Оценка состояния отрасли туризма Пермского края

Пермский край обладает значительным культурным, историческим и природным потенциалом, способным стать мощным ресурсом для развития внутреннего и въездного туризма.

Однако, несмотря на то, что туристские возможности Пермский край достаточно велики, туризм в общей структуре хозяйства, экономики и социальной жизни остается востребованным не в полной мере. Этот важный сектор экономики, являющийся одной из высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, в регионе до сих пор не оказывает необходимого влияния на развитие края как по качественным, так и по количественным характеристикам. Как следствие, Пермский край занимает незначительное место на российском и мировом туристских рынках.

По степени убывания с точки зрения перспектив развития и функциональной ориентации туризм в Пермской области можно условно разделить на виды:

- деловой;

- активный;

- лечебный (отдых, профилактика и оздоровление в санаторно-курортных учреждениях);

- культурно-познавательный и событийный;

- сельский и экологический;

- паломнический.

Доля туристской отрасли в валовом региональном продукте Пермского края в 2007 г. вместе с доходами от смежных отраслей составила 2,1%. По данным Пермьстата, в 2007 г. туристский поток на территории Пермского края составил 442,3 тыс. человек, что на 4% больше по сравнению с 2006 г.

Поступления доходов в краевой бюджет от туристской деятельности крайне незначительны. В 2006 г. обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды составили 7615,2 тыс. рублей, или 0,24% от консолидированного бюджета края.

Анализ показал, что среди всех видов туристских поездок наиболее востребованными в Пермском крае в 2007 году были деловые, профессиональные поездки - 41,95% от общей численности туристов (или 185,57 тыс. человек), а также поездки, совершенные с целью лечения и профилактики, - 31,29% от общей численности (или 138,4 тыс. человек) (табл. 6).

 

Таблица 6 Распределение численности туристов Пермского края по целям посещения в 2007 году

Цели посещения

Иностранные граждане

Граждане России

тыс. человек % тыс. человек %
Деловые цели 8,47 1,91 177,1 40,04
Лечение и профилактика 0 0 138,4 31,29
Отдых 0,48 0,11 96,8 21,89
Прочее 1,15 0,26 19,8 4,48
Паломничество 0 0 0,1 0,02

 

Практически не предлагаются такие турпродукты, как спортивная охота и рыбалка, спелеотуризм, экологический и горно-пешеходный туризм. Слабо развит паломнический туризм.

Общее число туристов (въездной, выездной и внутренний туризм), воспользовавшихся услугами туристских фирм, составило 589,2 тыс. человек, экскурсантов - 793 тыс. человек.

Для Пермского края, как и для Российской Федерации в целом, характерно преобладание выездного туризма над въездным.

В 2008 г. среди всех туристов, которые были обслужены пермскими турфирмами, в путешествие по России были отправлены 38,2 тыс. человек. По сравнению с 2006 г. численность туристов, отправленных в туры по России, увеличилась на 3,6 тыс. человек. Наибольшее число туристов (20 тыс. человек) отдыхали в Пермском крае, 5,2 тыс. человек - в Астраханской области, 4,6 тыс. человек - в Краснодарском крае, 2,2 тыс. человек - в Республике Татарстан.

По сравнению с 2006 г. количество жителей Пермского края, отдыхающих на территории Пермского края в 2008 г., возросло с 12,7 тыс. человек до 20 тыс. человек (в 1,5 раза).

Туристы, прибывающие в Пермский край, делятся на категории прибывающих из России, из других государств бывшего СНГ и зарубежных стран. На основе информации о количестве ночевок в Пермском крае (табл. 7) можно определить среднюю продолжительность пребывания: 8,6 дня в 2007 г. по сравнению с 7,5 дня в 2006 г.

 

Таблица 7 Динамика численности размещенных лиц на территории Пермского края

Показатели 2006 г. 2007 г.
Число ночевок - всего, тыс. единиц 3696,6 4066,26
в том числе граждан:    
России 3652 4017,6
из них детей 804 884
государств - участников СНГ 5 5,9
Стран вне СНГ 38,9 42,8
Число ночевок иностранных граждан 44,0 46,3
Численность размещенных лиц - всего, тыс. человек 427,2 469
Средняя продолжительность пребывания, дни 8,6 7,5

 

На сегодняшний день выделяют следующие основные группы туристских потоков, которые необходимо развивать в Пермском крае:

Во-первых, это непосредственно жители Перми и области, посещающие область с разными туристскими целями (активный туризм, отдых, оздоровление, событийный туризм).

Во-вторых, приезжающие из соседних регионов (Свердловская, Кировская область, Удмуртия, Башкортостан, Ханты-Мансийский автономный округ). Несомненным плюсом является транспортная доступность. Туристов из этих регионов, возможно, привлекут природные условия области (широкая речная сеть, наличие горнолыжных трасс, этнический и событийный туризм), а также поездки с деловыми целями. Предполагаемый объем туристского потока - 20-30 тысяч туристов в год.

В-третьих, туристский поток из центральных городов России (Москва, Санкт-Петербург). Туристы из этих городов посещают Пермскую область преимущественно с профессионально-деловыми целями. Предполагаемый объем потока - 10-15 тысяч туристов в год.

Целью и итогом формирования нового туристского потока является привлечение иностранных туристов. В качестве целевых потребителей туристских услуг рассматриваются туристские потоки из США и европейских стран. Предполагаемый объем туристского потока - 5-10 тысяч туристов в год.

Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма, в настоящее время являются:

- неразвитая туристская инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, особенно транспортных средств, острый дефицит гостиниц с современным уровнем комфорта и обслуживания;

- отсутствие в регионе благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иные объекты туристской индустрии;

- невысокое качество обслуживания в сфере туристской индустрии в связи с низким уровнем подготовки кадров;

Недостаточному уровню развития туризма в Пермском крае способствует целый ряд специфичных для региона причин:

- неизвестность Прикамья за его пределами: Пермский край долгий период была закрыта для въезда;

- образ Пермского края, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации исключительно как промышленного, индустриального региона, неблагоприятного для туризма;

- несовершенство нормативно-правовой базы по развитию туризма на территории Пермского края;

- недостаточное информационное освещение внутриотраслевой деятельности - богатый событийный ряд слабо представлен, информация разрознена и мало доступна как для туристов, гостей края, так и для местных жителей. Отсутствует туристская и справочная информация на вокзалах;

- отсутствие механизмов использования и продвижения перспективных туристских направлений края;

- отсутствие правил, методических рекомендаций по разработке туристских маршрутов и аттестации деятельности экскурсоводов делает непрофессиональным подход к изучению и подаче экскурсионного продукта. Деятельность музеев требует внедрения новаторских решений и современных методов управления;

- отсутствие научных, достоверных статистических данных, результатов маркетинговых исследований, позволяющих прогнозировать развитие туристского рынка, оценивать меняющийся потенциал развития туризма и состояние туристских ресурсов;

- слабая развитость сувенирной торговли на местах, а в ряде местностей ее отсутствие. Не используются возможности продажи продукции местных производителей. Отсутствует центр (объединение) производителей народных промыслов;

- низкая транспортная доступность северных районов края. Транспортировку туристских групп в некоторые северные районы можно осуществлять лишь воздушным (вертолетным) либо водным транспортом.

Пермский край никак не заявлен, не позиционирован на туристском рынке России и зарубежья. Не осуществляется системное продвижение региона. Культурный потенциал не раскрыт и не представлен. Европейский опыт говорит о том, что культурное представление города или территории является не просто лозунгом, а становиться стратегией развития, на которой строиться экономика, социальная и образовательная политика. Для успеха необходим запуск механизмов культурной политики, координация усилий и грамотный маркетинг.

Для успеха необходимо сконцентрировать усилия на высоко координированном подходе к развитию индустрии развлечений и гостеприимства, сформулировать основную тему, которая сможет продвинуть Пермь на региональном и международном туристском рынке, выделить ее на фоне других стран и регионов. Чтобы достичь необходимой степени влияния пермский туризм должен сформировать образ, способный стать универсальной узнаваемой маркой.

Следующая проблема - как превратить область в место круглогодичного пребывания туристов. Здесь на помощь должна прийти технология культурного туризма.

Пермь, будучи краевым центром, не соответствует критериям региональной столицы. Город Пермь, а тем более районные города, не обладают ярким индивидуальным обликом. Старина, способная придать уникальный характер городам, сохраняется плохо, а порой уничтожается. Сфера наследия не актуализирована в общественном сознании. Имеющиеся объекты не интерпретированы как местные достопримечательности и не воспринимаются местным населением в таком качестве. Зарубежные специалисты в сфере туризма не раз подчеркивали, что можно продвигать лишь культуру, которую ценим, любим и уважаем сами. Если местное население игнорирует свои собственные ценности или искажает, деформирует их, то никакая индустрия туризма не сможет сформулировать ценность, способную привлечь туристов со всего мира.

Важную роль в работе с культурным наследием играет музей. Но музеи Пермского края до сих пор являются лишь слабо востребованными хранилищами старинных предметов. Важно перестроить, модернизировать работу музеев, ориентировать их на внешнюю деятельность интересную посетителям, включить в орбиту туризма все имеющееся музейное разнообразие.

Очевидна необходимость объединения ресурсов и усилий разнородных хозяйственных субъектов в единый комплекс. Необходим поиск действенных механизмов партнерства, способных привести к формированию слаженной индустрии туризма, созданию гостевых цепочек (сети по использованию, вне зависимости от ведомственной подчиненности, в туристских целях имеющихся объектов размещения приезжающих (турбазы, пансионаты, общежития, дома отдыха, санатории и т.п.), объектов сферы питания, объектов для развлечений и досуга и т.п.). Этому может способствовать твердая позиция, последовательная законодательная, налоговая, экономическая политика областной и местной власти, организационная поддержка способные создать благоприятный климат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: