Иностранные инвестиции в сферу услуг

Подходу китайских властей к осуществлению инвестиционного режима в сфере услуг свойственны те же тенденции, что и «политике открытости» в целом. Но следует отметить, что степень либерализации в сервисных отраслях существенно ниже, чем в других, и государственный контроль здесь гораздо более жесткий. Так, необходимость государственного контроля над вложениями в сферу операций с недвижимостью обычно связано с комплексом мер, призванных предотвращать «перегрев» экономики. Ограничение иностранного присутствия на финансовых и фондовых рынках трактуется недопущением чрезмерной зависимости формирующегося национального рынка капиталов от притока инвестиций из-за рубежа. В случае с транспортом и связью можно традиционном для коммунистических стран стремлении удержать под контролем «командные высоты» экономики. Наконец, в подходе к либерализации информационного рынка прослеживается стремление ограничить внешнее воздействие на политическую и культурную жизнь Китая.

В начале 80-х гг. именно сервисные отрасли, работающие непосредственно на удовлетворение спроса иностранцев (общепит, гостиничное дело, бытовые услуги др.) привлекали наибольшее количество инвестиций. Но, вследствие возникшего превышения предложения над спросом, власти были вынуждены пойти на некоторые ограничения. Приток инвестиций сдерживался следующим образом: с одной стороны, местные власти запрещали строительство отелей на подведомственных им территориях, а с другой – МВТ и ЭС  ужесточило требования при утверждении новых инвестиционных контрактов. Впоследствии, так же были введены ограничения на банковское кредитование такого рода проектов.

Что касается иностранных инвестиций в такие ключевые отрасли сферы услуг, как банковское и страховое дело, транспортные перевозки, розничная торговля и т.д., работа над этим началась по существу только в 90-е гг.

Финансовый сектор.

Здесь создание предприятий с иностранным участием было впервые разрешено еще в 1984г., но только в пределах «свободных экономических зон». Лишь в 1990г. зарубежные получили право создавать отделения в Шанхае, а в 1992г. для вложений в финансовый сектор были открыты еще 7 городов в приморском поясе – Далянь, Тяньцзинь, Циндао, Нанкин, Нинбо, Фучжоу и Гуанчжоу. В 1994г. было разрешено создание финансовых предприятий с иностранным участием в 10 городах «внутренних» провинций Китая. До самого недавнего времени иностранные банковские структуры могли осуществлять прием вкладов и выдачу кредитов только в иностранных валютах. Лишь в 1998г. 9 пудунским отделениям в Шанхае был открыт доступ к ресурсам и информационной сети национального межбанковского рынка и, кроме того, они получили право вести депозитарные операции с государственными ценными бумагами.

Страховые услуги.

Допуск иностранных инвесторов в отрасль страховых услуг носит еще более дозированный характер. В 1992г. первой из зарубежных страховщиков лицензию на открытие китайского отделения получила американская компания «American International Group» - крупнейшая страховая компания мира. Закон о страховании, принятый в 1995г., распространяется как на китайских, так и на иностранных страховщиков, но законом установлено, что лицензирование последних осуществляется в особом порядке.

Розничная торговля.

В розничную торговлю иностранные инвесторы стали допускаться в 1992г., но только в «специальных экономических зонах» и в городах Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Гуанчжоу, Далянь и Циндао. Инвестиции могут совершаться только в форме паевых совместных предприятий, причем срок инвестиционного соглашения должен быть не меньше 30 лет. Такие СП имеют право импортировать товары напрямую, без посредничества государственных внешнеторговых компаний. Но, установлено, что доля импорта в объеме розничных продаж не должна превышать 30%.

Авто - и железнодорожное строительство, авиационные и морские пассажирские перевозки.

В эти сферы иностранные инвесторы были допущены еще в середине 80-х гг. Новый тур либерализации начался в 1994г., когда было разрешено создание предприятий с иностранным участием, авиационными и морскими грузовыми перевозками. Было также установлено, что иностранные инвесторы могут подключаться к строительству и обслуживанию морских и авиационных портовых терминалов, могут арендовать имеющиеся терминалы, еще не оснащенные необходимой инфраструктурой. Но при этом инвестиционное сотрудничество может осуществляться только в форме паевого СП, в котором китайская сторона должна обладать контрольным пакетом, а руководителями исполнительных органов СП должны быть граждане КНР.

Создание предприятий полной иностранной собственности разрешается, если только речь идет об открытии новых специализированных линий перевозок. На авиатранспорте закрытой для иностранных инвесторов областью остаются службы диспетчерского контроля за полетами.

В 1998г. продолжился процесс либерализации сферы водных перевозок. Иностранные инвесторы были допущены к перевозкам по внутренним водам. Были ослаблены ограничения на тоннаж судов, эксплуатируемых совместными предприятиями. Для национальных и иностранных инвесторов были установлены единые тарифы на оплату услуг естественных монополий, был унифицирован порядок оказания навигационных услуг, заправки судов водой и топливом.

Сферы почтовых и телекоммуникационных услуг, кинематограф, видеопрокат.

Данные сферы для иностранных вложений полностью закрыты. Иностранные инвестиции в электронные СМИ разрешены только в форме паевых СП, причем им запрещено заниматься производством собственных программ, а на использование зарубежной продукции установлены количественные ограничения. Инвестиции в издательское дело также могут осуществляться только в форме паевых СП, в которых у китайской стороны должно быть не менее 51% капитала, а руководителями должны быть китайские граждане. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: