Мотивационный компонент

Рассматривая обучение школьников в контексте воспитания их ценностных ориентаций, мы исходили из того, что приобретение необходимой системы знаний, умений, навыков, способов действий находится в тесном единстве с формированием их мотивационной сферы. Под развитием интересов, потребностей, стремления к познанию мы подразумеваем, прежде всего, возможность влияния музыкальных занятий на последующее саморазвитие. То есть именно мотив должен стать ведущим в ценностных ориентациях личности как основы духовно-нравственного развития.

В мотивационную структуру компонента ценностных ориентаций, таким образом, входят потребности, мотивы, цели учения, т.е. все то, что обеспечивает включение школьников в процесс познания и поддерживает его на протяжении всех этапов учения. Характер и тематическая направленность ценностных ориентаций, с одной стороны, исходят из музыкальных потребностей, составляющих одно из слагаемых для подготовки будущего поколения.

Мотивационный компонент может быть условно охарактеризован наличием потенциальной готовности субъекта к постижению ценностных ориентаций, основ будущей деятельности, к поиску новых, совершенных приемов изучения музыкального фольклора.

Итак, сущность мотивационного компонента ценностных ориентаций школьников на уроках музыки заключена в содержании средств музыки, потребностей и мотивов, в характере музыкального фольклора,  ценностных ориентациях ее признаков.

 

Интеллектуальный компонент.

    Интеллектуальную сферу ценностных ориентаций личности отличает развитие у обучающихся мыслительных процессов анализа, сравнения, обобщения (Л. И. Божович) [32]. Не случайно в работах ведущих психологов исследуются важнейшие аспекты мыслительной деятельности в процессе обучения. Для нашего исследования принципиально важной является точка зрения ученых и практиков (М. И. Махмутов, Л. М. Фридман, К. М. Булыго и др.) [33; 34; 35] на то, что создание ситуаций, связанных с ценностными ориентациями и решение связанных с ними вопросов рассматривается как одно из эффективных методических средств педагогического процесса.

Интеллектуальное развитие школьников предполагает становление его музыкального мышления, включающего анализ различных ситуаций, определение  проблем в конкретных условиях, выработку вариантов решения педагогических задач: стратегических, тактических, оперативных. Потребность к овладению произведений музыкального фольклора предполагает владение навыками восприятия музыки, репертуарными сборниками, умение анализировать другие жанры. В этом плане содержание внеклассных мероприятий представляет учащимся разнообразные возможности для формирования умений сравнивать, обобщать, систематизировать, выявлять причинно-следственные связи и взаимозависимости изучаемых явлений – словом, овладения интеллектуальными умениями, которые, с одной стороны, выступают способом воспитания ценностных ориентаций, с другой – целью усвоения фольклорного музыкального  материала.

В целом, интеллектуальное воспитание школьников содержит в себе развитие способностей к  анализу и синтезу произведений музыкального фольклора, где особую роль приобретают такие качества мышления, как критичность, широта, гибкость, активность, наблюдательность, педагогическая память, творческое воображение.

 

Результативно-действенный компонент.

Результативно-действенный компонент структуры ценностных ориентаций определяется степенью эффективности данного процесса. Понятие «эффективность, или действенность ценностных ориентаций» – это отношение достигнутых результатов к первоначально заданным целям. Подчеркнем, что теоретические знания на стадии свободного оперирования ими в практических педагогических ситуациях становятся качественной характеристикой направленности обучения.

В целом, названный компонент характеризуется реализацией познавательной цели в продукте (результате) применения на практике, достижением практических результатов. В этой связи ряд авторов отмечают, что, чем выше сформированность регуляторных функций и гармоничней целостный процесс саморегулирования, тем шире возможности для успешного осуществления музыкальных задач в овладении произведений музыкального фольклора.

Показателями данного компонента являются: умение оперировать музыкальным материалом в различных формах организационно-музыкальной работы; умение творчески подходить к переработке музыкальной информации; умение осуществлять исследовательскую деятельность в сопоставительном анализе музыкальных произведений фольклора.

На эту сторону, в частности, указывает Л. Г. Арчажникова, утверждая, что наивысшую ступень творчества представляет постоянная музыкальная деятельность учащегося, без чего немыслимо его совершенствование и саморазвитие [36].

В целом, ценностные ориентации школьников  могут быть представлены в виде критериального аппарата готовности учащихся к музыкальной   деятельности (таблица 1).

 

Таблица 1.   Критериальный аппарат готовности учащихся


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: