Проблемы и причины их возникновения в сфере кредитования субъектов малого предпринимательства

 

Финансовое состояние и показатели развития малых предприятий являются достаточно точной характеристикой экономической ситуации. Так, несмотря на стабилизацию экономического развития и возникновение большого числа новых малых предприятий, до полного освоения экономической ниши малого бизнеса в России еще далеко. Например, если в развитых странах малые предприятия производят 50–70% валового внутреннего продукта, то в России этот показатель составляет 10–13,5%. Число занятых на малых предприятиях составляет почти 20% от всего российского рынка труда, однако существуют определенные сложности выживания малых предприятий в рыночной конкурентной борьбе. В данных условиях перед государством стоит задача поддержки малого бизнеса и недопущения сокращения занятости на малых предприятиях путем создания соответствующих структур поддержки и развития кредитования малого бизнеса государственными и коммерческим банками.

В региональной структуре банковского кредитования распределение кредитов, выданных малым предпринимателям, примерно совпадает с территориальным распределением самих малых предприятий по стране. Более четверти всех кредитов, выданных малым предприятиям, приходится на Москву, по 20% – на Южный и Уральский федеральные округа. Таким образом, за счет большей полноты охвата в более перспективных регионах России кредитование будет развиваться быстрее, чем в менее перспективных.

При этом развитие данного сегмента экономики замедляется тем, что число вновь открывающихся малых предприятий примерно соответствует числу предприятий, уходящих с рынка.

Не последнюю роль в увеличении доли неудачных бизнес-проектов в сфере малого бизнеса играют низкие возможности для оперативного получения кредитов новыми участниками рынка. Согласно ряду экспертных оценок, сегодня потребность малого бизнеса в заемных средствах удовлетворяется на 20–30%. А потребность в микрокредитах, то есть в суммах от одного до десяти тысяч долларов, удовлетворяется еще меньше – всего лишь на 5–7%.

Основными источниками финансирования малого бизнеса при этом выступают коммерческие банки, объем предоставляемых ими кредитов малым предприятиям в течение последних трех лет вырос примерно в два раза и приблизился к показателю в десять миллиардов долларов, в то время как запланированное на 2008–2010 гг. финансирование программы государственной поддержки малого предпринимательства, из бюджета Российской Федерации составит около 4 миллиардов рублей ежегодно. Об этом говорится в прогнозе социально – экономического развития российской федерации на 2008–2010 года, подготовленном Министерством экономического развития и торговли РФ и опубликованном на официальном сайте этого ведомства.

В Министерстве экономического развития и торговли сообщают, что средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию государственной поддержки малого предпринимательства, предоставляются субъектам Российской Федерации на конкурсной основе при условии софинансирования расходов по их реализации из региональных бюджетов. Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к принятию новых, более эффективных программ поддержки и развития малого предпринимательства.

В результате конкурсного отбора бюджетам субъектов Российской Федерации в 2006–2007 гг. субсидии из федерального бюджета предоставляются для финансирования следующих мероприятий:

· создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства;

· поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары, работы и услуги, предназначенные для экспорта;

· развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

· создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере. В 2008–2010 гг. поддержка субъектов малого предпринимательства по этим направлениям будет продолжена.

В Министерстве экономического развития подготовлено два варианта прогноза развития экономики на этот период времени. Первый вариант отражает развитие российской экономики в условиях стабилизации объемов экспорта углеводородов при продолжающемся ухудшении ценовой конкурентоспособности отечественной продукции и замещении ее импортной. Темпы роста ВВП в условиях данного варианта снижаются с 6,7% в 2006 году до 5,2–5,3 процента в 2009–2010 годах.

Второй вариант ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса и активизацию структурных сдвигов за счет реализации комплекса мер по ускорению экономического роста.

Первый вариант прогноза социально – экономического развития РФ предполагает замедление темпов роста российского малого бизнеса, ухудшение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий, низких темпов роста экспорта, негативные тенденции в изменении предпринимательского климата.

Второй вариант ориентируется на положительную динамику роста малого бизнеса в условиях благоприятной экономической конъюнктуры. Принятие закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» повысит эффективность реализации финансовых механизмов государственной поддержки и обеспечит снижение затрат малого предпринимательства на преодоление административных барьеров, что будет способствовать дальнейшему развитию системы малого предпринимательства, увеличению объемов производства.

Кроме того, в регионах с низким уровнем социально-экономического развития реализация мер государственной поддержки будет иметь, наряду с экономической, и социальную значимость, являясь эффективным механизмом снижения безработицы.

Приоритетными направлениями в сфере развития малого предпринимательства на период 2008–2010 гг. станут:

– реализация законодательства, определяющего участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственного заказа;

– содействие созданию инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства, ориентированных на поддержку вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства;

– специальные программы поддержки конкурентоспособных, экспортно-ориентированных проектов;

– формирование благоприятных условий и поддержка институтов микрофинансирования;

– формирование институциональных условий для развития кредитования предпринимательства банковскими учреждениями;

– развитие системы бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей;

– совершенствование нормативной правовой базы в целях сокращения административных ограничений и барьеров для предпринимательской деятельности;

– обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к недвижимому имуществу, находящемуся в государственной и муниципальной собственности.

В то же время, эксперты отмечают, что увеличение объемов кредитования малых предприятий приведет к сколько-нибудь существенному увеличению финансовых возможностей лишь тех заемщиков, которые самостоятельно добились финансовой устойчивости, имеют позитивную историю взаимодействия с банками и готовы привлекать сравнительно большие кредиты. Напротив, возможности привлечения средств вновь создающимися малыми предприятиями и выдачи микрокредитов в целом остались на прежнем уровне. В результате, если рассматривать не удовлетворение абстрактных «потребностей» в финансовых средствах, а долю малых предпринимателей, имеющих реальную возможность получить кредит в банке, ситуация выглядит еще менее позитивной.

По мнению экспертов, такого рода дисбаланс возникает в результате того, что при распространении на малое предприятие традиционных схем корпоративного кредитования уровень возникающих рисков и накладных расходов оказывается слишком высоким, и в то же время возникают проблемы с залоговым обеспечением привлеченных предприятием средств. В результате ни один коммерческий банк не может быть заинтересован в развитии микрокредитования в рамках классических схем финансового обслуживания юридических лиц.

Вместе с тем, по мере освоения региональными банками поточных схем кредитования, специализированных кредитных линий, предоставляемых банками международного и федерального значения, и создания адекватной сети продаж, работа с представителями малого бизнеса становится все более серьезным претендентом на роль новой «технологии прорыва».

Кредитование малого бизнеса – это новый растущий финансовый рынок, и он отнюдь не перегружен: каждый год открывается достаточно много малых предприятий. Конечно, многие и закрываются, но, в частности, одним из факторов этого закрытия является то, что они не находят финансирования. В то же время, параллельно растет и развивается рынок потребительского кредитования, который все еще далек от насыщения, несмотря на то, что на нем присутствуют практически все российские банки. Тем меньше оснований говорить о перспективах насыщения рынка кредитов малым предприятиям, который еще не вызывает массового интереса со стороны кредитных организаций и где рост предложения все еще не может угнаться за ростом спроса, а внедрение некоторых видов кредитных продуктов даже не начиналось.

По мнению экспертов, за последние 3–4 года объем кредитования малого бизнеса вырос на 80% и достиг к концу 2007 года сто шестьдесят миллиардов рублей. Потребность данной отрасли в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15–17%. Более оптимистически настроенные финансисты говорят о 20-процентной насыщенности рынка.

Сегодня рынок кредитования малого бизнеса продолжает расти, но темп его роста ниже, чем мог быть на самом деле. В этой сфере существует ряд объективных проблем. С одной стороны, банки заинтересованы в расширении данного бизнеса, так как эта ниша еще достаточно не освоена. С другой стороны банки разработали программы кредитования малого бизнеса и предъявили определенные требования к документообороту, к прозрачности схемы данного бизнеса, что многое малые предприятия не способны выполнять эти требования.

Банкиры все еще упрекают малый бизнес в плохих залогах, низкой платежеспособности и надежности. Главной проблемой кредитования с точки зрения банков выступает:

1) непрозрачность российского малого бизнеса, что подразумевает раскрытие реальной и «белой» финансовой информации о предпринимателе.

Непрозрачность заключается в несоответствии данных бухгалтерской и управленческой отчетностей, что затрудняет определение реального финансового состояния субъекта малого предпринимательства при оценке категории качества выдаваемого кредита.

2) Отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей малого бизнеса не являются владельцами ликвидного имущества.

Часто на технику, недвижимое и прочие имущество, предлагаемое в залог, отсутствуют документы, подтверждающие право собственности, либо эти документы ненадлежащим образом оформлены, не приведены, в соответствие с действующим законодательством, что ведет к невозможности заключения договора залога. Данная проблема снижает качество обеспечения выдаваемых кредитов и затрудняет получение средств от банка.

3) недоверие, испытываемое банками к малому бизнесу и как следствие, отсутствие привлекательных условий для кредитования;

4) недостаточная экономическая и юридическая грамотность большинства российских малых предпринимателей;

5) отсутствие реальной масштабной государственной поддержки малого бизнеса;

6) высокие риски невозврата кредитов.

Рассмотрим, какие риски возникают при кредитовании малого бизнеса для того, чтобы лучше разобраться в данной проблеме.

Риск – это стоимостное выражение вероятностного события, ведущего к потерям. Можно выделить некоторые виды рисков:

1. Рыночный риск, который связан с потерями из-за колебания норм ссудного процента, изменениями прибыльности и финансового благополучия банков. Отличительной чертой данного риска является неотъемлемость от банковской деятельности.

2. Процентный риск – это риск сокращения или потери банковской прибыли из-за уменьшения процентной маржи. Он обычно возникает при изменении ставок по активам и пассивам, соотношение которых часто бывает неравномерным. При росте ставок для банка выгодна позиция, когда сумма активов с выплачиваемыми «чувствительными» процентами превышает сумму пассивов, требующих такую же «чувствительную» к изменениям плату за привлечение. В этом случае прибыль банка растет, а при сокращении ставок – наоборот. Таким образом, процентный риск банка в большей степени зависит от структуры его активов и пассивов. Кроме того, чем выше маржа банка между процентными доходами и расходами, тем меньше процентный риск.

3. Кредитный риск – это риск банка-кредитора, связанный с непогашением заемщиком основного долга и процентов по выданным кредитам. Кредитный риск – это вероятность того, что стоимость части активов банка, представленная суммой выданных кредитов, уменьшится или будет сведена к нулю либо фактическая доходность от данной части активов окажется значительно ниже ожидаемого расчетного уровня.

Пути решения проблемы рисков будут рассмотрены в следующем параграфе.

Проблемы возникают в основном из-за неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработку одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную скоринговую оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса. Как следствие, даже если у банка и имеются соответствующие программы для малого бизнеса, то довольно часто кредиты, выдающиеся по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене.

Как правило, представители малого бизнеса могут рассчитывать на кредит стоимостью 24–30% годовых и то лишь при наличии приемлемых условий для банка в качестве залогов или надежных поручителей. Такие кредиты все равно намного выгоднее, чем ссуды в потребительских кооперативах или у ростовщиков, но доступны далеко не всем.

Ещё одной проблемой, с которой сталкиваются обе стороны при рассмотрении вопроса о финансировании, является надежность кредитования. С точки зрения банков надежность – это совокупность ряда факторов, таких как экономическая обоснованность проекта, качественное обеспечение, удовлетворительные показатели финансового состояния предприятия, и далее – объемы финансовых потоков, история взаимоотношений, кредитная история в других банках и пр. Найти хорошего заемщика, удовлетворяющего требованиям, для банков также трудно, как для малых предприятий – банк, который бы выделил кредит.

Кредитование малого бизнеса с точки зрения предпринимателей затрудняется в основном из-за:

· высокой стоимости кредитов;

· жестких условий получения кредитов;

· больших сроков рассмотрения заявок;

· недостаточности государственной поддержки малого бизнеса;

· невозможности получения кредит на создание бизнеса «с нуля».

Очень мало шансов получить кредит у предприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами, ведущими упрощенную бухгалтерию, а также не имеющими залога или поручителя. Впрочем, ряд банков иногда при поддержке государственных структур выдают кредиты без залога. Правда, на условиях, которые трудно назвать привлекательными: суммы небольшие – до ста двадцати тысяч рублей, эффективная ставка довольна высокая, сроки ограниченные – как правило, не превышают 1,5 года. Не смотря на это, некоторые проблемы предпринимателей этот кредит все же решает. Например, с его помощью можно ликвидировать кассовые разрывы, когда денег в кассе не хватает для ведения текущей финансовой деятельности.

Если же говорить о кредитных средствах на более длительные сроки или на большие суммы, то российские банки требуют от заемщиков предоставление залога. Причем во многих случаях оценочная стоимость залога должна вдвое превышать сумму кредита. Но у малого предпринимательства зачастую нет имущества, которое можно оформить в залог.

Выход из создавшейся ситуации существует, но однако нормализация на рынке кредитования малого предпринимательства сопряжена с определенными усилиями, которые должны предпринимать не только банкиры и бизнесмены, но и государство. Главное, о чем мечтают банкиры и чиновники, – выход предприятий малого бизнеса из «тени».

Чтобы снизить стоимость кредитов, банк должен совершенствовать технологию выдачи ссуды – технологию рассмотрения заявки, технологию обслуживания. Сейчас многие банки предлагают свои кредитные продукты на примерно одинаковых условиях. Поэтому здесь начинает играть роль уровень сервиса; снижение ставок возможно при улучшении качества заемщиков. Существующие ставки обусловлены, прежде всего, высоким риском невозврата кредитных средств. Как правило, положительная кредитная история позволяет клиенту взять кредит на более привлекательных условиях; чтобы снизить стоимость кредитов для малого бизнеса, следует стандартизировать и автоматизировать процедуру их предоставления. Кредитная история – это информация, состав которой определен федеральным законом, характеризующая исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам кредита и хранящаяся в бюро кредитных историй. На снижение ставок оказывает влияние усиление конкуренции, вследствие которой на рынке появляется большое количество предложений. Кроме того, в последнее время наметились тенденции активного включения в процесс кредитования государственных органов.

Нежелание предоставлять банку информацию о своем бизнесе – одна из основных проблем кредитование малого и среднего бизнеса для многих банкиров – один из основных видов деятельности. Но вместе с тем это и довольно рисковое дело. Не зря банки требуют столь внушительные пакеты документов. Так, ни один перечень не обходится без заявления на предоставление кредита для бизнеса, анкеты заемщика и поручителей, финансовой отчетности за два последних квартала текущего года с отметкой инспекции, списка основных средств, копий договоров с крупными покупателями и поставщиками, учредительных документов.

Другая причина – довольно долгий срок рассмотрения кредитной заявки: часто заемщикам деньги нужны «прямо сейчас». Банк отдает предпочтение заемщикам, которые планируют свои финансовые потоки и заранее приходят за кредитом. Кредитное решение действует в течение 60 дней, что позволят заемщику заранее подготовиться к «высокому» сезону, собрать все документы, получить кредитное решение и взять деньги в тот момент, когда они ему будут необходимы.

Выход из ситуации очень простой – повышение доверия между банками и заемщиками. Банк и клиент должны выступать как деловые партнеры. Заемщики должны понимать, что банку выгодно, чтобы бизнес заемщика работал прибыльно. Более того, банк может выступать в качестве финансового консультанта для клиентов. Нужно стараться консультировать своих клиентов по всем возникающим финансовым вопросам, что помогает клиенту лучше оценивать и развивать свой бизнес.

Также в числе основных причин возникновения проблемы рынка кредитования субъектов малого предпринимательства отмечают:

1. Не развит спрос: предубеждения малых предпринимателей относительно доступности и целесообразности привлечения кредитного финансирования. Кроме того, многие представители малого предпринимательства не могут взять кредит, поскольку не соответствуют жестким требованиям банков.

2. Банки недостаточно обеспечены ресурсами и технологиями для работы с малым бизнесом.

3. Правовая база несовершенна. Например, предприятиям малого и среднего бизнеса сегодня трудно работать из-за тяжелых бюрократических процедур.

Еще одна проблема в отсутствии четкого механизма поддержки малого и среднего бизнеса на федеральном уровне. Существующая в настоящее время законодательная база носит в основном декларативный характер – она утверждает необходимость поддержки малого предпринимательства, предусматривает определенные программы, но при этом набор конкретных мер, направленных на реализацию заявленных целей, очень ограничен.

Таким образом, наличие многих проблем должно подталкивать к тщательному изучению данных проблем и не менее тщательному поиску решений по устранению этих самых проблем. Важность осуществления поддержки малого бизнеса доказана зарубежным опытом. В странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес является основным источником налогов для бюджетов различного уровня и новых рабочих мест. Но усилий одного государства не достаточно, банки, принимая решение о выдаче кредита, не должны подходить к малому предприятию с такими же критериями как к крупной компании.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: