Глава 2. Принципы муниципальной службы

 

Законом определено десять принципов муниципальной службы. Остановимся на рассмотрении каждого из них более подробно.

Первый принцип – принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, основывается на Конституции РФ. Именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов местного самоуправления. А муниципальная служба как институт, призванный на практике реализовывать функции и полномочия органов местного самоуправления, в первую очередь при реализации этих функций должна признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Реализация данного принципа определяет социальный смысл и содержание профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих. Муниципальные служащие должны руководствоваться принципом приоритета прав и свобод человека и гражданина в своей деятельности: учитывать интересы граждан; удовлетворять их законные требования; признавать, соблюдать и защищать права и свободы в полном объеме.

Рост социальной значимости данного принципа продиктован снижением доверия граждан к муниципальной службе и необходимостью разработки организационных механизмов реализации принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина на практике.

Второй принцип - принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равных условий ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

Данный принцип устанавливает равные возможности и права для граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, на замещение любой должности муниципальной службы в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Данный принцип распространяется не только на граждан Российской Федерации, но также на граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право поступать и находиться на муниципальной службе.

Принцип равного доступа на муниципальную службу реализуется через проведение конкурсного отбора. При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Следующий принцип - профессионализм и компетентность муниципальных служащих. В соответствии с федеральным законом " О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба признается профессиональной деятельностью, что предполагает наличие высокой квалификации у муниципальных служащих и требует от них особое мастерство, приобретаемое и поддерживаемое в результате систематического и непрерывного образования. Принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих отражает сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности. Профессионализм тесно связан с понятием "компетентность" (от лат. competens - соответствующий, способный), которое означает доскональное знание своего дела, сути выполняемой работы, норм, правил и процедур организации, а также наличие умений и навыков, способствующих эффективной реализации этих знаний в практической деятельности. Т.е. для граждан, претендующих на замещение вакантных должностей, или для муниципальных служащих, находящихся на муниципальной службе, устанавливаются требования, предъявляемые к уровню и виду образования, профессиональному стажу, знаниям и навыкам.

В случае если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Принцип стабильности муниципальной службы является необходимым условием ее функционирования и связан непосредственно со стабильностью кадров муниципальной службы. Под стабильностью можно рассматривать постоянство муниципально-служебных отношений, а также определенный уровень социально-правовой защищенности муниципальных служащих.

  Принцип доступности информации о деятельности муниципальных служащих закрепляет обязанность муниципальных служащих предоставлять гражданам несекретную информацию о деятельности органов местного самоуправления, муниципальных органов и муниципальных служащих. Данный принцип проистекает из положений Конституции РФ (п. 2 ст. 24), в соответствии с которыми органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Деятельность муниципальных служащих должна быть открыта для общественного контроля, в средствах массовой информации должны демонстрироваться практика деятельности муниципальных органов, сведения о численности муниципальных служащих, материальном обеспечении и другие сведения. Тем самым обеспечивается другое конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (п. 1 ст. 32 Конституции РФ).

Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами проистекает из п. 1 ст. 32 Конституции РФ, которая определяет право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. По сути, должностные лица органов местного самоуправления, муниципальные служащие и являются представителями, проводниками интересов граждан в управлении вопросами местного значения.

  Принцип единства основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы означают, что все муниципальные служащие должны подчиняться определенной системе правил, установленных федеральным законом " О муниципальной службе в Российской Федерации", независимо от субъекта Российской Федерации, вида муниципального образования.

В то же время данным принципом предусматривается, что законами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления могут быть учтены исторические и местные традиции организации местного самоуправления, что может найти свое отражение в организации и функционировании муниципальной службы.

Принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих предусматривает защиту муниципальных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность государственных органов и должностных лиц, физических и юридических лиц. Данный принцип означает, что граждане, находящиеся на муниципальной службе, имеют право на защиту от насилия, угроз и других неправомерных действий и неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Принцип ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей отражает фундаментальную установку функционирования муниципальной службы, а именно ответственность муниципальных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Последний принцип - принцип внепартийности муниципальной службы призван оградить муниципальных служащих от влияния и контроля со стороны той или иной политической партии, от принуждения к членству в политической партии, от дискриминации по политическим признакам при поступлении на муниципальную службу. Принадлежность к той или иной политической партии не может являться причиной для отказа в приеме на муниципальную службу. Принадлежность к той или иной политической партии не может являться основанием для увольнения муниципального служащего. В тоже время муниципальные служащие при исполнении должностных обязанностей не вправе руководствоваться решениями каких-либо политических партий[8].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: