°00,0 | 25°50,0 | Мк Баты 147° (11.8) |
27 | 195° | 30,0 | 9,0 | 02.20 | 20.09 | 38°00,0 | 25°38,8 | Мк Баба117° (16,0) |
28 | 180° | 124 | 9,0 | 13.47 | 09.56 06.02. 2006 | 37°28,8 | 25°51,0 | Мк Попас 64, 0° (10,0) |
29 | 125° | 48.0 | 9,0 | 05.20 | 15.16 | 36°49,3 | 26°21,0 | Мк Флуда 173° 11.2) |
30 | 143° | 94,0 | 9,0 | 10.27 | 01.43 07.02. 2006 | 35°46,9 | 27°46,0 | М. Прасониси 35°(4,2) |
31 | 106° | 272 | 9,0 | 30.13 | 07.56 08.02. 2006 | 34º 30,0 | 33º 06,0 | Мк Гата 342° (5,3) |
32 | 353° | 10,2 | 9,0 | 01.08 | 09.04 | 34º 38,9 | 33º 03,2 | Мк Гр Пр (3) (10с) 6М 257° (1,4) |
∑S=1090миль ∑T= 121.04ч ∑V=9.0уз
|
|
2.3 Приливные явления
Учитывая то, что величины приливоотливных явлений на всей акватории Чёрного моря, незначительны, расчёт приливов выполняется только для портов назначения на 5 суток планируемой стоянки. Время наступления полных и малых вод и их высоты для основных и дополнительных пунктов определяются по таблицам приливов, а результаты расчёта заносятся в таблицу.
Таблица 2.5.1 – Приливы
Дата | Утренние воды | Вечерние воды | ||||||
ПВ | МВ | ПВ | МВ | |||||
Тс | h | Тс | h | Тс | h | Тс | H | |
08.02 | 11.37 | 0,6 | 05.35 | 0,0 | 23.24 | 0,6 | 18.01 | 0,0 |
09.02 | 12.21 | 0,6 | 06.18 | 0,1 | 00.05 | 0,6 | 18.44 | 0,1 |
10.02 | 01.53 | 0,5 | 07.05 | 0,2 | 14.16 | 0,5 | - | - |
11.02 | 02.51 | 0,4 | 08.01 | 0,2 | 14.37 | 0,4 | 19.35 | 0,1 |
12.02 | 03.05 | 0,4 | 09.11 | 0,3 | 15.36 | 0,4 | 20.35 | 0,2 |
2.4 Оценка точности места
Навигационная безопасность мореплавания обеспечивается счислением пути судна и периодическими обсервациями только с учётом их точности, которая традиционно оценивается среднеквадратической погрешностью СКП (М), вероятность которой составляет Р = 63%.
Однако «Стандартами точности судовождения» ИМО для оценки точности текущего (счислимого) места судна принята вероятность Р = 95%. Этому требованию практически удовлетворяет круг радиусом R = 2 М.
Требования к точности судовождения при плавании в любой зоне (стеснённого плавания, прибрежная зона, зона открытого моря), допустимое время плавания по счислению, значения СКП измерения возможных на переходе навигационных параметров, а также формулы для расчёта СКП счисления(Мсt), СКП счислимого места (Мсч), СКП возможных обсерваций (Мо) приведены в таблицах №2.4.1 -№2.4.6. Руководствоваться их данными необходимо при ведении исполнительной прокладки.
Таблица№2.4.1 -Количественные параметры Международного стандарта точности плавания.
Зона судна | плавания | Радиальная СКП определения места | Частота обсерваций | Допустимое время обработки параметров | ||
Зона стеснённого плавания | - акватория портов, гаваней | 5¸20 м | непрерывно | мгновенно | ||
- узкие (100¸200м) каналы, фарватеры | 0,15 их ширины | 1¸5 мин | 0,5¸1 мин | |||
Прибрежная зона | -фарватеры шириной 2¸20кб | 0,2 их ширины | 1¸5 мин. | 0,5¸1 мин. | ||
- СРДС | 0,2 ширины полосы движения (1¸5кб) | 10¸30 мин. | 1¸3 мин. | |||
- рекомендованные пути до 25 миль от берега | 2% от расстояния до берега, но не > 2 миль | 20¸30 мин. | 1¸3 мин. | |||
- рекомендованные пути в расстоянии > 25 миль от берега | не > 2 миль | 1¸2 часа | 5¸10 мин. | |||
Зона открытого моря
| 2% от расстояния до навиг. опасности, но не > 2 миль | 2¸4 часа | 10¸15 мин. |
Таблица №2.4.2 -Допустимое время плавания по счислению (мин.).
Кратчайшее расстояние до навигационной опасности, (мили) | Допустимая Р=95° погрешность места Мд (мили) | Погрешность последней обсервации Мo (Р = 95%) мили. | |||||
< 0,1 | 0,1 | 0,25 | 0,5 | 1,0 | 2,0 | ||
10 | 0,4 | 12 | 12 | 9 | - | - | - |
20 | 0,8 | 28 | 28 | 27 | 22 | - | - |
30 | 1,2 | 48 | 48 | 47 | 44 | 27 | - |
40 | 1,6 | 72 | 72 | 71 | 68 | 56 | - |
50 | 2,0 | 100 | 100 | 97 | 97 | 99 | - |
60 | 2,4 | 132 | 132 | 131 | 129 | 120 | 73 |
70 | 2,8 | 168 | 168 | 167 | 165 | 157 | 118 |
80 | 3,2 | 208 | 208 | 207 | 206 | 198 | 162 |
90 | 3,6 | 252 | 252 | 251 | 250 | 242 | 210 |
100 | 4,0 | 300 | 300 | 300 | 298 | 291 | 260 |
Таблица №2.4.3 -Вероятность обнаружения подходного буя в зависимости от точности места и расстояния до буя.
СКП места, М (мили) | Дальность обнаружения буя (мили) | |||||
2,5 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 5,0 | |
0,5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1,0 | 0,956 | 0,989 | 0,9982 | 0,9997 | 1 | 1 |
1,5 | 0,753 | 0,865 | 0,934 | 0,973 | 0,989 | 0,9963 |
Таблица №2.4.4 – Значение коэффициента Кр2 в зависимости от заданной вероятности (Рзад) при неизвестных элементах эллипса погрешностей.
Рзад. | 0,950 | 0,990 | 0,993 | 0,997 | 0,999 |
Кр2 | 1,73 | 2,15 | 2,23 | 2,41 | 3,0 |
Таблица№2.4.5 – Значения Средней квадратичной погрешности навигационных параметров.
Навигационный параметр (НП) | Средст ва измерения Н.П. | СКП Н.П. (из опыта плавания) | Навигационная функция | Навигационная изолиния | Направление и модуль градиента Н.П. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
Высота светила (h°) | Навиг. секстан (СНО) | 0,4 ¸ 0,8¢ 0,6 ÷ 1,2¢ | sin h = sinjxsinδ+cosjx cosδxcos (tгр-λ) | Круг равных высот - малый круг с центром в полюсе освещения и сферическим радиусом R = = z = 90° - h | τ = Ac g = 1 | |||
Горизонтальный угол (α°) | Навиг. cекстан | 1,1 ÷ 2,1' | cos α = = где D1,2 – расстояние до ориентиров; d – расстояние между ориентирами | Изогона – окружность, проходящая через оба ориентира и имеющая вписанный угол «α» | τ =П g=1.85 H D Или g=0.54 β2 D Где Н - высота ориентира | |||
Вертикаль-ный угол (β)
| Навиг. секстан (СНО) | 0,5÷1,0' | Нxctgβ= √ ((х-х0)2 + + (у-у0)2) х, у - рямоугольные координаты точки места измерения | Окружность радиусом D с центром в точке ориентира и имеющая вписанным угол «β» | τ =П1+δ±90° - на центр изогоны g= 3438xD D1xD2 δ – угол между П1 и П2 | |||
Визуальный пеленг (ИП) | ПГК-2 сопряжён-ный с ГК, пеленга-тор сопряжён-ный с МК | 0,5÷1,6° 0,8÷1,9° | ctg П = = или tg П = Δφ - разность широт ориентира и судна Δλ - разность долгот ориентира и судна φm= φc-φор 2 ctg П = tgφx cosφxcosecΔλ-sinφxctg Δλ Δλ=λрм - λс | Прямая, проходящая через ориентир под углом «ИП» к меридиану | τ = ИП -90° g = 57.3 D | |||
Радиолокационный пеленг (РЛП) | НРЛС | 0,7÷1,9° ±1°-точ.ор. ±2÷3°- мин. |
| |||||
Радиопеленг на радиомаяк (РП) | Радиопе-ленгатор (АРП) | День ±0,9÷2,2° Ночь ±1,1÷3,0° D≤100 миль ±1÷±1,5° D100÷200 миль: ±2,0° | ||||||
Сигналы РНС «Лоран-С» в импульсном варианте | КПИ | ±0,8÷1,7 мкс. ±1,0÷1,5 мкс. С фиксацией фазы ±0,4÷0,5 мкс ±2,0÷3,0мкс | Δ D=2 sin ω x Δn 2 | Плоская гипербола уравнение которой: ; ; | - в сторону ближ. фок g = 2xsinW/2 | |||
Сигналы среднеорбитальных СНС | СНС «ГЛОНАСС» СНС «GPS» Диф. режим | ±20÷35м ±36м ±3÷5м | cos φq x cosλq – A2 cos2φq = 1 B2 φq, λq -квазикоординаты А2= К2 + tg2α 2К В2 = К2 xcos2 α – sin2 α К - расстояние от центра Земли до НИСЗ | След пересечения с поверхностью Земли двухполосного гиперболоида вращения | α - угол раствора кругового конуса, в вершине которого НИСЗ на t зам | |||
Таблица №2.4.6 – Расчёт Средней квадратичной погрешности места судна.
Характеристика места судна | Формула для расчёта радиальной (круговой) СКП места судна | Примечание |
1 | 2 | 3 |
Счислимое место судна | Мсч= (мили) | Мо-СКП последней обсервации (мили) Мсt –СКП счисления (мили) |
СКП счисления пути судна | Мсt =0,7 x Кс x tч(мили), при t<2ч Мсt = Ксx ч(мили), при t> 2ч | Кс -коэффициент счисления в районе t - время плавания по счислению (час.) |
Обсервованое место по двум пеленгам | Мо = (мили) | mn° -CКП измерения пеленга (град.); θ -разность пеленгов на ориентиры; D1,D2 -расстояния до ориентира (мили) |
Обсервованое место по трём пеленгам | Мо = | mn°- СКП измерения пеленга (град.); D1,2,3- расстояния до ориентира (мили); α, β -углы между пеленгами (град.) |
«Крюйс-пеленг» | Мсо = (мили) | Мо -СКП в определении места по двум пеленгам Мot -СКП с счислениями за время между П1 и П2 θ -разность пеленгов |
Обсервованое место по пеленгу и дистанции до одного ориентира | Мо = (мили) | mno - СКП измерения пеленга (град) mD - СКП измерения расстояния до ор-ра (кб) D – расстояние до ориентира (кб) |
Обсервованое место по двум дистанциям | Мо = (мили) | θ – угол между направлениями на ор-ры (град) mD1,2 - СКП измерения расстояния (мили) При mD1 = mD2 = mD – М0 = 1,4mD sin θ |
Обсервованое место по трём дистанциям | Мо = (мили) | mD - СКП измерения расстояния до ор-ра (мили) θ – угол между направлениями на ор-ры (град.) |
«Крюйс-расстояние» | МCо = (мили) | Мo -СКП определения места по расстояниям до двух ор-ров (мили): (х). МСt -СКП счисления за время между D1 и D2 (+) θ – угол между Л.П.1 и Л.П.2 в точке пересечения D1 и D2 |
Обсервованое место по двум горизонтальным углам трёх ориентиров | Мо = (мили) | D1,2,3 -расстояния до ориентиров (мили) mά- СКП измерения углов (угл. мин.) d1-2,2-3 - расстояния между ориентирами (мили) θ - угол пересечения линий положения (град.) |
Обсервованое место по горизонтальному углу к пеленгу на один из ориентиров | Мо = (мили) | α- измеренный горизонтальный угол (град.) m α - СКП измерения угла (угл. мин.) mn°- СКП измерения пеленга (град.) D2- расстояние до закрытого ориентира (мили) d1-2 - расстояние между ориентирами (мили) |
Обсервованое место по горизонтальному углу и дистанции до одного из ориентиров | Мо = (мили) | mα - СКП измерения горизонтального угла (угл. мин.) m2D - СКП измерения дистанции (мили) D1, D2 - расстояние до ориентиров (мили) d - расстояние между ориентирами (мили) |
Обсервованое место по пеленгу на ориентир и высоте светила (П и h) | Мо = (мили) | mh - СКП измерения высоты светила (угл. мин.) mn - СКП измерения пеленга на ориентир (град.) D - расстояние до ориентира (мили) θ – угол пересечения линий положения (град.) |
Обсервованое место по секторным РМ КАМ или РНС с использованием радионавигационных карт | Мо = (мили) | mзн - СКП в определении Орт.П (знаки) mv - СКП измерения радионавигационного параметра (мыс, ф. ц…..) Δ –разность оцифровки соседних гипербол (зн., мкс, ф. ц…..) L -расстояние в милях |
Обсервованное место по спутниковой РНС | Мо = mpxsec hсрx = mpxГ | mp - CКП определения расстояния до НИСЗ hcp - средняя угловая высота НИСЗ ΔA -разность азимутов между парами НИСЗ Г- геометрический фактор |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей курсовой роботе рассмотрен вопрос о навигационной подготовке перехода по маршруту порт Южный - порт Лимасол.
Общая протяжённость маршрута 1090 мили. Переход осуществляется в феврале месяце. Сложными участками на переходе являются: проливы Босфор и Дарданеллы, районы между островами в Эгейском море. Произведён обзор навигационных гидрографических условий с последующей оценкой точности определения места.
На сложных участках наиболее точными способами определения места являются: «по трём пеленгам», «по трём дистанциям». Кроме традиционных способов определения места на маршруте возможна обсервация по РНС «Лоран С» и СНС «GPS» и «ГЛОНАСС».
Маршрут перехода проходит через территориальные воды Турции и Греции. При прохождении территориальных вод используется принцип мирного прохода.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рекомендации по организации штурманской службы на судах (РШС-89).- М.:ЦРИА "Морфлот", 1989.-186 с.
2. Лесков М.М., Баранов Ю.К., Гаврюк М.И. Навигация 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1986-247 с.
3. Ермолаев Г.Г. Морская лоция - 4-е изд. - М.: Транспорт, 1982.-392 с.
4. Ермолаев Г.Г. Судовождение в морях с приливами 2-е изд. - М.: Транспорт, 1986.-254 с.
5. Ермолаев Г.Г Справочник капитана дальнего плавания. - М.: Транспорт, 1988.-143 с.
6. Кондрашихин В.Т. Определение места судна - 2-е изд. - М.: Транспорт, 1989.-169 с.
7. Красавцев Б.И. Мореходная астрономия – 3-е изд. –М: Транспорт, 1986.-302 с.
8. Баранов Ю.К., Гаврюк М.И. и др. Навигация – 3-е изд. Учебник для ВУЗов. С.-П. Лань 1997.-512 с.
9. Устав службы на судах морских пароходств Украины. – Одесса: ДМРФ МТ 1994.-124 с.
10. Международная конференция по подготовке и дипломированию моряков – 1978-М: ЦРИА «Морфлот» 1982.-145 с.
11. Бурханов М.В. Справочная книжка штурмана. – М: Транспорт. – 1986.-236 с.
12. Сборник организационно-распорядительных и других документов и материалов по безопасности мореплавания. – М: в/о «Мортехинформ-реклама», 1984.-264 с.