Глава 1. Психолого – педагогические Основы особенностей развития и коррекции моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.1 Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

1.2 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи

1.3 Особенности развития и коррекция моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО ЭКСПЕЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

2.1 Выявление уровня развития моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

2.2 Реализация педагогических условий эффективного развития и коррекции моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

2.3 Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития и коррекции моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 



ВВЕДЕНИЕ

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, исследования, проведенные В.И. Бельтюковым (1977), М.М. Кольцовой (1973), Л.А. Кукуевым (1968), Л.А. Новиковым (1957) и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. М.М. Кольцова пришла к заключению, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» (1973, с. 130). Кроме того, М.М. Кольцова указывает, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

В то же время анализ литературы (В.И. Бельтюков, 1977, 1981; О.С. Бот, 1983; Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1985; В.А. Ковшиков, 1985; Е.М. Мастюкова, 1981; Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, 1989; и др.) показал, что подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей и артикуляционной моторики детей с ОНР, тогда как вопросы развития у данной категории дошкольников мелкой моторики не нашли должного изучения. Поэтому представляется актуальным экспериментально установить, как соотносится между собой мелкая моторика руки и речевое развитие у детей с общим недоразвитием речи. При этом, наиболее перспективными в этом отношении, на наш взгляд, является сопоставление детей с разным уровнем речевого развития, так как выявление взаимосвязи между выраженностью речевой патологии и степенью развития движений руки, несомненно, может способствовать определению основных направлений, задач, содержания и приемов коррекционно-логопедической работы, способствующих более качественной подготовки детей к обучению в школе.

В целом актуальность выбранной темы исследования обусловлена такими факторами, как:

– значимостью сформированности мелкой моторики в речевом и умственном развитии ребенка, в подготовке детей к обучению письму;

– необходимостью всестороннего исследования особенностей тонкой моторики у дошкольников с ОНР с целью определения специфики и степени выраженности ее отклонений;

– необходимостью своевременной организации коррекционной, профилактической и развивающей работы, направленной на нормализацию и развитие тонкой моторики с целью более качественной подготовки детей с речевыми нарушениями к школьному обучению.

Вышесказанное позволяет выдвинуть проблему исследования – выявить особенности мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи и определить наиболее эффективные средства, обеспечивающие развитие моторной и речевой сфер детей.

Цель исследования состоит в определении влияния эффективности коррекционных работ, направленных на развитие речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс развития речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – выявление особенностей развития речевой моторики у детей с ОНР.

Гипотеза исследования состоит в предположении того, что развитие и коррекция речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет проходить эффективнее при выполнении следующих условий:

- использование на занятиях упражнений для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

- коррекция общей моторики через упражнения на повышение уровня активации и регуляцию мышечного тонуса.

- развитие крупной моторики и формирования одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

В соответствии с целью и гипотезой в работе поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы, развития сложно-координированных артикуляционных движений, в условиях дошкольного образовательного учреждения, в теории и практике педагогики.

2. Конкретизировать базовые понятия исследования: «речевая моторика», «артикуляционная гимнастика», «артикуляция».

3. Создать, обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса коррекционных работ по развитию речевой моторики у детей шестого года жизни.

4. Определить взаимодействие в работе всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Для решения проблемы исследования и проверки правильности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы педагогического исследования: наблюдение, беседа, эксперимент.

Опытно-экспериментальная работа проходила в два этапа: Констатирующий эксперимент. Цель - определить исходный уровень развития речевой моторики, развитие речи на основе выделенных показателей.

Формирующий эксперимент. Цель – реализация условий в реальном учебном процессе.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по развитию речевой моторики средствами артикуляционной гимнастики, которое адресовано воспитателям и родителя детей старшего дошкольного возраста.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 



ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: