Теоретическое обоснование опыта

Реферат по литературе как форма

Учебно-исследовательской деятельности учащихся

 

 

Ярославская область

 

 

2009

Содержание

 

Введение... - 3 -

Глава I Теоретическое обоснование опыта... - 6 -

ГЛАВА II Технология опыта.... - 8 -

2.1. Какой ученик может заниматься реферативной работой. - 8 -

2.2.Особенности консультативной работы учителя. - 8 -

2.3 Структура реферата. - 9 -

2.4 Система работы над рефератом………………………………………- 11 2.4.1 Выбор темы реферата… ……………………………………………….- 11

2.4.2 Что должен предусмотреть учитель, формулируя тему реферата.- 12

2.4.3 Работа над введением

2.4.4.Технология исследования………………………………………………………- 12

2.4.4 Составление плана реферата……………………………………………….- 13

2.4.5 Работа над содержанием реферата………………………………………- 13

2.4.6. Работа над заключением…………………………………………………….- 13

2.4.7 Продолжительность работы над рефератом………………………….- 13

Процедура защиты. - 14-

Оценка реферата. - 16-

2.7 Применение опыта исследовательской работы на уроках литературы……………………………………………………………………- 18

2.8 Формирование ключевых компетентностей при работе над рефератом……………………………………………………………………..- 19

Результативность работы.. - 20-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... - 21

Информационные источники.... - 22 -

Приложения.... - 23 -

Приложение 1. - 23 -

Памятка для обучающегося по разработке реферата. - 23 -

Приложение 2. - 24 -

Общие требования и правила оформления текстов - 24 -

Приложение 3. - 25-

Темы рефератов, апробированные в ходе учебной деятельности. - 25

 -Приложение 4. - 28

Отзыв руководителя об учебной исследовательской деятельности- …….- 28

       Приложение 5                                                                           29-30

    Образец отзыва руководителя об учебной исследовательской деятельности

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Как одна из форм работы над текстом литературного произведения реферат используется в методической практике достаточно давно. Но особое значение он начинает приобретать с 1992 года, когда вводится как одна из форм итоговой аттестации выпускников средней школы по ряду предметов (в том числе и по русскому языку и литературе). К этому времени относится и мой первый опыт по работе над экзаменационными рефератами.

Всего на моём счету семь выпусков, и ни один из них не обходился без этой формы сдачи экзамена по литературе. В свою очередь, работая с учащимися над подобной формой исследовательской деятельности, я как педагог всё более убеждаюсь в её актуальности и с точки зрения развития предусмотренных Государственным Стандартом образования компетентностями, и с точки зрения необходимости данных умений и навыков для дальнейшего обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.

И в настоящее время реферат не утрачивает свою значимость. Переход на независимую форму аттестации — ЕГЭ по литературе – не умаляет его значения как формы исследовательской работы, позволяющей формировать у учащихся те умения и навыки, которые заявлены как приоритетные в Стандартах нового поколения. Особое внимание к развитию учебно-исследовательской деятельности и познавательной самостоятельности школьников обусловлено и пересмотром «предметоцентристской» ориентации общеобразовательной школы. Сейчас уже ясно, что усвоение содержания образования является не конечной целью, а лишь средством развития личности. Учебно-исследовательская деятельность школьников является сегодня одним из способов преодоления «предметоцентризма», изолированности отдельных наук. Она позволяет не только учесть реальные интересы и образовательные потребности ученика, выходящие подчас за рамки программы того или иного курса, но и ориентирует на освоение путей и способов расширения новых знаний, на освоение методологии самостоятельного научного исследования.

Как уже было сказано, реферат остаётся такой формой исследовательской работы, которая обеспечивает развитие у обучающихся многих предусмотренных Государственным Стандартом компетентностей. Недаром всё чаще на уровне области и региона проводятся многочисленные ученические конференции, основанные на реферативной исследовательской работе.

Ещё хотелось бы отметить, что претерпевает изменения и форма защиты реферата: интерактивная поддержка её в виде компьютерной презентации интересна учащимся и делает саму защиту современной.

Реферат также позволяет сформировать новый стиль взаимоотношений педагога и ученика, готовит старшеклассника к внеурочному сотрудничеству с научным руководителем, что становится одним из компонентов личностно-ориентированного подхода в достижении общекультурной компетенции выпускников школы. При написании реферата автор работы и научные руководители выступают как единый исследовательский и творческий коллектив, представляющий результаты своей деятельности компетентным экспертам. А это, в свою очередь, способствует развитию нового качества образовательной мотивации школьников, которая основывается на четырёх основных компонентах: возможности выбора, развитии познавательного интереса, возможности заниматься исследованием научной проблемы. Эти компоненты образовательной мотивации учеников, несомненно, очень актуальны, и реферат как форма учебной деятельности, конечно, останется важной составляющей учебного процесса. Поэтому считаю, что мой опыт работы над ученическим рефератом на сегодня актуален и будет интересен моим коллегам.

Цели и задачи работы

Исходя из вышесказанного, в своей работе я ставлю перед собой следующие цели и задачи:

1. дать представление учительской аудитории о том, какие ключевые компетентности формируются при работе над рефератом;

2. представить теоретическое обоснование данного опыта;

3. познакомить коллег с технологией опыта:

· ознакомить коллег с системой работы над рефератом:

а) определить, какой ученик может заниматься реферативной работой;

б) раскрыть особенности консультативной работы учителя;

  в) представить коллегам особенности структуры реферата;

г) показать коллегам технологию формулирования темы реферата;

д) показать особенности работы над введением, определением методов и приёмов исследования, составлением плана реферата, специфику работы над его содержанием и заключением;

· определить сроки работы над рефератом;

· ознакомить коллег с различными вариантами процедуры защиты работы;

· ознакомить коллег с принципами оценки реферата;

· показать возможное применение данного опыта при работе в классе;

· показать результативность данной системы работы над школьным исследованием, представить перспективы дальнейшей работы над данной темой.

 

 


 


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА

 

Как только реферат становится формой итоговой аттестации, тотчас же в методических кругах разворачивается дискуссия о том, какую же работу следует считать рефератом и каким требованиям должен отвечать школьный реферат?

По этому вопросу сложились две точки зрения. Первая исходит строго из определения жанра реферата: (от латинского — докладывать, сообщать).

Реферат - это - краткое изложение в письменном виде в форме устного доклада содержания того или иного научного труда по определенной теме, включая обзор соответствующих источников. [6] Одним из видов рефератов является учебный реферат. Учебный реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. [6] Учебный реферат не должен носить компилятивный характер. В нем не должно быть механически переписанных из книг или статей сложных для понимания конструкций [6].

Вопрос об особенностях школьного реферата до сих пор вызывает споры в методических кругах. Приверженцы чистоты жанра утверждали, что приближать реферат к научной работе не следует: ученик всё равно не осилит подобную форму, достаточно, если он просто тщательно проанализирует какой-либо серьёзный научный источник, сумеет понять его структуру и содержание[3]. (Такой точки зрения придерживалась, например, Калмыкова И. Р.) Что касается вопроса об обязательности или необязательности в школьном реферате исследовательской части, следует отметить, что требование учителей провести собственное исследование на материале художественных текстов по литературе, или архивных источников является, по мнению сторонников подобного подхода, избыточным.

Обосновывают они это тем, что организация и описание исследования представляет собой очень сложный вид интеллектуальной деятельности, требующий культуры научного мышления, знания методики проведения исследования, навыков оформления научного труда и т. д.. Такое задание, по их мнению, непосильно большинству детей в школе. Ещё одним аргументом, выдвигаемым ими в защиту подобной точки зрения, является убеждённость, в том, что даже студенты (а это в прошлом хорошие ученики!) испытывают большие затруднения в проведении и, организации того или иного исследования. Им, как правило, помогают в этом научные руководители высокой квалификации, кандидаты и доктора наук. В школе таких научных кадров нет. И учителям, зачастую не владеющим, в достаточной степени, технологией исследования, трудно подготовить детей к данному виду работы[3].

То есть, исходя из требований жанра и научного определения реферата, он не должен, по мнению сторонников «чистоты жанра» включать в себя самостоятельных исследований ученика. Конечно, если сам реферируемый первоисточник содержит в себе описание научного эксперимента или исследования, проведенного каким-либо ученым, то ученик должен достаточно подробно его раскрыть. Школьный экзаменационный “реферат” должен представлять собой с точки зрения жанра именно реферат в строгом, научном смысле этого слова, а именно “вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста”[6].

Реферат отличается от конспекта следующими признаками:

а) Реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитико-синтетической переработки.

б) Будучи вторичным текстом, реферат составляется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связному высказыванию. Так, реферату, в отличие от конспекта, должны быть присущи следующие категории:

- целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая),

- связность (логическая и формально-языковая),

- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части и заключения, их оптимальное соотношение),

- завершенность (смысловая и жанрово-композиционная)

в) Для реферата отбирается информация, объективно-ценная для всех читающих, а не только для одного автора.

г) Автор реферата не может пользоваться только ему понятными значками, пометами, сокращениями, что допускается делать в конспекте[6].

.Сторонники этой концепции оговаривают, что в гимназиях, лицеях, классах с углубленным изучением предмета учитель может предложить детям проделать работу исследовательского характера в рамках реферата. Однако при этом он должен отдавать себе отчет, что требование это не обязательное, а факультативное. И оценивать такую творческую работу нужно на балл выше. При этом учитель должен напомнить ученикам, что мини-исследование раскрывается в реферате после глубокого, полного обзора научной литературы по проблеме исследования.

На наш взгляд, подобная точка зрения не совсем верна. Практика работы показала, что ученикам, прежде всего, интересно совершить своё, пусть и маленькое открытие, провести собственное исследование на интересующую их тему. К тому же специфика нашего предмета не предполагает проведения сложных научных экспериментов технического характера – работа с текстом по силам каждому. А уж насколько подобное исследование будет доступно для них, зависит от того, как построит свою работу с юными исследователями учитель. Единственно, что не вызывает сомнения: выбор темы должен быть так скорректирован учителем, чтобы сам преподаватель был компетентен в объекте исследования и предложил такой вариант темы, чтобы он был доступен именно этому ученику. Поэтому в методической практике нашей школы возобладал второй взгляд на сущность реферата как доклада на какую-либо тему, основанную на обзоре литературных и других источников[1, 2, 4, 5].

Мой собственный опыт также основан на том, что определение школьного реферата может быть таким: реферат – это основанное на литературоведческих и иных источниках небольшое самостоятельное литературоведческое исследование. Следовательно, по форме он должен напоминать, скорее, научную работу, чем просто изложение материала какого-то источника. Отсюда вытекает и специфика его построения, система работы над ним.

В этой методической разработке я опираюсь на опыт моих коллег (см. информационные ресурсы) и обобщаю собственный опыт работы по организации и руководства реферативной деятельностью учащихся.



ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: