Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы

Данная методика основана на опроснике Ч.Д. Спилбергера, модификация для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой.

 

Фамилия, имя______________________ Школа _________Возраст Класс ______Дата проведения ________________________________

 

Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно себя чувствуете себя там. Нет правильных и неправильных ответов.

 

  Почти никогда иногда часто Почти всегда
Я спокоен Мне хочется узнать, понять Я разъярен Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе Я напряжен Я испытываю любопытство Мне хочется стукнуть кулаком по столу Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки Я раскован Мне интересно Я рассержен Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе Меня волнуют возможные неудачи Мне кажется, что урок никогда не кончится Мне хочется на кого-нибудь накричать Я стараюсь все делать правильно Я чувствую себя неудачником Я чувствую себя исследователем Я чувствую, что не справлюсь с заданием Мне хочется что-нибудь сломать Я взвинчен Я энергичен Я взбешен Я горжусь своими школьными успехами Я чувствую себя совершенно свободно Я чувствую, что у меня хорошо работает голова Я раздражен Я решаю самые трудные задачи Мне не хватает уверенности в себе Мне скучно Я стараюсь не получить двойку Я уравновешен Мне нравится думать, решать Я чувствую себя обманутым Я стремлюсь показать свои способности и ум Я боюсь Я чувствую уныние, тоску Меня многое приводит в ярость Я хочу быть среди лучших   1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1   2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2   3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4

 

Обработка результатов.

Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. табл.1).

 

Таблица 1.

Ключ

шкалы Пункты, номер
Познавательная активность   2 6 10 14 18 22 26 30 34 38
Мотивация достижения   4 8 12 16 20 24 28 32 36 39
тревожность 1 5 9 13 17 21 25 29 33 37
гнев 3 7 11 15 19 23 27 31 35 39

 

Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:

на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

вес для подсчета: 12 3 4

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:

на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

вес для подсчета: 4 3 2 1

Такими "обратными" пунктами являются:

по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;

по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;

по шкале гнева подобных пунктов нет;

по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале - 10 баллов, максимальная - 40 баллов.

Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.

При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

Оценка и интерпретация результатов

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА + МД + (-Т) + (-Г), где ПА - балл по шкале познавательной активности; МД - балл по шкале мотивации достижения; Т-тревожность; Г - балл по шкале гнева.

Выделяются следующие уровни мотивации учения (см. таблицу 2).

 

Таблица 2

Уровень Суммарный балл
I II III IV V 45-60 29-44 13-28 (-2) - (+12) (-3) - (-60)

 

I уровень - продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивацией

II уровень - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу

III уровень - средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией

IV уровень - сниженная мотивация, переживание "школьной скуки", отрицательное эмоциональное отношение к учению

V уровень - резко отрицательное отношение к учению

Нормативные показатели

 

Таблица 3

шкала

уровень

Половозрастные группы, интервал значений 15 - 16 лет

Дев. Юн.
Познавательная Активность   Высокий Средний низкий 29-39 18-28 10-17 31-39 21-29 10-20
Тревожность Высокий Средний низкий 25-39 17-24 10-16 23-39 16-22 10-15
гнев Высокий Средний низкий 21-39 14-20 10-13 18-39 12-18 10-11

Приложение 3

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: