Архитектура и скульптура ацтеков – загадка Мексики

 

Цивилизация ацтеков, как и другие цивилизации Южной Америки, рассматриваемые в данной работе, наследовала архитектуру пирамид, скульптуру и живопись от более древних цивилизаций. Например, город Теотиукан, являющийся древним религиозным центром ацтеков. Он был не раз достроен ими. Достижением архитектуры ацтеков являются монументальные пирамиды, храмы. Также поражает необычное строение города Теночтитлан (см. приложение В).

Города ацтеков имели правильную планировку, связанную отчасти с разделом земли между родами на прямоугольные участки. Центральная площадь служила местом народных собраний. В Теночтитлане вместо улиц были каналы с пешеходными дорожками по сторонам – город был построен на острове посреди озеро Тескоко. Для сообщения с материком служили три массивные дамбы, имевшие в нескольких местах проемы с подъемными мостами для прохода лодок. Теночтитлан был прорезан во многих местах каналами, стены которых были выложены изразцами и каменной мозаикой. Теночтитлан был просторным и величественным городом, с широкими площадями, базарами, великолепными храмовыми комплексами и прекрасными пирамидами. Здания нередко украшались бирюзой и драгоценными камнями.

Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде – примерно так, как в современной Венеции. Посреди города находился гигантских размеров ритуальный центр с множеством храмов и алтарей, где надо всем возвышался Великий храм (Темло Майор). Он был построен в виде пирамиды, его фасад был обращен на запад. Весь храмовый участок был обнесен стеной, украшенной рельефными изображениями переплетающихся змей. Широкая двойная лестница вела на самую вершину пирамиды, где стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых главных ацтекских богов: Уицилопочтли – бога солнца и войны и Тлалока – бога дождя и воды. При раскопках было найдено множество каменных статуй, статуэток и масок Тлалока, но ни одного изображения Уицилопочтли. Из испанских хроник нам известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян. Потому они, естественно, давным-давно разложились [11, с.112].

Испанские писатели сообщают о великолепных домах и дворцах правителя ацтеков и его знати. Некоторые дома были очень большими, часто при них были сады – как наземные, так и висячие. В садах знати, как правило, имелись фруктовые деревья, участки для пряных трав и бассейны с экзотическими рыбками. Самым же удивительным местом был дворец правителя. При нем находился арсенал, ткацкая мастерская, где женщины ткали материи специально для правителя, и мастерские – там трудились гончары, мастера по металлу, ювелиры и масса других ремесленников–специалистов. Имелся также вольер, где содержались все мыслимые виды птиц со всех концов империи. Те же, кому довелось увидеть дворцовые парки, утверждали, что это самое удивительное и великолепное место в мире.

Правитель ацтеков и знать жили в центре Теночтитлана, вблизи ритуальных сооружений. Все остальное население жило подальше от Великого храма. Простые люди жили группами, которые назывались кальпулли и состояли из тех, кто выполнял один вид работы, и их родственников. Каждый клан, или кальпулли, селился отдельным жилым массивом, состоявшим из маленьких одноэтажных домиков. Домики эти были мазанками, сделанными из прутьев и ила, либо глинобитными постройками из сырцового кирпича. Дома знати строились из адоба и облицовывались камнем или штукатурились; помещения располагались вокруг внутреннего двора. Стены культовых зданий украшались рельефами, росписями, узорной кладкой.

Вот каким увидел и описал Теночтитлан в 1519 году испанский конкистадор Эрнандо Кортес: «Провинция, в которой находится этот крупный город, имеет форму почти правильного круга и охвачена кольцом высоких диких гор. Почти вся долина занята двумя крупными озерами. Одно озеро пресное, другое соленое; столица Теночтитлан стоит на соленом озере. Город на воде имеет четыре входа это каменные насыпи шириной в две длины копья. Город так же велик, как, например, Севилья или Кордова. Улицы его широкие и прямые как стрелы; на многих главных магистралях половину улицы образует мостовая, другую половину канал, по которому плавают лодки. Улицы и насыпи во многих местах перерезаны поперечными каналами, через которые переброшены мосты из больших и прочных деревянных балок. В городе много рыночных площадей, где ведется постоянная и оживленная торговля. Одна из таких площадей больше, чем весь город Саламанка; она окружена аркадами, и ежедневно на ней собирается более шестидесяти тысяч людей покупателей и продавцов. Здесь торгуют всевозможными продовольственными товарами, золотыми и серебряными украшениями, свинцом и оловом, ракушками и разноцветными птичьими перьями, балками для строительства домов, строительным камнем, самой разнообразной птицей индейками, дикими утками, курами, попугаями, соколами, голубями, а так же зайцами, оленями, собачьим мясом словом, всем, что можно только себе вообразить в этом мире. В данном огромном городе много великолепно построенных языческих храмов. В храмах обычно живут жрецы, а в очень красивых святилищах установлены изображения божеств. Жрецы происходят из знатных семейств, одеваются в черные одежды и до заключения брака не стригут и не чешут волосы. Для описания великолепия и деталей главного святилища города человеческий язык слаб. Это такое громадное здание, что на его территории, окруженной высокой стеной, вполне можно было бы построить город на тысячу жителей. Внутри вдоль стены тянутся комнаты, залы, коридоры, удобно обставленные помещения, в которых живут жрецы. В здании сорок хорошо построенных башен, на самую высокую из них ведет лестница из пятидесяти ступеней. Храм богато украшен; работа каменщиков и плотников так хороша, что лучше ее нет на целом свете. Стены расписаны изображениями чудовищ и идолов. В трех самых больших залах храма установлены искусно изваянные скульптуры, поражающие своими размерами. Самый большой, самый почитаемый идол покрыт кровью жертв. Изображения идолов больше человеческих размеров изготовляют из кукурузной муки и фруктов, склеиваемых человеческой кровью; в большие праздники эти изображения съедают. В городе мы видели множество больших и прекрасных дворцов, в них живут самые важные в стране люди, вассалы правителя Монтесумы, которые часть года проводят в столице. Вокруг дворцов разбиты великолепные цветники. Вдоль ведущих в город насыпей на высоте человеческого роста тянутся два длинных трубопровода; диаметр труб два хороших шага. По глиняным трубам в город поступает пресная вода; вторая труба запасная, чтобы подача воды не останавливалась во время чистки первой трубы. Вода из трубопровода поступает в резервуары, а откуда на лодках развозится по каналам во все концы города. Жители ходят в приличной одежде и отличаются большим усердием, чем в других селениях, поскольку здесь находится резиденция правителя Монтесумы и многих важных господ, порядок в столице царит безупречный…» [15, с.322].

Основными монументальными сооружениями у ацтеков были четырехгранные каменные пирамиды с храмом или дворцом на усеченной вершине. Например, пирамида в Тенаюке к Северу от Мехико (см. приложение Г). По одной стороне пирамиды шла широкая лестница, как правило, украшенная скульптурными изображениями божеств и священных животных. По представлениям ацтеков, через каждые 52 года начинался новый период в развитии мира. К этому моменту приурочивалось обновление храмов: пирамиду замуровывали в новую каменную оболочку. Пирамида в Тенаюке отражает восемь таких этапов, то есть, фактически она представляет собой 8 вложенных друг в друга пирамид [11, с.115].

Монументальная культовая скульптура – статуи божеств, орнаментированные алтари – поражает грандиозностью, тяжеловесностью, например, статуя богини земли и плодородия Коатликуэ высотой 2,5 м [27]. Статуя располагалась на вершине одного из главных храмов Теночтитлана. Статуя имеет как бы два «фасада», почти зеркально отражающие друг друга, и участники церемониальных процессий всегда видели богиню обращенной к ним одним из своих «ликов». Фигура богини составлена из изображений кукурузных початков, когтей и клыков ягуаров, человеческих черепов и раскрытых ладоней, перьев, извивающихся змей, связок бобов какао и другого (см. приложение Д). Все это нагромождение символов взято не случайно – каждый элемент статуи был призван подчеркивать те благодетельные или страшные для человека силы, которыми повелевало божество. Знаменит так называемый «Камень Солнца». Всемирно известны реалистические каменные скульптурные изображения голов: «Воин-Орел», «Голова мертвого», «Печальный индеец». Особенно выразительны небольшие каменные или керамические фигурки рабов, детей, животных или насекомых. На ряде архитектурных памятников сохранились остатки стенных росписей с изображениями божеств или шествующих воинов. Ацтеки мастерски выполняли украшения из перьев, полихромную керамику, мозаику из камня и раковин, вазы из обсидиана, тончайшие ювелирные изделия.

«Камень Солнца» или «Ацтекский календарь» – один из старейших памятников ацтекской культуры, датируемый примерно 1479 годом. Он находился в одном из храмов Темпло Майор и до обнаружения в 2006 году монолита Тлальтекутли, Камень Солнца считался крупнейшим из найденных в Темпло Майор (диаметр 3,66 м, вес 24 т). После завоевания Мексики испанцами камень оказался погребен под землей, где и оставался сокрытым до 17 декабря 1790 года, когда был найден на площади Сокало в центре Мехико, в тот же год и почти в том же месте, что и статуя Коатликуэ. Первым исследователем камня был ученый Антонио де Леон-и-Гама. В настоящее время камень занимает почетное место в ацтекском зале Национального музея антропологии, его изображение стало одним из символов ацтекской культуры и известно во всем мире (см. приложение Е). На диске в краткой символической форме представлена ацтекская космология. В центре диска находится лицо солнечного бога Тонатиу с двумя руками-лапами в браслетах, с глазами и бровями. В каждой руке он держит человеческое сердце, его язык изображен в виде кремневого ножа, что символизирует необходимость жертвоприношений для непрерывности движения солнца. Четыре квадрата, окружающие божество, олицетворяют четыре солнца – четыре эры, предшествовавшие теперешнему Пятому солнцу: в верхнем правом квадрате изображена первая эра Четыре Ягуар, представляет стихию земли; слева находится эра Четыре Ветер, представляет стихию воздуха; под ней изображена эра Четыре Дождь, представляет стихию огня; в нижнем правом квадрате находится эра Четыре Вода, представляет стихию воды. Кроме того, на центральном диске между эрами изображены знаки сторон света: север со знаком Один Кремень; юг со знаком Один Дождь; восток с царским венцом и запад со знаком Семь Обезьяна. Указывающий на восток – место рождения солнца – венец и знак кремня символизируют верховную власть Теночтитлана и дату рождения Уицилопочтли, бога-покровителя ацтеков. Следующее кольцо представляет символическое изображение ацтекского календаря, состоявшего из двух параллельных: священного и гражданского. Против часовой стрелки расположены пиктограммы двадцати дней священного календаря. Эти двадцать дней в комбинации с тринадцатью числами формировали ритуальный 260-дневный год (тональпоуалли). Также добавлены пять точек, обозначающие пять дополнительных дней по гражданскому календарю (шиупоуалли), который состоял из периодов по 20 дней. Таким образом, в итоге получается 365-дневный гражданский год. Второе кольцо состоит из квадратов с пятью точками, которые, видимо, символизируют пять дней недели. Кроме того, восемь углов делят камень на восемь частей. Считается, что это солнечные лучи, указывающие в направлении сторон света. На внешнем кольце камень опоясывают две огненные змеи Шиукоатль лицом друг к другу (внизу). У одной лицо наполовину черное, у другой красное, что символизирует дуальность – вечную смену дня и ночи. Позади змеиных голов когтистые лапы с глазами, повторяющие руки-лапы Тонатиу на центральном диске. Их тела разделены на отрезки, которые, возможно, олицетворяют 52-летний цикл. В верхней части диска между хвостами змей находится квадрат, внутри которого вырезана дата 13 Акатль (13 Тростник). Считается, что эта дата соответствует 1479 году, когда была закончена работа над монолитом, а именно во время правления Ашаякатля, по приказу которого он и был изваян. По самому краю камня вырезаны восемь отверстий, удаленных друг от друга на равные расстояния. Возможно, что Камень Солнца также служил в качестве солнечных часов: в отверстия могли вставляться палки, тень от которых падала на символы диска и таким образом отмечала время суток [34].

Тула расположен в 58 милях на север от Мехико Сити. Слово «toltec» означает «искусный мастер», и Тула раскрывает перед нами богатое творческое прошлое ацтеков. Тула был основан ориентировочно в 1000 г. н.э. после падения Теотиуакана и до расцвета Теночтитлана. Тула представляет большую ценность благодаря своим колоннадам, просторным помещениям, воинам – «атлантам» – вырезанным из камня фигурам высотой 15 футов, которые стоят на вершине Пирамиды Утренней Звезды. Эти устрашающие фигуры похожи на тотемные столбы и являются главной достопримечательностью [15, с.153].

Теотиуакан расположен в 31 миле на северо-востоке от Мехико. Это одно из поселений доиспанской Мексики и первый настоящий город страны. В момент наивысшего расцвета население города достигало 200 тысяч. Теотиуакан был не только религиозным, политическим и экономическим центром Мезоамерики, но и самым урбанистическим городом того времени. Главные достопримечательности города – это Пирамида Солнца, Пирамида Луны, Улица Смерти, Храм Пернатого Змея с орнаментом в виде огромных змеиных голов (см. приложение Ж). Теотиукан был населен в период с 100 года до н.э. до 700 года н.э. Его название, в переводе с языка науатль, означает «место богов» и, возможно, было дано городу впоследствии, ведь до сих пор неизвестно, на каком языке разговаривали его жители. В VII веке н.э. начался упадок города и постепенное оставление его жителями. Уже в следующем веке город был полностью покинут. Никто в точности не знает, чем был вызван упадок. Однако уже после своего упадка Теотиукан превратился в место паломничества других народов, в том числе и ацтеков, которые постоянно достраивали город и организовывали в нем свои религиозные церемонии. Ведь, согласно легенде, именно в этом месте родилось Пятое Солнце, освещающее мир, в котором жили наследники теотиуканской культуры. Ацтеки строили свои пирамиды именно по типу теотиуаканских. Вот описание некоторых построек Теотиуакана.

Цитадель. Первые испанцы, посетившие это место, назвали его Цитаделью за его сходство с крепостью, которое придают ансамблю центральная постройка или «замок» и внутренняя площадь. Раскопки начала XX века доказали, что «замок» являлся Храмом Кетсалькоатля и что «стена» состояла из 7 метров, в верхней части которых находились пирамидальные постройки. Как показали исследования, эти строения представляли собой небольшие храмы, в которых проводились церемонии и празднества.

Пирамида Солнца первоначально состояла из 4 ярусов на квадратном основании со сторонами в 200 м. Высота пирамиды 66 м. В древности на ее вершине располагался храм, в котором находился каменный идол, уничтоженный во время Конкисты.

Тепантитла. Этот жилой комплекс на протяжении времени неоднократно перестраивался. В 40-е годы во внутренних помещениях были обнаружены настенные фрески, которые ученые идентифицировали с так называемым Тлалоканом или Раем Тлалока, поскольку на них изображены празднества, игры, развлечения, а кроме того, симметричным образом повторяется изображение божества в головном уборе из перьев хищных птиц с широко разведенными руками, с которых крупными каплями стекает вода.

Дорога, длина которой составляет 2 км на участке от Пирамиды Луны до цитадели и далее на юг еще примерно 3 км называется «Дорога мертвых». По всей своей протяженности она не раз прерывается: сначала Цитаделью, затем Большим Ансамблем (местом, где располагался городской рынок). В результате такого рода пересечений, а также строительства параллельных Дороге Мертвых улиц, город оказался поделенным на районы и пригородные зоны, ориентированные строго по частям света. Здания, расположенные вдоль Дороги Мертвых на протяжении 2 км, имеют очень похожий и типичный для Теотиуакана архитектурный стиль, несмотря на то, что каждое из них имеет свои особенности.

Пирамида Луны. Возвышаясь в северной части города, она повторяет очертаниями силуэт горы «Толстая», название которой на языке науатль означает «каменная мать или защитник из камня». Пирамида луны заключает в себе другое, более древнее сооружение (I-II в. н.э.) точно такой же формы. В верхней части этого сооружения находилась платформа, на которой проводились ритуалы в честь Чальчиутликуэ, богини Воды. Жители Теотиуакана считали, что она находится в зависимости от Луны. Именно этой богине был посвящен храм на вершине Пирамиды, а ее статуя находилась у подножья. Город был заложен по точной прямоугольно сетчатой планировке, ориентированной по оси север-юг [15, с.138].

Считается, что Теотиуакан – город богов, или город, построенный богами. Что бы это значило? По сути, ацтеки были обычным индейским племенем, большинство построек которого были хижины из пальмовых веток, смешанных с глиной. Исследователи архитектуры древней Мезоамерики, изучая Теотиуакан, обнаружили, что самые нижние камни строили гораздо более древние племена, чем знаменитые ольмеки. А ольмеки на несколько веков древнее ацтеков! Эти нижние камни намного лучше обработаны, чем остальные. Они настолько хорошо отполированы, что не видно даже следов полировки. У некоторых исследователей есть мнение, что они скорее отпилены от целого куска, нежели так хорошо отполированы. Так что же получается? У столь древних людей были более совершенные орудия для строительства, чем в нашем современном обществе? А ацтеки просто нашли древние постройки и достроили их по-своему? Возможно, ацтеки учились у древних племен не только строительству, но и астрономии и математике? Ответы на все эти вопросы остаются открытыми. Но исследовательская наука с каждым годом развивается, и может быть, мы получим ответы на все эти вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: