Любое предприятие в процессе своей деятельности производит определенные затраты. Денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции образует его себестоимость.
Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей, включающий затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).
С целью упрощения процедур управления и планирования используются различные виды группировок. Различают классификации:
- по виду производства (основные и вспомогательные);
- по месту возникновения затрат (на участке, в цехе, в производстве);
- по виду продукции (отдельное изделие, группа однородных изделий, заказ, услуга и т.п.);
- по виду затрат.
Последняя группировка затрат (классификация расходов по их виду) наиболее распространена. В соответствии с ней существуют два метода классификации затрат: по экономическим элементам (схема затрат на производство) и по статьям расходов (составление калькуляции).
|
|
По данным группировок на предприятиях составляется структура затрат (удельный вес статей в общем объеме), анализируются данные за определенный период времени и принимаются решения (т.е. осуществляется регулирование уровня затрат). При этом особое внимание уделяется выявлению резервов снижения себестоимости и выявлению путей их мобилизации для получения наибольшего эффекта с наименьшими затратами.
Рассмотрим структуру затрат отрасли розничная торговля в городе Минске в 2008 г. и затраты ИЗАО «Сплитстоун-Бел» в соответствующем году.
Таблица 3.3 - Структура затрат ИЗАО «Сплитстоун-Бел» и розничной торговли в целом в 2008 г.
Элементы затрат | Розничная торговля в городе Минске в 2008 году, уд. вес, % | ИЗАО «Сплитстоун-Бел» | |
сумма, млн. р. | уд. вес, % | ||
1. Материальные затраты | 2,0 | 24,2 | 0,2 |
2. Затраты на оплату труда | 7,0 | 948,6 | 7,8 |
3. Отчисления на социальные нужды | 2,5 | 328,3 | 2,7 |
4. Амортизация основных средств и нематериальных активов 5. Прочие затраты: аренда | 6,5 82 20 | 425,3 10434,3 1982,5 | 3,5 85,8 19,0 |
нематериальные затраты на оплату услуг сторонних организаций | 62 | 8451,8 | 66,8 |
Итого затрат | 100 | 12161 | 100 |
В целом структура затрат ИЗАО «Сплитстоун-Бел» схожа со структурой затрат всей розничной торговли по городу Минску: менее чем на 1% удельный вес расходов ИЗАО «Сплитстоун-Бел» на оплату труда и отчисления на социальные нужды превышают соответствующие показатели в целом по городу Минску. И только удельный вес прочих затрат больше аналогичного показателя по розничной торговле на 3,8%. В частности, затраты на оплату нематериальных услуг других организаций (связи, информационно-вычислительного обслуживания, охраны, рекламных агентств). Таким образом, единственным элементом затрат, подлежащим к снижению, является оплата нематериальных услуг других организаций (в частности, наиболее рационально снизить расходы на услуги рекламных агентств, так как ИЗАО «Сплитстоун-Бел» к 2008 г. закрепило свои позиции на рынке и приобрело широкую известность).
|
|
Итак, сократим данные затраты до отраслевого уровня, то есть на 3,8%, соответственно, итоговая сумма затрат так же сократиться на 3,8%. Главным ориентиром управления затратами в сложившейся ситуации является наиболее быстрый сбыт готовой продукции с целью увеличения денежных средств. В данном случае необходимо рассчитать минимальный средний уровень торговой надбавки, с учетом снижения уровня издержек на 3,8%.
У иоф н = У иоф - У иоф·0,038, (3.12)
где У иоф н – уровень издержек с учетом снижения.
Таким образом,
У иоф н = 11699 млн. р.
Для расчета минимального среднего уровня торговой надбавки воспользуемся формулой (3.10). При этом, наиболее рациональным будет выполнить этот расчет с учетом предыдущего мероприятия и воспользуемся таблицей 3.2. Таким образом, мы не только уменьшим цену для увеличения спроса на продукцию, но и увеличим прибыль. Составим таблицу 3.4.
Таблица 3.4 – Комплексная увязка основных показателей хозяйственной деятельности ИЗАО «Сплитстоун-Бел»
Показатели | Планируемый год с учетом снижения торговой надбавки | Планируемый год с учетом снижения издержек обращения |
1.Объем товарооборота, млн. р. | 123504 | 123504 |
2.Валовой доход, млн. р. | 18896 | 18896 |
в % к обороту | 15,3 | 15,3 |
3.Налог на добавленную стоимость, млн. р. | 2882 | 2882 |
ставка, % к валовому доходу | 18,0 | 18,0 |
4.Расходы на реализацию, млн. р. | 13561 | 11699 |
в % к обороту | 12,6 | 9,5 |
5.Валовая прибыль, млн. р. | 3453 | 4315 |
в % к обороту | 2,8 | 3,5 |
6.Налог на прибыль, млн. р. | 1001 | 1251 |
ставка % | 29 | 29 |
7.Чистая прибыль, млн. р. | 2452 | 3064 |
в % к обороту | 2,0 | 2,5 |
У т.н.min = 0,095 / (1 - 0,18) = 0,116.
Таким образом, чтобы предприятие не стало убыточным средняя торговая надбавка должна быть не ниже 11,6% к обороту. В нашем случае оставим надбавку прежней – 15,3% к обороту, с целью не только снижения цены, но и увеличения чистой прибыли.
Экономия от осуществления мероприятий определяется сравнением величины затрат на единицу продукции до и после внедрения мероприятий и умножением полученной разности на объем производства в планируемом году:
Э=(Сс-Сн) Вн, (3.13)
где Э- экономия прямых текущих затрат;
Сс(н) – прямые текущие затраты на единицу продукции до (после) внедрения мероприятия;
Вн- Объем продукции в натуральном выражении от начала внедрения мероприятия до конца планируемого года.
Э = (13561 – 11699)·18974 = 1,9 млн. р.
Экономический эффект с учетом снижения торговой надбавки и уровня издержек обращения составит:
Эк. эфф.2 = (0,153 – 0,095)·26653 = 1545 млн. р.