Предлагается список слов, характеризующих отдельные качества личности: аккуратность, легковерие, радушность, беспечность, медлительность, равнодушие, вдумчивость, мнительность, рассудительность, вспыльчивость, мстительность, решительность, восприимчивость, мечтательность, самозабвение, гордость, настойчивость, самоуверенность, грубость, нежность, сдержанность, доброта, непринужденность, сострадательность, доверчивость, нервозность, стыдливость, жизнерадостность, нерешительность, терпеливость, заботливость, отзывчивость, трусость, завистливость, педантичность, увлекаемость, застенчивость, подвижность, упорство, злопамятность, подозрительность, уступчивость, искренность, принципиальность, холодность, изысканность, поэтичность, энтузиазм, капризность, презрительность.
Инструкция.
1 этап: Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку.
2 этап: Рассмотрите эти качества с точки зрения социальной
значимости, полезности, желательности. Оцените каждое качество баллами от 1 до 20. Оценку 20 поставьте слева от того качества, которое по вашему мнению является самым желательным, полезным, значимым; оценку 1 - в той же графе слева от качества, которое менее всего желательно, полезно, значимо. Оценки от 2 до 19 расположите в соответствии с Вашим отношением ко всем остальным качествам. Ни одна оценка не должна повторяться.
|
|
3 этап: В графе справа отметьте оценкой 20 качество, которое, как вы считаете, присуще вам в наибольшей степени; оценкой 19 - качество, присущее вам несколько меньше и так далее; оценкой 1 - качество, характерное для вас в наименьшей степени".
Обработка данных. Начиная с первой строки, из оценки, стоящей слева, вычтите оценку стоящую справа. Результат запишите в графе “а”. Возведите его в квадрат и результат запишите в графе “а 2”.
Сложите все значения “а 2" и запишите внизу полученную сумму. Умножьте эту сумму на 0,00075. Вычтите полученное произведение из единицы. Это и есть коэффициент ранговой корреляции.
Параметры высоты самооценки:
Значение (-0,2-0) - это неадекватно низкая самооценка;
0-0,2 - низкая 0,51-0,65 - выше среднего
0,21 - 0,3-ниже среднего 0,66-0,8 - высокая
0,31-0,5 - средняя (адекватная) 0,8-неадекватно высокая.
Приложение 4
Методика изучения самооценки личности методом беседы
Эксперимент проводится в форме свободной беседы. Экспериментатор чертит на чистом листе бумаги длинную вертикальную линию (0-5см) и говорит исследуемому: "Допустим, на этой линии расположились ваши знакомые вот здесь на верху (показывает) - самые высокие, а здесь внизу - самые низкие. Как вы думаете, где на этой линии находитесь вы?" Затем рядом проводит еще одну такую черту и предлагает аналогичную задачу: "Представьте, что на этой линии расположились люди всего мира по уму. Вверху будут самые умные (талантливые), внизу - самые глупые, а в середине - средние. Где бы вы определили свое место? Отметьте карандашом. А цветными карандашами отметьте положение на этой шкале других людей. На третьей линии таким же образом располагают других членов группы по характеру, четвертая линия - по счастью".
|
|
Рост Ум Характер Счастье
Пример шкалы распределение ролей.
Затем идет этап спровоцированной беседы. Экспериментатор беседует с испытуемым относительно всех их оценок, начиная с четвертой шкалы, затем второй, третьей. Шкалу первую не анализируют.
Испытуемому задают различные вопросы в зависимости от его самооценки. Цель вопросов - выяснить критерии оценок, используемых им при определении своего места в ряду других членов группы по каждому показателю.
Приложение 5