Организация и методы исследования

 

В соответствии с целью данной работы и поставленными задачами для проверки гипотез нами было проведено эмпирическое исследование на базе средней общеобразовательной школы №5 г. Гурьевска в период с января по март 2006 года.

В исследовании приняли участие 60 человек, 30 диад «ребенок – отец». Средний возраст мужчин составил 26,5 лет, в основном испытуемые являются служащими (90%), с высшим, среднетехническим и средне-специальным образованием. Средний возраст детей 7,3 года. Количество семей, имеющих девочек – 17, мальчиков – 13. Из них в 23% случаев в семье более чем один ребенок, и в 77% ребенок в семье единственный. Каждая семья является полной.

Использовались следующие методики:

1. «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми» И.М. Марковской [33,31];

2. Проективная методика «Рисунок семьи» [36;8];

3. Проективная методика «Рисунок Я и мой ребенок»;

4. Методика Дембо – Рубинштейн в модификации В.Г.Щур «Лестница» [7, 251];

5. Методика Рене Жиля «Фильм-тест» [7,102].

1. Методика И.М. Марковской «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми» позволяет диагностировать детско-родительские отношения и взаимодействия методом шкалирования [33,31]. Методика ориентирована на то, чтобы вопросы были понятны не только родителям, но и детям, их содержание рассчитано на семьи с различным составом и жизненным опытом, а утверждения подходят и к отцу, и к матери. Взрослый вариант опросника содержит 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.

При заполнении опросника родителя и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по пятибалльной системе: 1 балл – совершенно не согласен; 5 баллов – совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит.

Опросник имеет две формы: подростковый вариант и вариант для родителей дошкольников и младших школьников.

В опроснике «Взаимодействие родитель – ребенок» (ВВР), вариант для родителей дошкольников и младших школьников представлены следующие 10 шкал.

1-я шкала: нетребовательность – требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка.

2-я шкала: мягкость – строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о степени принуждения ребенка к чему–либо.

3-я шкала: автономность – контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку.

4-я шкала: эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю. Эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.

5-я шкала: отвержение – принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, его самооценки.

6-я шкала: отсутствие сотрудничества – сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношении родителей и детей.

7-я шкала: тревожность за ребенка

8-я шкала: непоследовательность – последовательность. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений.

9-я шкала: воспитательная конфронтация в семье.

10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным этой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре детско-отцовских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

В этом варианте заменены некоторые вопросы, которые оказались бы неадекватными для детей этого возраста, и И.М. Марковская заменяет две шкалы опросника. В подростковом варианте 7-я шкала – «несогласие – согласие между ребенком и родителем». Эта шкала описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними; 9-я шкала – «авторитетность родителя». Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Такая замена объясняется тем, что показатели этих шкал могут дать ценную информацию для психолога – консультанта, к которому родители обращаются за помощью и которому необходимо иметь более полную информацию о характере воспитания в семье. Кроме того, замена 7-й и 9-й шкал вызвана отсутствием параллельной формы для детей, так как в этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отношениями к родителям, а без сравнения с детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую ценность.

2. Проективная методика «Рисунок семьи».

Данная методика входит в группу проективных методик для оценки внутрисемейных отношений. Она основана на анализе и интерпретации рисунков [8,116]. Методика, как правило, применяется для обследования детей. Рисуночные методики являются одними из наиболее распространенных среди проективных методик. Качественный анализ рисунка проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов.

Идея использовать технику рисунка для диагностики внутрисемейных отношений возникла у целого ряда исследователей. Подробная схема проведения обследования и интерпретации результатов впервые была разработана именно для используемого нами теста.

Согласно, В.Вульфу, в рисунках анализируются: последовательность рисования членов семьи, их пространственное положение, наличие попусков отдельных членов семьи, отличия в формах и пропорциях отдельных фигур [7,375]. Последовательность указывает на значимость данного члена семьи. Пропуск члена семьи часто выражает стремление избавиться от эмоционально неприемлемого лица. Если величина изображения фигур не соответствует реальной иерархии, то такое восприятие относят за счет степени субъективной доминантности и значимости. Также обращают внимание на интерпретацию различий в рисовании отдельных частей тела, исходя из возможности переживаний, связанных с их функциями.

В работах В.Хьюлса были предложены интерпретационные схемы «Рисунка семьи» методики, базирующиеся на самом процессе рисования (использование цветов, вычеркивания, сомнения, сопутствующие проявления, комментарии).

Л. Корман, анализирует: графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность, использование пространства); формальная структура (динамичность рисунка, расположение членов семьи); содержание (анализ смысла рисунка).

При анализе наших рисунков мы будем использовать все перечисленные параметры.

3. Проективная методика «Рисунок Я и мой ребенок»

Данная методика относится к экспрессивной группе проективных методик – рисование на свободную или заданную тему. Методика предложена для выполнения отцам. Заданием данной методики нарисовать на альбомном листе себя и своего ребенка. Для интерпретации результатов будут использованы критерии оценки, методики «Рисунок семьи». По результатам методики мы будем судить об отношениях между родителем и ребенком.

4. Методика Дембо – Рубинштеина в модификации В.Г.Щур «Лестница». Цель этой методики – исследование уровня самооценки младшего школьника и систему оценивания детей отцами. Принцип методики Дембо – Рубинштейна сопоставление себя с окружающими по заданному критерию (добрый, умный, красивый, сильный, здоровый, аккуратный). Однако вместо отрезка прямой В.Г Щур предлагает использовать лесенку с десятью ступеньками.

Процедура исследования для детей состоит в том, что каждый испытуемый на лесенке соответствующей определенной категории самооценки должен отметить значком «Я» ту ступеньку, на которой он находится. Далее он должен значком «В» взрослые) отметить ту ступеньку, на которой по его мнению находятся близкие ему взрослые люди. Методика состоит в том, что ребенок должен обозначить свои показатели на отрезках в параметрах «умный», «сильный», «красивый», «добрый». Далее для отцов была проведена такая же процедура, их заданием было отметить ступеньку, на которой, по их мнению, находится их ребенок. Таким образом, по результатам мы сможем определить не только самооценку, но и понять, соответствует ли она восприятию отцами своих детей.

7. Методика Рене Жиля «Фильм – тест».

Методику «Фильм – тест» нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. Стимульный материал этой методики состоит из 42 картинок с изображением детей и детей и взрослых, направленных на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Рисунки схематичны, изображают, скорее, соотношение позиций людей, нежели их эмоциональный настрой, что, по мнению И.Н.Гильяшевой и Н.Д.Игнатьевой, “облегчает идентификацию испытуемого с тем или иным персонажем, позволяет предположить у него любое эмоциональное выражение лиц.

Методика дает возможность описать систему личностных отношений ребенка, складывающуюся из двух групп переменных:

1. Показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми. В нашем случае нас интересуют отношения ребенка с отцом.

2. Показатели, характеризующие особенности самого ребенка: любознательность; стремление к доминированию в группе; стремление к общению; социальная адекватность.

Ребенку показывают картинку и предлагают на ней найти для себя место среди изображаемых людей: он либо занимает свободное среди персонажей место, либо идентифицирует себя с одним из них. А в приводимых словесных описаниях ситуаций ребенку предлагают выбрать из перечня типичных форм поведения то, которое наиболее подходит ему самому. Традиционно с помощью этой методики пытаются получить информацию об отношении ребенка к окружающим его людям и способам их взаимодействия и выяснить наиболее характерные варианты поведения в типичных для ребенка ситуациях. На основе этой информации судят о достаточно широком круге личностных особенностей ребенка: степени любознательности, выраженности стремления к контактам с людьми, отгороженности от них, к доминированию или ведомости, активности или пассивности, степени социальной адаптированности, фрустрированности, агрессивности. Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения. Последовательно переходя от одной картинки к другой, мы восстанавливаем определенный (не обязательно достоверный) ряд жизненно важных обстоятельств его жизни, ряд его отношений к взрослым, сверстникам и существенным для него событиям. Затем, заняв ребенка «рисунком семьи» предъявляем картинки отцу и просили показать, “на какой из стульев сел бы ваш ребенок”, “среди каких ребят он поставил бы себя” и т.д. Иными словами, мы просим родителя угадать те позиции, которые мог бы выбрать их ребенок. И тогда мы получаем новую содержательно развернутую картину понимания отцом отношений с ребенком. Иногда они отмечают возможность расхождений реальных позиций ребенка и позиций желательных: “На словах-то он вам скажет, что идет впереди идущих, а на самом деле всегда остается в числе последних”.

Чтобы облегчить задачу регистрации ответов ребенка и родителей, мы подготовили бланк с прямоугольными окошками, пронумерованными соответственно листам “Фильм-теста”. На этом бланке в каждом из окошек мы регистрировали в виде точки пространственную ориентацию той позиции, на которую указывал ребенок, а затем его родители. Таким образом, мы получали возможность наглядно оценить степень совпадения и несовпадения ответов ребенка и родителей.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: