Религиозные представления и космология ацтеков

 

К сожалению, прямых документальных свидетельств о религиозных воззрениях и богах древних цивилизаций Америки очень мало. Обобщил эти сведения во второй половине XX века испанский ученый Мигель Леон-Портилья в статье «Мифология Древней Мексики» [28] и книге «Философия нагуа» [37] (ряд племен Центральной Америки, в том числе ацтеки, говорили на языке нагуатль (или науатль), и поэтому их культуру называют нагуанской).

Среди богов были покровители отдельных видов хозяйственной деятельности, а также олицетворяющие природные стихии. Так, у древних мексиканцев богом кукурузы был Синтеотль, который считался покровителем земледельцев и золотых дел мастеров, а изображался юношей с палкой-копалкой или початками в руках. Богом огня – Тонатиу – был тоже юноша, которому приносили человеческие жертвы. Одним из особо почитаемых богов был Кетсалькоатль. В мифологии индейцев Центральной Америки одно из главных божеств, творец мира, человека и всех живых существ. Он считался создателем благ цивилизации и религиозных обрядов. Ему поклоняются как покровителю наук и жречества. Кетсалькоатль добыл людям зерна маиса, превратившись в муравья и выкрав их из муравейника. Против господства над миром Кетсалькоатля восстает бог Тескатлипока. Дав Кетсалькоатлю выпить опьяняющего напитка, он оказывается причиной нарушения опьяневшим богом своих же собственных законов [28, с.76].

Могучая богиня ацтеков Коатликуэ олицетворяла многочисленные ужасы Вселенной. Огромная статуя богини, внушающая страх, сохранилась в Мехико. Вместо одной головы на человеческом туловище у Коатликуэ – две змеиные, на шее – ожерелье из отрубленных рук и вырванных сердец, на ногах – острые звериные когти, одежда богини сплетена из свившихся змей.

Миктлантекутли – в мифологии индейцев – бог преисподней и мертвецов

Тескатлипока. В мифологии индейцев Центральной Америки – бог ночи, войны, холода, наказаний. Является покровителем жрецов и разбойников. Выступает главным противником бога Кетсалькоатля, с которым вступает в борьбу за обладание миром.

Тлалок. Ягуаролиций бог ацтеков Тлалок обитал высоко в горах, в Тлалокане, где собирал облака и грозовые тучи. Он обрушивал на землю то живительные дожди, то разрушительные ливни, град, молнии, а то вообще оставлял людей без воды. И тогда их одолевали болезни, голод. В Тлалокан попадали души утопленников, больных ревматизмом, подагрой, пораженных молнией.

Тонатиу. И у ацтеков и у майя был бог Тонатиу – бог солнца. То что он изображался с высунутым языком, является символом, того что он дет дыхание жизни.

Уицилопочтли у ацтеков – Бог войны, которому приносили самые зверские, кровавые человеческие жертвы. Так же он бог солнца, неба и покровитель охоты. Он ежедневно сражается с силами ночи и тьмы, не позволяя им проглотить солнце. Изображался в виде человека в шлеме, со щитом и вооруженного луком. Едва появившись на свет, запятнал себя Кровью собственной семьи: он отрубил головы своим братьям и сестре.

Тлальтекутли. Ацтекская богиня Земли Тлальтекутли вид имела устрашающий. Тлальтекутли – огромная покрытая шерстью лягушка с острыми когтями на лапах – была полна во всех суставах головами и ртами, которыми она кусала, как дикий зверь». Давным-давно, когда во Вселенной существовало только Небо и Вода, боги решили создать Землю. Но из чего ее сделать? И тогда решительный бог Кетсалькоатль с помощником схватили Тлальтекутли и разорвали ее на две части. И из одной половины они сделали Землю, а другую унесли обратно на небо. Остальные боги были очень рассержены, и, чтобы вознаградить Тлальтекутли за ущерб, который был ей нанесен, все боги спустились с небес ее утешать, и приказали, чтобы из нее произрастал всякий необходимый плод для жизни людей, и для того, чтобы это было, сделали из ее волос деревья, цветы и травы, из кожи – маленькую траву и маленькие цветы, из глаз – колодцы, источники и маленькие пещеры, из ее рта – реки и большие пещеры, из носа – долины, из плеч – горы. С тех пор Тлальтекутли почиталась в Мексике как богиня Земли. Иногда ее изображали не суставоголовой лягушкой, но довольно страшным существом – в виде помеси жабы и крокодила [28, с.176].

Космология. Ацтекская религия оказалась необычайно сложной в том, что касается высших сил, которые создали мир и управляют им, и довольно простой и суровой в отношении самого человека, в его земной и загробной жизни. По представлениям местных мудрецов, главными богами творцами вселенной была божественная пара, олицетворявшая мужское и женское начало: Ометекухтли «господин Дуальности» и Омесихуатль «Жена господина Дуальности». Однако сами они не создавали мир непосредственно. Просто они породили четырех божеств, которые и занялись столь важной работой. Это – божества четырех сторон света, и первоначально они были, вероятно, олицетворением основных сил природы. Со временем они слились с племенными богами и культурными героями. Одним из самых важных среди них был бог ветра и знаний, покровитель ремесел и искусств Кетсалькоатль («Пернатый Змей»). Затем шел Черный Тескатлипока («Дымящееся Зеркало») божество ночи и мрака, а также бог войны у части племен индейцев науа. В эту группу боготворцов со временем был включен и главный племенной бог ацтеков Уицилопочтли, покровитель воин и сословия воинов в целом. Процесс сотворения вселенной этими божествами-созидателями оказался мучительным и долгим. По убеждениям ацтеков, мир создавался уже пять раз и разрушался четырежды. Каждый из этих периодов получил название Солнце. В течение первого Солнца» на Земле обитали гиганты, не знавшие еще земледелия и добывавшие средства к существованию только собиранием съедобных плодов и растений. Как сообщают легенды, по прошествии 676 лет бог ночи и мрака Тескатлипока превратится в гигантского ягуара и проглотил всех гигантов, так что в мире не осталось ни одного живого человеческого существа. Во время второго «Солнца» правил бог ветра Кетсалькоатль. Он сотворил нового человека, потомки которого жили на земле 364 года. Затем разразилась ужасная буря, и штормовой ветер сдул с поверхности почти всех людей. Спаслись лишь немногие, да и те превратились в обезьян. Третье «Солнце» находилось под патронажем бога дождя Тлалока. Длился этот период, согласно преданиям, 312 лет и закончился огненным дождем, упавшим с небес и уничтожившим почти все живое. Уцелевшие люди превратились тогда в птиц. Четвертое «Солнце» также завершилось всемирной катастрофой гигантским наводнением, в результате которого несколько выживших человеческих существ превратились в рыб. Весь мир погрузился тогда во мрак. Исчезло солнце. Не было людей, животных и птиц. Не шумели листвой деревья. Не радовали глаз яркие краски цветов. И тогда в дело опять решили вмешаться боги. Они собрались на совет в Теотиуакане и задумали создать новое солнечное светило. Разложив большой костер, боги попросили одного из уважаемых и могущественных божеств, Теку си стека тля, броситься в пламя и превратиться затем в солнце. Текусистекатль подошел к костру, но, почувствовав великий жар, исходивший от огня, испугался и убежал. Тогда повелители ацтекского Олимпа обратились с такой же просьбой к Нанауацину – маленькому и жалкому божку, все тело которого было испещрено язвами от проказы. «Теперь настала твоя очередь, Нанауацин», – сказали они ему. И тот, собрав все свои силы, без колебаний кинулся в огонь и мгновенно сгорел там. Когда это увидел трусливый Текусистекатль, он устыдился своей прежней слабости и тоже храбро шагнул в пламя костра. И вот на востоке появилось новое яркое солнце (в него превратился Нанауацин), а его менее решительный спутник, Текусистекатль, стал луной. Однако окончательно еще ничего не было решено. Солнце застыло на одном месте и не двигалось по Небосклону. «Почему же ты неподвижно?» спросили его боги. «Я нуждаюсь в новых жертвоприношениях, ответило им светило. И тогда остальные боги, один за другим, бросились в огонь, и лишь после этого солнце пришло в движение. Именно этому мифу суждено было впоследствии стать одним из самых важных факторов в жизни ацтекского общества. Солнце могло двигаться по небесной сфере только благодаря крови жертв сначала богов, а потом и обычных людей. Последним периодом пятого «Солнца» был тот, при котором жили сами ацтеки. Человечество пятого «Солнца» вновь было сотворено богом Кетсалькоатлем. Для этого он вынужден был спуститься в подземное царство смерти Миктлан, чтобы достать там драгоценные кости предков. На пути к достижению этой цели «Пернатый Змей» должен был испытать множество трудностей и тягот. Повелитель преисподней, Миктлантекутли, заманил благородного бога в глубокую яму-ловушку, где Кетсалькоатль и умер. Однако с помощью волшебства он сумел воскреснуть, добыть нужные кости и принести их в Тамоанчан – рай для богов. Там их тщательно перемолола в порошок богиня по имени «Женщина-Змея» и уложила в специальную корзинку, щедро украшенную золотом и драгоценными камнями. Затем на сцене вновь появился Кетсалькоатль. Он проткнул острым шипом акации свою плоть и окропил костный порошок кровью, а затем, вместе с пятью другими богами, стал поститься до тех пор, пока из смеси крови и костного порошка не появился первый человек. Кетсалькоатль сумел дать человечеству новый источник жизнеобеспечения высокоурожайный маис. Ранее это чудесное растение было спрятано под землей и тщательно охранялось волшебными муравьями. Но «Пернатый Змей», превратив себя в муравья, сумел обмануть бдительность многочисленных стражей и тайно вынес зерна маиса на поверхность земли, отдав их людям. Но это пятое «Солнце» также должно, в конце концов, прекратить свое существование. Его «закату», по преданию, будут предшествовать всеобщий голод и наводнения, а потом с небес спустятся страшные чудовища и пожрут весь род людской. Точную дату этой катастрофы назвать не мог ни один жрец. Но все знали, что она должна была произойти в конце очередного 52-летнего календарного цикла. Именно поэтому ацтеки, когда подобный цикл близился к завершению, приходили в страшное волнение, ожидая неизбежного конца света и своей гибели. По всей стране накануне наступления нового 52-летнего цикла тушились огни. Люди прятались в своих домах, наглухо закрыв двери, и сидели там, дрожа от страха, до тех пор, пока в полной темноте жрецы, принеся человеческую жертву всемогущим богам, зажигали новый огонь. Лишь после этого люди окончательно убеждались в том, что солнце победило мрак, и мир вновь спасен, по крайней мере, на следующие 52 года [15, с.343].

Учение о тоналях – важная концепция, которую разделяют все южноамериканские религии. Оно является прямым следствием из представлений о божественной всепроникающей силе. Разные народы использовали разные термины для обозначения этого явления: ацтекское тональ, наваль (нагваль), майя уай, лаб, соке хама и так далее. Суть этих представлений состоит в том, что у каждого человека есть его магический двойник – тональ; этот человек в свою очередь является тоналем тому существу, который является его тоналем. Человек и его тональ тесно связаны друг с другом магическим образом с самого момента своего рождения; они разделяют единую душу и единую судьбу. Если что-то случиться с тоналем, например, если он умрёт или будет убит, то же самое произойдёт и с человеком. Существовали значительные вариации в представлениях о тонале. Одни народы полагали, что тональ есть у каждого человека, другие, что ими обладают только колдуны и высокопоставленные люди. Излюбленным образом тоналя колдуна является ягуар. Цари и некоторые боги также обладают «магическими двойниками». Именно с помощью своего тоналя колдуны могут совершать магические действия, например, похищать души людей, вызывая болезнь или смерть. Согласно преданиям, общение с тоналем и манипуляция им происходит во сне; в представлениях индейцев душа во время сна полностью или частично покидает тело человека и путешествует по «верхнему, среднему и нижним мирам». Именно в этот момент существует наибольшая вероятность «потерять душу». В этом учение о тоналях напоминает шаманистические представления народов Сибири и Северной Америки [13, с.206].

Кровопускание, как особая религиозная практика, составляет характерную особенность мезоамериканских религий. Изображения высокопоставленных лиц, совершающих ритуал кровопускания, представляют собой одну из популярных тем в искусстве Мезоамерики. Практиковались разные формы этого обряда. С помощью специальных ритуальных предметов, таких как шип ската хвостокола или шип колючего растения агава, индейцы прокалывали различные части тела и собирали вытекающую кровь на бумагу, которую потом подносили божеству. Чем более болезненным было жертвоприношение, тем более действенным оно считалось – прокалывали мочку уха, язык, щёки, кожу на бёдрах. Иногда через проколотое отверстие пропускали верёвку, которая пропитывалась кровью; подобная операция очень болезненна. Испанский монах Диего де Ланда так описал в 16 веке одну из разновидностей этого обряда: «Практика кровоприношений тесно связана с представлением о божественной субстанции, пронизывающей мироздание. Согласно мезоамериканским представлениям, кровь это материальный носитель души, которая живёт в сердце человека. Индейцы до сих пор полагают, что пульс является её ощутимым, материальным проявлением. Высвобождая силу, которая заключена в крови, человек может повлиять на ход событий, предотвратить несчастья, накормить богов и даже вызвать их к жизни из небытия. Так, на одной из стел, посвященных окончанию 20-летия, в честь которого правители майя совершали кровопускания, говорится «родились боги, Бог Ночи и Бог Дня, и сделал это царь Ицамна-Кавиль». Над правителем изображены Бог Ночи и Бог Дня, которые как бы купаются в облаках пара, исходящего из пролитой крови.» [29].

Кровопускания не были единственной формой жертвоприношений, практиковавшимися индейцами. Известно, что индейцы постились, не употребляя в пищу соль и пряности, возжигали ароматные курения, приносили в жертву птиц, бабочек и людей. Последняя практика также связана с представлениями о крови как о вместилище божественной силы.

Ацтеки верили в то, что различные астрономические события имеют огромное влияние на их жизнь. Если, например, беременная женщина увидит солнечное затмение, то у неё родиться мёртвый ребёнок; Венера была символом войны, и время, когда планета дольше всего видна на небе, считалось наиболее благоприятным для проведения военных походов; если маис посадить на убывающей луне, ростки засохнут на корню или будут съедены крысами. В иероглифических текстах цари часто проводят параллели между собой и событиями, которые они совершают, с богами и деяниями, совершавшимися богами в мифические времена. Некоторые из этих событий происходили миллионы лет назад. Так, то, что некогда было совершено богами на заре мира и послужило основой существующего мира, повторяется царями, полубогами-полулюдьми, на чью долю выпадет обязанность поддерживать существующий миропорядок.

К моменту прихода испанцев ацтеки стали просто одержимы идеей о надвигающем конце «современной эпохи» и разрушении мира. Единственным способом в их представлении поддержать существующий миропорядок и умилостивить богов были масштабные человеческие жертвоприношения, ибо кровь «пища богов» – единственное, что может дать силу богам сохранить мировое равновесие. Жрецы вырывали сердце и подносили его ещё бьющееся и брызжущее кровью к статуе бога, окропляя её. В 1478г. во время освящения Великого Храма столицы ацтеков Теночтитлана за четыре дня в жертву было принесено около 20000 человек. Подобные практики существовали у многих мезоамериканских народов, но нигде и никогда они не принимали подобных масштабов.

Изучая религию ацтеков, можно сказать, что у ацтеков власть в государстве была почти полностью теократической. Даже правитель считался лишь воплощением бога на земле. Интересен тот факт, что у столь развитой цивилизации религия была очень кровавая. Помимо жертвоприношений, был развит культ кровопускания, причем, чем мучительнее, тем лучше. Боги ацтеков находятся в постоянной вражде. Внешний вид всех богов устрашающий, и, чаще всего, боги имеют две сущности: человеческую и звериную. Это говорит о тесной связи с живой природой. А их силы и возможности – о связи с неживой природой. Также интересно и множество мифов о создании мира, конце мира, о рождении богов и др.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: