Анализ структурных компонентов ценностных ориентаций личности школьников и критерии ее сформированности

В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX – XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего поколения.

Отличительные для нашего времени изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти накапливающиеся изменения означают, по сути, процесс смены образовательной парадигмы.

Однако происходящие в мире и Казахстане изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в нем, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, интеллектуальных составляющих и выступило понятие «ценностные ориентации». Это означает формирование новой парадигмы результата образования, рассмотрение истории, становления которой предлагается.

         Психологическая готовность к нравственному самоопределению представляет собой сложное многоуровневое образование, структура и компоненты которого претерпевают существенные изменения с возрастом в соответствии с установленной в психологии логикой развития личности.

Под нравственным самоопределением понимается процесс развития личности в музыкально-эстетической деятельности на основе наиболее полного использования ею своих способностей и индивидуально-психологических возможностей. Этот процесс не может быть ограничен каким-то одним этапом, он занимает весь период активной  жизнедеятельности.

На каждой стадии нравственного самоопределения личностью осознаются и формируются определенные цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требованиями, нормативами и реализуются в соответствии с ними и собственными «ресурсами», интересами, потребностями и ценностными ориентациями.

В последние годы усилилась социальная роль личности школьника как человека, несущего наряду с другими общественно-политическими организациями, свою долю ответственности за будущее своей Республики, способных претворять в жизнь решения общества и свои собственные интересы. На эту сторону нацелена новая концепция высшего педагогического образования Республики Казахстан, где особо отмечается необходимость «подготовки будущего поколения, способного творчески подойти к решению проблем становления, развития личности». В концепции также подчеркнуто, что «современный выпускник школы – это духовно развитая творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, обладающая большим  познавательным, нравственным потенциалом и стремлением к новому» [21].

Каждый вид искусства своим неповторимым путем способен содействовать развитию личности, соответствующей новым требованиям времени. Например, в ХХ веке самыми массовыми видами искусства были кино и музыка. Однако к концу столетия кино постепенно утратило роль «важнейшего из искусств», музыка же, напротив, стала явлением повседневным, фактором постоянного воздействия на личность. В современных же условиях Музыкальная культура – не просто одна из составляющих характеристик личности, но способ влияния на все ее качества. Поэтому, особые требования не столько к самой музыке, содержанию и формам ее развития, сколько к личности, способной избирать, ориентироваться в мире музыки, целенаправленно использовать возможности времени для исполнения его требований [22].

В культурном наследии философов, психологов и педагогов (Н. А. Бердяев, С. Л. Выготский, С. И. Гессен, И. А. Ильин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. А. Флоренский, С. Л. Франк и другие) просматривается идея личности, как творца и носителя культуры, культуротворческая функция которой состоит в том, что личность творит сама себя, самообогащается и создает условия не только для своей жизни, но и для последующей трансформации мира в целом и культурной среды, в частности, эстетическое, отражаясь в специфических формах – восприятиях, переживаниях, чувствах, суждениях превращается из внешнего во внутренний фактор ее жизнедеятельности. Рефлексия эстетического выводит нас на понимание художественно-эстетической культуры личности, которая рассматривается нами как процесс усвоения и трансляции художественно-эстетических ценностей, как неотъемлемая часть духовно-нравственной культуры.

Успешность формирования духовно-нравственной культуры во многом зависит от степени разработанности теоретико-методических проблем ценностей личности, решение которых, нами представляется через сопряжение с музыкальным фольклором.

Культура сегодня – это не только научное понятие, научный термин, имеющий лишь познавательное значение, но реальная проблема современного исторического развития, требующая своего практического разрешения. Важно, чтобы каждый человек приобщился к культуре общества, и мир культурных ценностей стал его внутренним миром. Поэтому одной из центральных проблем философско-культурологических и психолого-педагогических исследований является проблема развития человеческой культуры. Понятие «культура» многие авторы интерпретируют по-своему, так как это «многокомпонентная система». Существует множество взглядов и подходов к его определению. В настоящее время представителями различных отраслей отечественной и зарубежной науки выявлено более 800 значений понятия «культура». Многообразие определений феномена культуры говорит о полифункциональности, о многогранности этого понятия.

В самом общем смысле можно сказать, что «культура – это то созданное и накопленное человечеством богатство (материальное и духовное), которое служит дальнейшему развитию (культивированию), приумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности или, иначе говоря, экономическому, социальному, политическому прогрессу».

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX веках его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации.

 

КУЛЬТУРА

Материальная Духовная
· вещи, материально существующие в пространстве на протяжении известного отрезка времени; · орудия труда, оружие, средства передвижения, жилище и другие постройки, одежда, пища; · культурные растения, нанесение рубцов, татуировка, причёски, все виды косметики и парфюмерии и т. д. · знания, нравы и обычаи, правовые нормы; · различные виды искусства и народного творчества; · религиозные верования и т. п. · вся информация, запечатлённая в клетках мозга.

[23].

Между духовной и материальной культурой нет чёткого различия, они являются как бы разными сторонами одной монеты. Это можно показать на примере искусства. Любое произведение искусства является материальным феноменом, поскольку всегда в чём-то воплощено (это касается даже музыки, которая выражается в звуках либо нотной записи). Но в тоже время любое произведение искусства представляет собой выражение определённых смыслов, отражающих ценности и идеологию общества или эпохи либо противостоящих общепринятым ценностям.

Духовная культура человека формируется в результате познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, художественной и преобразовательной деятельности. Она отражает взгляды человека на общество, на свое место в этом обществе, проявление чувств человека и «материализуется» в человеческих способах бытия. Чем полнее чувственная и интеллектуальная жизнь человека, тем богаче его духовная культура. Важно научиться своей деятельностью изменять мир, а для этого необходимо уметь «познавать мир, оценивать его и художественно удваивать» [24]. Поэтому духовная культура человека определяется совокупностью знаний и умений, которые необходимы, чтобы реализовать личностные способности и потребности. Культура синкретизирует познанное в жизни человека и новое знание, для ее усвоения требуется взаимодействие традиционного и креативного.

В нашей сегодняшней жизни слово «культура» все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному. В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников. Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников. Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу – испортить ребенка»). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.

3. Ценности. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

4. Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.

Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.

В самом широком смысле слова, культура – это все социальное, все отличающееся от природы. Для нашего исследования понимание культуры связано с музыкальной деятельностью, вбирающей в себя преобразование материального мира и создание новых духовных ценностей. Среди прочих, одной из слагаемых культуры общества является народная культура.

Народная культура – это произведения искусства, в том числе и прикладного, которые создаются непрофессиональными авторами: сказки, былины, песни, мифы, предания и так далее. Основное проявление народной культуры – фольклор, однако его отличительной чертой является локализованность, то есть привязанность к определённой территории, что не является обязательным признаком для народной культуры. В музыкальном энциклопедическом словаре дается такое его определение: «Народная музыка, музыкальный фольклор (англ. Folk musik; нем. Volksmusik; франц. folklore musical) – вокальное (преим.песенное), инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа (от первобытных охотников, рыболовов, скотоводов-кочевников, пастухов и земледельцев до сельского и городского трудящегося населения, рабочих, воинской и студенческой демократической среды, промышленного пролетариата)» [25].

Народная музыка – неотъемлемая часть художественного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме и передаваемого лишь исполнительскими традициями. Традиционность -  определяющий признак народной музыки как музыки устной традиции. Художественные традиции ранних общественных формаций исключительно устойчивы, на много веков определяют специфику фольклора. Конкретизация понятия народная музыка возможна на основе ее жанровой и региональной дифференциации. Типология жанров в фольклоре находится в постоянном соотношении с их неповторимостью в каждом конкретном проявлении, со спецификой их функционирования в обществе, в системе определенных фольклорных комплексов (в составе трудовых, обрядовых, хореографических действий). В типологии музыкальных культур различаются явления, общие почти для всех музыкальных культур, общие тому или иному региону. В современной фольклористике нет единой точки зрения на региональную классификацию народной музыки. Каждая историческая стадия существования народной музыки обогащает фольклорную традицию специфическими закономерностями. Можно выделить 3 основных этапа в эволюции фольклора:

1. Древнейшая эпоха, верхняя историческая граница которой связывается со временем принятия той или иной государственной религии, сменившей языческие религии родо-племенных сообществ;

2. Средневековье, эпоха феодализма – время складывания народностей и расцвета классического фольклора, а также устного профессионализма;

3. Современная (новая и новейшая) эпоха, для многих народов связанная с переходом к капитализму, с ростом городской культуры – время ломки старых традиций, возникновения новых форм народного музыкального творчества.

Эта периодизация не универсальна. В европейской народной музыке трем историческим периодам соответствует и жанрово-стилистическая ее периодизация (например, древнейшие виды эпического и обрядового фольклора – в 1-м периоде, их развитие и расцвет лирических жанров – во 2-м, повышенная связь с письменной культурой, с популярными танцами и т.п. – в 3-м).

    Для жанровой классификации народной музыки необходим комплексный подход: напр. народная песня определяется через единство текста (тематики и поэтики), мелодии, композиционной структуры, социальной функции, времени, места и характера исполнения. Жанры народной музыки складывались веками в зависимости от разнообразия социально-бытовых функций народной музыки, связанных с экономико-географическими и социально-психологическими особенностями формирования этнической общности. Соответственно функциям народной музыки сложились песенные циклы, отражающие основные этапы жизненного цикла индивида (рождение, детство, инициация, свадьба, похороны) и трудового цикла коллектива (песни рабочие, обрядовые, праздничные). Основные виды народной музыки – песня, песенная импровизация, песня без слов, эпическое сказание, танцевальные мелодии, плясовые припевки, инструментальные пьесы и наигрыши.

   Существует много трактовок понятия фольклор. Выработанное в результате длительного обсуждения ученых в ЮНЕСКО определение этого термина звучит так: «Фольклор (в более широком смысле – традиционная народная культура) – это коллективное и основанное на традициях творчество групп или индивидов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности; фольклорные, образцы и ценности передаются устно путем имитации или другими способами; к формам фольклора, наряду с другими, относятся язык, литература, музыка, танцы, игры, мифология, ритуалы, обычаи, ремесла, и другие виды искусства» [26].

    Традиционный фольклор – это, прежде всего, музыкально-поэтическое искусство, творимое и передаваемое устным путем. Ученые всего мира рассматривают фольклор как явление духовной культуры. Они выделяют две координаты измерения: социальную природу, как творчество народных масс и его качественную специфику – коллективность художественного творчества. Социальная сущность фольклора состоит в том, что он является одним из видов духовного творчества производителей материальных ценностей, непосредственным логико-эстетическим обобщением их трудового опыта, их социальной практики, непосредственным выражением их мировоззрения, морали, эстетических вкусов. Составными художественными элементами фольклора выступают музыкальное, поэтическое, хореографическое и драматическое творчество в их совокупной целостности. Познавательная, эстетическая и бытовая функции фольклора обеспечивают его неразрывность и целостность, и это единство воплощено в образно-художественной форме (В. Е. Гусев). Поэтому фольклор, входя (в том числе и своими нехудожественными элементами) в систему традиционной духовной культуры, имеет свои специфические формы творчества, которые также включаются в художественную культуру [27].

    «Фольклор – это особая сфера непрофессиональной духовной культуры общества, которая:

1) по содержанию выражает мировоззрение и психологию народных масс;

2) по форме является искусством;

3) имеет своим социальным носителем народ как общность непосредственных производителей материальных благ;

4) выполняет как эстетические, так и практические функции» [28].

    От фольклора следует отличать фольклоризм – понятие, недавно введенное в научный оборот для обозначения современной практики художественного творчества, в основном профессионального или любительского исполнения фольклорного материала. В отличие от аутентичного фольклора фольклоризм – не явление быта, но одно из направлений музыкального искусства. Как культурологический феномен он предполагает развитие и сохранение самого фольклора (в прямом и обратном воздействии); как социально-психологический феномен он включает самореализацию исполнителей, приобщение их к народным традициям через исполнение фольклорных произведений и тем самым их не только артистическое, но и своего рода этническое самоутверждение. Как эстетический феномен фольклоризм является участником процесса становления национального искусства вообще, включая не только «серьезные» жанры, но и эстраду. Наконец, как собственно социологический феномен фольклоризм определяет новый досуг членов общества, ибо затрагивает важнейшую бытовую сферу коллективного музицирования [29].

XX век, особенно его вторая половина, отличается бережным отношением к интерпретации творений композиторов прошлого, стремлением воссоздать художественный стиль эпохи композитора средствами исполнительской интерпретации (темп, агогика, динамика, туше), и исполнением на старинных инструментах, в том же количественном составе, в каком звучали ансамбли у мастеров эпохи Средневековья, Возрождения, Барокко. Подобная ситуация возникла и в отношении к народному творчеству (фольклору). Главная особенность современной интерпретации – «чувство дистанции» - по отношению к великому прекрасному и равно по «отношению к человеку», которое «заставляет» по-новому отнестись и к тексту искусства, ранее служившего поводом для передачи «несказанного», а теперь ставшим знаком определенной культурной системы с особым типом логики, идеалом красоты, характером эмоциональной жизни.

Народная художественная культура в социокультурном развитии общества XX века испытала взлеты и падения, модернизацию и обращение к архаике. Долгое время народное творчество находилось под прессингом идеологических установок социалистического общества. Социальные катаклизмы 80-90-х годов вызвали интерес к национальному, самобытному в культуре всех народностей входивших в состав СССР.

Этнохудожественная культура казахского народа также оказалась в центре социокультурных запросов общества, обладая огромным творческим потенциалом «психотерапии», она воспринимается как способ воссоздания духовного облика прошлого и средство стабилизации духовной жизни народа.

Интерес к народному творчеству вызван комплексом причин социального, исторического характера. Бромлей Ю.В. определяет одну из них следующим образом: «Человечество не желает стричься под одну межнациональную гребенку, надевать стандартную этническую униформу. Население Европы, вкусив от безнациональной гомогенности, тянется к этнической дифференцированности. Эта дифференцированность не что иное, как иммунная, защитная реакция на гомогенность, на стандартизацию жизни. Стремление к такой дифференцированности и представляет собой то общее, что позволяет различные процессы сегодняшнего национального развития подводить под одну рубрику: «Этнический ренессанс» [4].

    Богатым, красочным разнообразием отличается музыкальный фольклор казахского народа. С древнейших времен бытуют легенды о чудесных свойствах музыки приносить людям радость или печаль, раздумье или веселье, развивать высокие гуманистические, моральные и эстетические качества. К таким произведениям относятся, например, кюи легендарного Коркыта. Люди верили, что под воздействием его музыки отступала даже смерть. Кюи-легенды «Ақсақ қүлан» («Хромой кулан», ХII-XXIV вв.), «Нар идірген» («Доение верблюдицы»), исторический кюй «Ел айырылған», лирические «Сары-жайлау» («Золотая степь») Таттимбета, «Алатау» Курмангазы, «Топан» Даулеткерея, эпические кюи «Аққу», «Қазан», обрядовые «Той бастар», «Бет ашар» и многие широко известные и издавна любимые казахские народные песни стали традиционными компонентами богатого воспитательного потенциала музыкальной сокровищницы народа.

    Многолетние исследования педагогического содержания казахской народной музыки, с опорой на теорию фольклора, позволили нам выделить основные ее функции: воспитательную, дидактическую, гедоническую, идеологическую. Отметим ее такие особенности, как событийность, эмоциональность, демократизм и патриотизм, философичность, рельефность, масштабность, отзывчивость, лиризм, созерцательность, ясность чувств, изящество и изысканность ритмического рисунка, импровизационность, духовность и нравственность.

    Наибольшим разнообразием в системе казахской традиционной художественной культуры отличается словесно-художественный фольклор. Он включает жыры (эпические повествовательные произведения), ертегілер (сказки и несказочная проза), толғау и терме (размышления), айтысы (поэтическое состязание), а также малые дидактические жанры - мәтелдер (пословицы, поговорки), жумбақтар (загадки), жанылтпаштар (скороговорки), обрядовую поэзию и другие эпические произведения, представляющие самое крупное направление в культурном наследии казахского народа («Қозы Қорпеш - Баян Сұлу», «Қыз Жибек», «Қобыланды батыр», «Айман – Шолпан» и мн.др.). Не случайно именно эпическая ветвь фольклора стала востребованной и развивающейся в наши дни областью народного художественного творчества.

    В традиционных эпических, лирико-романтических и исторических произведениях степных сказителей повествуется об исторических событиях, о подвинах батыров в борьбе с иноземными захватчиками, радостях и горестях повседневного бытия; художественно характеризуются образ жизни, эстетические взгляды казахов, их высокие нравственные качества, описывается красота родной земли.

    Как считают исследователи казахского фольклора, неотъемлемым родовым атрибутом эпоса является его синкретичность. Стержнем эпической традиции выступает исполнение эпических сказаний о героях. К ним относятся не только огромные по протяженности и историческому времени, известные всему тюркоязычному миру героические эпосы, но и сказания, ареал которых может быть ограничен пределами одного рода. Это в основном сюжетно-повествовательные произведения, насыщенные конкретными событиями и именами легендарных личностей. В систему эпических жанров входят терме, толгау, оспет, арнау, хат, песни свадебного и похоронного цикла – той бастар, беташар, қоңіл ауту (песни-утешения, соболезнования) и др. К числу жанровых подгрупп внутри эпося относятся и бастау-әндер (песни-зачины), в которых сказитель обращается к аудитории с перечнем известных ему сказаний.

    Одним из факторов, объединяющих указанные жанры в систему, является их функциональная направленность. Присущий любому произведению фольклора синкретизм функций не позволяет однозначно определить цель исполнения той или иной пьесы. Как правило, одновременно присутствуют эстетическая, коммуникативная, информативная и другие социально-культурные функции. Фундаментальной доминантой эпоса является открытая назидательность, высокое этико-нравственное назначение; эпические жанры в совокупности признаны кодексом морали, конкретизирующим систему нравственных ценностей этноса.

    Эпический мир – это не отдельные произведения и тем более не их сюжеты, а активное привлечение слушателя к соучастию, самовыражению, диалогу. Именно с этих позиций, по утверждению самих сказителей, жизнь человеческого духа измеряется глубиной сопереживания сказителю. Поэтому еще одну социальную функцию эпической традиции мы видим в психофизиологическом состоянии сказителя. Это – интонация сказителя, экспрессивная, драматически наполненная, которой насыщена его ораторская речь. Информация, которую несет сказитель слушателю, заключена не только в тексте, она не исчерпывается вербальным уровнем.  Если изложение событий и сюжета, его оценки – в словесном оформлении, то темпераментное утверждение истины, убеждение – в напеве. Иначе говоря, в «слове» - смысл повествования, в исполнительской манере – суть эпического интонирования.

    В системе казахской традиционной художественной культуры значительное место занимает популярный в народе во все времена жанр – айтыс. Это высшая степень поэтической импровизации. Подлинный мастер айтыса свободно импровизирует, насыщая выступление прекрасными поэтическими образами, разящими «противника». Высокая поэтическая техника, остроумие, красноречие, яркие сравнения, подчеркивающие особенность, красоту воспеваемой темы, - все это необходимо как соперникам по айтысу, так и многочисленным слушателям, живо реагирующим на каждое удачное слово или промах акына-импровизатора [27].

 «Урок музыки – урок искусства», по выражению Д. Б. Кабалевского, «всегда должен быть целостным объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие музыка, музыкальное искусство» [30, С.18]. Для того, чтобы проводить на «уроках музыкального искусства» реализацию важнейших задач музыкального воспитания – формирование высоких музыкально – эстетических вкусов, потребности общения с музыкой как вида искусства; развитие творческих способностей, по нашему мнению, нужна личность с высокой духовно – нравственной культурой, ценностными ориентациями.

Схематически весь социальный опыт можно разместить в четырех главных структурах:

· знание, как проверенный практикой результат познавательной деятельности, точнее отражения действительности в сознании, в мышлении человека;

· различные способы и виды деятельности, опыт ее рационального осуществления;

· опыт творческой, созидающей деятельности;

· опыт эмоционально-ценностного и морально-эстетического отношения к миру.

 

Схема.             Структура социального опыта человека


 Чтобы обучение можно было считать личностно-ориентированным и, на наш взгляд, наиболее эффективным, оно должно опираться на: уровень обученности в данной области знания и степень общего развития культуры, т.е. ранее приобретенный опыт; особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.); особенности характера, темперамента.

    Наряду с этим, в последние годы в связи с переходом от «знаниево-ориентированного» к «личностно-ориентированному» образованию наметилась тенденция принципа отбора содержания образования. Она требует установления преемственности и междисциплинарных связей, обуславливает интенсификацию образования, школьники освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития.

    При этом, необходимым условием, несомненно, является организованная деятельность школьников в системе изучения музыкального фольклора, когда они должны решать конкретные разносторонние задачи практической  музыкальной деятельности: анализировать, прогнозировать, исполнять, оценивать, ориентировать и др.

Основываясь на положениях о личностной обусловленности и характере ценностных ориентаций как «стремление реализовать свои личные и профессиональные качества, развить свою индивидуальность», мы предприняли попытку вычленить и рассмотреть компоненты ценностных ориентаций с учетом структуры, предложенной Л. Николовым на трех уровнях (предмет – продукт; цель – средство – результат; интерес – предназначение результата) [31, с. 50]. Поэтому в структуру ценностных ориентаций входят, прежде всего, мотивы, осознанные личностью, потребности, побуждающие к музыкальным занятиям; определение цели и отработка мыслительных действий – операций, таких, как: планирование музыкальной деятельности, переработка информации в продукт освоения и выработка средств достижения целей; проверка результатов деятельности.

Таким образом, при моделировании самой структуры ценностных ориентаций нами учитывались, с одной стороны, содержательные компоненты (тематическая направленность действий), а с другой – организационные (средства, формы, виды, методы).

В соответствии с вышеназванными положениями остановимся на составных компонентах ценностных ориентаций школьников и попытаемся раскрыть их содержание.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: