Инвестиционного сотрудничества

Содержание.

Введение.

Глава 1. Виды организационных форм инвестиционного                                 сотрудничества.

Глава 2. Либерализация инвестиционного режима.

2.1. Инвестиционный режим в Китае: общие контуры.

2.2. Порядок доступа иностранных инвесторов в национальную экономику.

2.3. Оперативная деятельность иностранных инвесторов.

2.4. Иностранные инвестиции в сферу услуг.

2.5. Обеспечение интересов национального производства в условиях привлечения иностранного капитала.

Глава 3. Привлечение иностранного капитала в акционерной форме.

Типы акций, действующих для иностранных инвесторов.

Нормативно-правовая база привлечения инвестиций в акционерной форме.

Проблемы формирования фондового рынка с иностранным участием.

Заключение.   

Список использованной литературы.

 

Введение.

 

Привлечение иностранных инвестиций и последовательная либерализация инвестиционного режима в рамках «политики открытости к внешнему миру» является одним из главных направлений реформ, осуществляемых в КНР с конца 70-х гг. Китай сумел добиться устойчивого притока инвестиций уже в 80-е гг.: показатели согласованных прямых иностранных инвестиций вышли на уровень 4-6 млрд. долл. в год, а фактически осуществленных – 2-3 млрд. долл. в год. 

К середине 90-х гг. Китай стал крупнейшим среди развивающихся стран мира и вторым по значению после США получателем прямых иностранных инвестиций. В 1994г. в экономику Китая было привлечено иностранных инвестиций на сумму в 43,2 млрд. долл., в том числе прямых инвестиций – 33.8 млрд. долл. В 1995г. объем согласованных прямых инвестиций достиг 90.3 млрд. долл., а фактически осуществленных – 37,7 млрд. долл. Правда, в 1996-1997 гг. произошло некоторое сокращение объема вновь согласованных инвестиций (1996г. – 73,2 млрд. долл., 1997г. – 51,8 млрд. долл.) Но в то же время, благодаря выполнению ранее заключенных договоренностей, объем фактически осуществленных инвестиций продолжал увеличиваться, поднимаясь до новых рекордных показателей (1996г. – 42,4 млрд. долл., 1997г. – 45,3 млрд. долл.)

Для того, чтобы оценить позитивные наработки китайского руководства, важно рассмотреть основные принципы либерализации инвестиционного режима, а также выяснить, какую роль играет в практике сотрудничества с иностранным капиталом в КНР акционерная форма совместного предпринимательства.    

 

Глава 1. Виды организационных форм

инвестиционного сотрудничества.

В практике совместного предпринимательства в КНР применяется целый ряд организационных форм производственного сотрудничества, в которых сильные и слабые, с точки зрения интересов партнеров, стороны сочетаются различным образом.

Наиболее простой из них является поручительская переработка импортного сырья и сборка изделий из деталей, предоставленных заказчиком. Иностранная компания поставляет сырье, полуфабрикаты, отдельные детали, а китайское предприятие организует производство продукции в соответствии с требуемыми техническими стандартами. Продукция отгружается в адрес иностранного партнера, который реализует ее за пределами КНР. Китайская сторона получает плату за произведенные операции. Сроки окупаемости проектов составляют обычно не более 4-6 месяцев. В интересах качественного выполнения заказа иностранный партнер может поставлять китайскому предприятию промышленное и контрольное оборудование. Его стоимость уплачивается в рассрочку путем соответствующего уменьшения получаемой китайской стороной платы за обработку.

Компенсационная торговля предусматривает прямое предоставление китайскому предприятию оборудования и технологии. Китайская сторона управляет производством и в течение согласованного срока погашает стоимость полученных средств путем поставок иностранному партнеру части произведенной продукции. По завершении платежей оборудование и технология переходят в полную собственность китайского партнера.

Компенсационные предусматривают более тесные и длительные связи по сравнению с поручительскими операциями. Сроки соглашения обычно составляют 3-5 лет. Но в целом устойчивых связей по передаче технологии при этом не возникает. Как и поручительские операции, компенсационные соглашения наиболее предпочтительны для иностранных фирм, ориентирующихся на экономию издержек за счет использования дешевой рабочей силы, а также заинтересованных в переносе в Китай трудоемких производств и последующем реэкспорте продукции. Для китайской стороны эти виды сотрудничества перспективны прежде всего с точки зрения получения экспортных валютных доходов, а также создания дополнительных рабочих мест.

Более сложной формой являются контрактные совместные предприятия (СП). Организация их, как правило, не сопровождается юридическим оформлением участия партнеров в капитале и созданием нового юридического лица. Китайская сторона обычно предоставляет земельные участки, помещения, рабочую силу, сырье, а иностранный партнер – оборудование и технологию. Вклады сторон могут не получать денежной оценки. Применяются различные варианты системы управления: может создаваться Совет директоров, управление может поручаться одному из партнеров или приглашается третья сторона. Доходы распределяются не в соответствии с долей в активах, а по договоренности, и каждая сторона выплачивает налоги самостоятельно. Иностранный партнер обычно получает стоимость оборудования, лицензий, запчастей, а участие в прибыли обеспечивается платежами роялти (вид лицензионного вознаграждения).

Достоинством контрактных СП является их гибкость, совмещенная с большей, чем в компенсационной торговле, взаимосвязанностью интересов ввиду обоюдного участия партнеров в прибыли. Однако значительная часть доходов иностранного партнера формируется при этом вне зависимости от результатов работы предприятия. Минимальные размеры роялти, как правило, заранее оговариваются в контракте. Иностранный партнер может изымать свою долю до истечения срока действия соглашения. Применяются различные методы ускоренной окупаемости его вклада: за счет ускоренной амортизации или за счет того, что в первые годы работы предприятия ему начисляется относительно большая часть прибыли.

Для китайской стороны более предпочтительным является создание паевых совместных предприятий – компаний, предусматривающих совместную собственность на капитал и распределение риска и прибылей в зависимости от доли в активах. Для управления паевым СП создается Совет директоров. Вклады сторон получают денежную оценку, инвестиции могут быть изъяты только в случае прекращения деятельности предприятия. Китайская сторона обычно стремится к тому, чтобы вклад иностранного партнера в виде технологии составлял не более 15-20℅ его пая, а остальная часть вносилась другими факторами производства или денежными средствами. Это делается для того, чтобы избежать случаев, когда китайская сторона будет вынуждена в одиночку брать на себя возможные риски и убытки в освоении технологии. Возникающая на длительный срок общность интересов сторон стимулирует зарубежного инвестора к совершенствованию передаваемой технологии. Для иностранных фирм создание паевых СП целесообразно прежде всего в рамках долгосрочного освоения китайского рынка.

В ряде случаев зарубежные партнеры предпочитают осваивать рынок самостоятельно, путем создания предприятий полной иностранной собственности. Доля таких предприятий в структуре новых вложений обычно возрастает в периоды антиинфляционного ужесточения кредитно-денежной политики государства, когда китайские хозяйственники испытывают дефицит средств для финансирования уставных капиталов СП.

Следует сказать, что в первой половине 80-х гг., когда большинство иностранных инвесторов предпочитали реализовать в Китае преимущественно краткосрочные цели, без установления чреватых риском длительных связей, велика была роль относительно простых форм инвестиционного сотрудничества и прежде всего – контрактных совместных предприятий. Но по мере углубления рыночных реформ, укрепления уверенности иностранных партнеров в стабильности инвестиционного климата КНР и, соответственно, постоянной активации инвесторов, ориентирующихся на долгосрочное освоение внутреннего рынка Китая, на первый план выходят более развитые формы сотрудничества, предлагающие более глубокую интеграцию иностранных инвесторов в хозяйственный комплекс КНР.

 

Глава 2. Либерализация инвестиционного режима.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: