Глава 3. Основные направления совершенствования работы отдела по связям с общественностью на ОАО «СинТЗ»: проблемы и пути развития

В предыдущей главе была описана деятельность ОАО «СинТЗ» и деятельность отдела по связям с общественностью. Изучив организацию работы PR-отдела, можно выделить следующие проблемы:

1. Отдел по связям с общественностью входит в структурное подразделение Пресс-служба, вследствие чего является лишь вспомогательным звеном пресс-службы. Начальник отдела по связям с общественностью не находится в непосредственном подчинении у руководителя предприятия, что затрудняет консультирование, формирование имиджа как предприятия так и самого руководителя.

2. Так как на ОАО «СинТЗ» создана Пресс-служба цель деятельности которой – взаимодействие со СМИ, то PR – деятельности на предприятии не уделяется должного внимания, поэтому основная PR–деятельность сводится лишь к взаимодействию со СМИ, а также выпуску корпоративной газеты и заводскому радиовещанию, вследствие чего PR-отдел осуществляет взаимодействие только с некоторыми целевыми аудиториями (СМИ, персонал, местное население).

3. При изучении должностных обязанностей сотрудников пресс-службы и сотрудников PR-отдела были выявлены одинаковые направления и функции деятельности, поэтому очень трудно составить оценку эффективности PR-деятельности отдела по связям с общественностью.

Для решения этих проблем можно предложить следующие пути оптимизации работы отдела по связям с общественностью:

1.Выделить отдел по связям с общественностью в отдельное структурное подразделение 2 типа

Руководитель PR- службы непосредственно подчиняется вышестоящему руководству, что позволяет непосредственно формировать позитивное общественное мнение о деятельности предприятия, сглаживать кризисные моменты, формировать имидж предприятия и руководителя.

У Синарского трубного завода можно выделить наиболее значимые целевые аудитории, с которыми необходимо более эффективно взаимодействовать. Внешняя общественность - инвесторы, органы местной власти, местное население и внутренняя – персонал предприятия, акционеры, участвующие в управлении предприятием.

Для осуществления деятельности отдела по связям с общественностью необходимо разработать нормативный документ, регламентирующий деятельность структурного подразделения «Отдел по связям с общественностью», в котором могут быть отражены направления, цели, задачи, функции, права, ответственность и основы деятельности отдела по связям с общественностью.

Отдел по связям с общественностью может функционировать в следующих направлениях:

· Формировать, корректировать и изменять общественное мнение с помощью средств убеждения с целью усиления конкурентоспособности предприятия;

· Первично информировать потенциального потребителя о деятельности предприятия (цели, задачи, направления, социальная политика, традиции, культурные особенности и др.), а также поддерживать с ним доброжелательные отношения;

· Формировать чувство сопричастности у сотрудников к деятельности предприятия;

· Формировать и поддерживать положительный имидж в глазах внутренней и внешней общественности.

Цель деятельности PR-отдела – способствовать обеспечению согласия внутренней и внешней общественности с политикой и реальной практикой функционирования предприятия.

В положении отдела по связям с общественностью можно включить следующие задачи:

· Постоянно формировать и поддерживать имидж, в том числе деловую репутацию предприятия через проведение PR-кампаний.

· Подготавливать и представлять руководству предприятия информационно-аналитические материалы о состоянии и перспективах развития связей организации с общественностью.

· Внедрять новые методы и формы для усовершенствования организации работы отдела по связям с общественностью.

· Принимать участие в пределах своей компетенции в подготовке и оглашении управленческих решений руководства организации.

· Повышать квалификацию сотрудников организации в области PR.

Также отдел по связям с общественностью может выполнять следующие функции:

· Исследование. Подразумеваетсбор, обработку и анализ экономической, общественной, политической и социальной информации, выявление факторов, которые могут повлиять на деятельность предприятия и ее восприятие в общественном мнении; проведение контент-анализа, а также изучение возможности сотрудничества со специализированными организациями, предоставляющими услуги в области PR

· Информирование. Включает в себя подготовку информационно-аналитических материалов по вопросам деятельности предприятия в области связей с общественностью, распространение информационно-рекламных материалов о деятельности предприятия.

· Планирование. Включает в себя разработку концепции внешней и внутренней политики предприятия в области связей с общественностью, разработку и реализацию перспективных и текущих программ, направленных на эффективное осуществление связей предприятия с общественностью, разработку официального интернет-сайта предприятия и других информационных материалов, а также бюджетирование.

· Организация и реализация. Обеспечивает постоянную и эффективную двустороннюю связь руководства организации с различными группами общественности, средствами массовой информации, юридическими лицами, формирует благоприятного социально-психологического климата внутри организации.

· Экспертная. Взаимодействие со специализированными организациями, предоставляющими услуги в области Public Relations, координация и контроль их деятельности в соответствии с условиями договора.

· Координирующая. Подразумевает координацию действий PR-отдела с другими структурными подразделениями. Может включать: разработку и планирование рекламной стратегии организации, проведении отдельных мероприятий, направленных на ее реализацию; с отделом маркетинга решать задачи сбыта и обеспечения информационно-рекламной поддержки при разработке и реализации концепции продвижения на рынок товаров и услуг.

Для каждого сотрудника необходимо разработать должностные инструкции. В инструкции необходимо определить общие функции деятельности специалиста (которые помогут обеспечить взаимозаменяемость сотрудников), а также специализированные, в соответствии с областью PR-деятельности специалиста.

Должностные обязанности начальника отдела по связям с общественностью могут быть следующими:

Цель работы: Разработка и координация комплекса мероприятий по формированию и поддержанию связей с общественностью, обеспечивающих необходимую доходность и прибыльность деятельности предприятия, интеграция усилий всех субъектов, заинтересованных в достижении поставленных целей, формирование и поддержание благоприятного имиджа компании в глазах общественности.

Основные направления:

1.Разработка и воплощение стратегических и детальных планов по всем направлениям PR-деятельности в рамках задач, поставленных руководством предприятия. Определение роли всех заинтересованных субъектов в достижении поставленных целей, механизмов их интеграции в общую концепцию PR- деятельности.

2. Разработка PR-идеи предприятия, отражающей суть задач, а также разработка оригинальных идей новостного фона предприятия и массовых акции.

3. Контроль над выполнением планов мероприятий сотрудниками отдела.

4. Наблюдение за внешней средой и анализ общественной реакции на деятельность предприятия для разработки мероприятий, способствующих достижению основных целей работы.

5. Прогнозирование социально-политических процессов в аспектах, так или иначе касающихся деятельности предприятия.

6. Коммуникации с лидерами, создающими общественное мнение - политики, деятели культуры и др.

7.Подготовка к согласованию с руководством бюджетов по проведению работ.

8. Экономическое распределение и контроль над использованием финансовых средств.

9.Утверждение выбора сторонних организаций для проведения необходимых работ.

10.Анализ результатов, полученных в ходе реализации комплекса PR- мероприятий и эффективности PR-кампаний в целом.

11.Разработка стандартов отчетов по проведению PR-кампании.

12. Оперативный контроль над ежедневной работой PR-отдела.

13. Оказание помощи и обеспечение консультаций по запросам внутренних структурных подразделений компании.

14. Разработка раздела PR при подготовке бизнес-плана компании.

15. Разработка и поддержание имиджа руководителя предприятия.

Требования: Возраст от 25 лет. Образование–высшее. Опыт работы в аналогичной должности – от 3 лет. Наличие опыта проведения PR-кампании, знание всех процессов работы и наличие наработанных связей.

Общие должностные обязанности специалиста по связям с общественностью.

1.Выполняет работу по реализации информационной политики предприятия в целом и отдельных ее этапов, выносит предложения по ее корректировке.

2.Участвует в разработке конкретных планов по реализации внутренней и внешней информационной политики предприятия.

3.Обеспечивает постоянную работу и поддерживает контакты с журналистами и представителями общественности, знакомит их с официальными решениями и приказами руководства предприятия/организации, готовит ответы на официальные запросы, следит за своевременным распространением информационных материалов.

4.Осуществляет разработку содержания и организует проведение брифингов, пресс-конференций и других мероприятий и акций информационно-рекламного характера, проводимых с участием журналистов и представителей общественности, обеспечивает их комплексное информационное и организационное сопровождение.

5.Готовит пресс-релизы и другие информационные материалы для журналистов, тексты публикаций и сообщений в средствах массовой информации, проводит мониторинг электронных и печатных СМИ, участвует в подготовке информационно-аналитических материалов для внутреннего пользования.

6.Участвует в разработке формы и содержания информационно-рекламных материалов, готовит тексты для корпоративного издания.  7.Участвует в подготовке заданий для социологических исследований, составлении итоговых отчетов.

8.Выполнят работу по сбору, хранению, использованию и распространению информационных материалов и составлением базы данных предприятия.  9.Содействует эффективной работе внутренних каналов коммуникаций между подразделениями предприятия.

10.Вносит предложения по массовым мероприятиям, специальным проектам, спонсорству и другим общественным акциям, обеспечивающим репутацию предприятия.  11. Обеспечивает исполнение решений начальника отдела по связям с общественностью, своевременно информирует его о текущем ходе работ и результатах.

Требования: Высшее профессиональное образование по специальности связи с общественностью без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка по специальности без предъявления требований к стажу работы.

Помимо вышеперечисленных должностных обязанностей, должностная инструкция специалиста в области отношений с инвесторами (IR) может содержать следующее:

· разработка внутренних и внешних IR-процедур;

· организация отношений с инвесторами и обеспечение благоприятного имиджа компании;

· подготовка и проведение годовых собраний акционеров;

· поддержка контактов с аналитиками инвестиционных банков и других финансовых учреждений;

· обеспечение инвесторов ежеквартальными и годовыми отчетами;

· создание планов продвижения компании;

· мониторинг базы акционеров;

· проведение конференц-звонков, подготовка заявлений и пресс-релизов, справочных материалов о компании;

· поддержание информации и презентация финансовых результатов на сайте, работа с финансовыми СМИ.

Должностные обязанности специалиста в области связей с государственными органами (GR)могут содержать следующее:

· Определение и анализ потребностей предприятия в сфере взаимодействия с органами государственной власти.

· Отслеживание деятельности органов государственной власти и прогнозирование их влияния на предприятие. Мониторинг и анализ проводимой государством политики в сфере деятельности предприятия являются отправным пунктом для любой лоббистской деятельности.

· Координация выстраивания отношений предприятия с органами государственной власти.

· Воздействие на органы государственной власти, корректировка.

· Обеспечение преференций и государственных заказов для предприятия.

Должностные обязанности специалиста по внутрикорпоративному PR могут содержать следующее:

· Поддержание духа единой и сплоченной команды профессионалов, объединенных корпоративной идеей или философией;

· укрепление кадрового состава, поиск и выявление талантливых сотрудников;

· предотвращение утечки кадров и нейтрализация конфликтных ситуаций в коллективе;

· реализация функции "предохранительного клапана" — в ходе неформального общения выявляются назревающие проблемы или кризис;

· участвовать в дальнейшем развитии у сотрудников чувства корпоративной гордости за фирму;

· дальнейшее развитие корпоративной культуры;

· повышение качественных и количественных показателей работы персонала за счет создания и использования дополнительных (нематериальных) возможностей для стимулирования сотрудников.

Помимо должностных инструкций деятельность сотрудников по связям с общественностью также может регламентироваться следующими нормативными документами:

закон о печати и СМИ, авторское право; приказы и распоряжения высшего руководства предприятия в пределах своей компетенции; Нормативно-методические документы предприятия по документационному обеспечению управления; состав информации, являющейся служебной и коммерческой тайной, порядок ее использования и защиты; инструкции по безопасности труда; «Правила внутреннего трудового распорядка для персонала ОАО «Синарский трубный завод»; документы Системы менеджмента в пределах своей компетенции; «Политика и целевые показатели в области охраны труда и промышленной безопасности»; «Политику и цели в области качества»; «Экологическую политику и целевые показатели»; основы этики и эстетики; основы организации труда и психологии управления; правила пользования звукозаписывающей, звуковоспроизводящей аппаратурой, издательским комплексом, видео и фотоаппаратурой; грамматику и стилистику русского языка, порядок подготовки материалов для публикации; основы полиграфического производства; передовой отечественный и зарубежный опыт в сфере общественных связей.

Для привлечения талантливых и активных потенциальных кадров можно использовать студенческие конкурсы среди ВУЗов, а также специальные мероприятия внутри предприятия.

Прибегнуть к помощи PR-агентства можно в следующих случаях: проведение более глубокой аналитической работы, помощь в проведении масштабных специальных мероприятий.

Для оценки эффективности PR - деятельности можно воспользоваться качественными и количественными методами оценивания, а также методом коммуникационного аудита.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: отдел по связям с общественностью входит в структурное подразделение «Пресс-служба» ОАО «СинТЗ», основная функция которой – это обеспечение взаимодействия со СМИ. В связи с этим в организации отдела по связям с общественностью есть проблемы: начальник отдела подчиняется начальнику структурного подразделения Пресс-служба, что затрудняет непосредственное взаимоотношение между отделом и руководством предприятия.Так как на ОАО «СинТЗ» создана Пресс-служба цель деятельности которой – взаимодействие со СМИ, то PR – деятельности на предприятии не уделяется должного внимания, поэтому основная PR–деятельность сводится лишь к взаимодействию со СМИ, а также выпуску корпоративной газеты и заводскому радиовещанию, вследствие чего PR-отдел осуществляет взаимодействие только с некоторыми целевыми аудиториями (СМИ, персонал, местное население). Должностные обязанности сотрудников пресс-службы и PR-отдела дублируются, поэтому необходимо разграничить деятельность сотрудников пресс-службы и PR-отдела.

Для решения этих проблем были предложены следующие пути оптимизации работы по связям с общественностью:

1.Отдел по связям с общественностью можно выделить в отдельное структурное подразделение 2 типа, в штатном расписании которого были представлены: специалист по внутрикорпоративному PR, специалист по связям с инвесторами, специалист по разработке специальных мероприятий и рекламно-выставочной деятельности, специалист по связям с государственными органами и общественными учреждениями. Для функционирования PR-отдела необходимо разработать положение о деятельности PR- отдела, в котором нужно обозначить направления деятельности, цели, задачи, функции. Поэтому были предложены основные направления деятельности, функции отдела по связям с общественностью, примерные должностные обязанности сотрудников отдела по связям с общественностью. Для оценки деятельности отдела можно применять количественные и качественные методы, метод коммуникационного аудита. Для разработки и проведения исследований, можно привлечь PR-агентство, что поможет более глубоко и качественно провести необходимые исследования.

Постоянно осуществляемая деятельность PR – отдела во взаимодействии с основными целевыми аудиториями поможет сформировать и поддерживать позитивное общественное мнение, а также формировать имидж предприятия в глазах главных целевых аудиторий предприятия – акционеры, инвесторы, персонал, местное население, органы государственной власти.



Заключение

Таким образом, изучив проблему эффективной организации отдела по связям с общественностью на крупном предприятии можно сказать, что она является актуальной на сегодняшний день.

PR - как часть маркетинговой системы, выполняет функцию управления человеческими ресурсами для создания наиболее эффективного взаимодействия предприятия и целевых аудиторий направленного на формирование взаимного доверия и согласия. Поэтому для наиболее эффективного взаимодействия необходимо создать PR–отдел, который будет способствовать налаживанию и поддержанию связей с наиболее важными группами общественности. Начальник отдела по связям с общественностью должен непосредственно находится в подчинении одного из представителей управления предприятия, и иметь возможность оказывать влияние на деятельность предприятия с точки зрения PR. Для этого необходимо определится с организационной структурой отдела, функциями и задачами.

В данной работе была исследована специфика организации деятельности PR-отдела открытого акционерного общества «Синарский трубный завод» и предложены пути оптимизации деятельности PR-отдела.

Синарский трубный завод – крупное промышленное предприятие по производству стальных, нержавеющих и чугунных труб. Основные целевые аудитории предприятия – сотрудники, местное население, органы власти, акционеры, инвесторы, СМИ.

В ходе исследования организации работы отдела по связям с общественностью были определены следующие проблемы: отдел по связям с общественностью входит в структурное подразделение Пресс-служба, цель деятельности которой – взаимодействие со СМИ, издание корпоративной газеты, поэтому деятельность PR-службы в основном, направлена на сотрудничество с одной целевой аудиторией - средствами массовой информации. Начальник PR-отдела подчиняется начальнику Пресс-службы, и не имеет прямого доступа к управленцам предприятия. В отделе PR-деятельности работают 2 специалиста, которые в силу своей немногочисленности не в состоянии охватить все целевые аудитории, также их обязанности дублируются с обязанностями сотрудников пресс-службы.

Для решения проблем были предложены пути оптимизации по организации работы отдела по связям с общественностью: выделить отдел по связям с общественностью в отдельное структурное подразделение, разграничить направления деятельности подразделений: пресс-служба взаимодействует со СМИ, отдел по связям с общественностью взаимодействует с остальными целевыми аудиториями – инвесторами, гос.органами, персоналом, для чего в штатное расписание PR-отдела необходимо ввести должности сотрудников взаимодействующих с этими группами общественности, а также разработать должностные инструкции. При выведении отдела по связям с общественностью в отдельное подразделение начальник отдела должен непосредственно подчиняться топ-менеджменту предприятия для успешного продвижения внешней и внутренней политики предприятия.

Таким образом, эффективная организация работы отдела по связям с общественностью позволит наиболее четко и функционально проводить PR-деятельность по формированию и подержанию имиджа предприятия в глазах целевой аудитории, а также достигать поставленных целей и задач в более короткие сроки.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: