Тыс. руб.
| 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | Изменения 2000г. к 1999г. | Изменения 2001г. к 2000г. | Изменения 2002г. к 2001г. | Изменения 2003г. к 2002г | Причины | |||||
+ | - | + | - | + | - | + | - | ||||||||
Налог на прибыль | 11412,5 | 20404,8 | 14906,6 | 10730,4 | 12842,14 | 8992,3 |
| 5498,2 | 4176,2 | 211,74 | Снизилась ставка налога: 1999–30% 2000–30% 2001–35% 2002–24% 2003–24% | ||||
НДС | 67083,6 | 162342,2 | 134952,24 | 121193 | 137392,6 | 92258,6 |
| 27389,96 | 23759,24 | 16199,6 | Увеличилась выручка от работ и услуг | ||||
Налог на имущество | 4323,8 | 7598,7 | 11245,4 | 10670,7 | 10236,3 | 3274,9 | 3646,7 | 574,7 | 434,4 | ||||||
Налог на приобретение автотранспортных средств | - | 2500 | - | - | - | 2500 |
| 2500 | Отменен с 01.01.2001 | ||||||
Налог с владельцев транспортных средств | 223,1 | 250,2 | 258,35 | 7240,7 | - | 27,1 | 8,15 | 6982,55 | 7240,7 | С 01.01.02 ставка налога возросла в 7 раз. Отменен с 01.01.03 | |||||
Налог на пользователей автодорог | 2416,4 | 4256,8 | 2100,4 | 1187,4 | - | 1840,4 |
| 2156,4 | 913 | 1187,4 | С 01.01.01 произошло уменьшение ставки с 2,4% до 1%. Отменен с 01.01.03 | ||||
Жилфонд | 4441,5 | 2660,5 | - | - | - | 1781 |
| 2660,5 | Отменен с 01.01.2001 | ||||||
Транспортный налог | - | - | - | - | 7541 |
| 7541 | Введен с 01.01.03 | |||||||
Ставка центрального банка | 3025,12 | 1399 | 1543,2 | - | - | 1626,12 | 144,2 | 1543,2 | Отменен с 01.01.2002 | ||||||
Налог с продаж | 16770,9 | 40585,55 | 36238,06 | - | - | 23814,65 |
| 4347,49 | 36238,06 | Отменен с 01.01.2002 | |||||
Сборы на нужды образовательных учреждений | - | - | - | 1187,4 | 1195,7 |
| 1187,4 | 8,3 | Введен с 01.01.2002 | ||||||
Единый социальный налог | |||||||||||||||
•ПФ | 15730,33 | 27204,1 | 33219,84 | 34339,05 | 35457,78 | 11473,77 |
| 6015,74 | 1119,21 | 1118,73 | |||||
ПФ (федеральный бюджет) | 34339,05 | 35457,78 |
| 34339,05 | 1118,47 | ||||||||||
Отчисления на страхование от несчастных случаев |
| ||||||||||||||
• ФСС | 2980,5 | 5246,5 | 4745,69 | 4905,58 | 4925,89 | 2266 |
| 500,81 | 159,89 | 20,31 | Ставка налога увеличилась 5.4% до 4% | ||||
• ТФЗН | 719,91 | 1457,36 | - | - | - | 737,45 |
| 1457,36 | Отменен с 01.01.2001 | ||||||
• ФОМС | 1717,91 | 3497,67 | 4171,12 | 4215,02 | 4287,5 | 1779,76 |
| 673,45 | 43,9 | 72,48 | |||||
Налог на землю | 2102 | 2112 | 2320 | 2540 | 2540 | 10 |
| 208 | 220 | ||||||
Сбор на содержание милиции | 74 | 77,4 | 91,44 | 81,04 | 75,24 | 3,4 |
| 14,04 | 10,4 | 5,8 | |||||
Подоходный налог | 5536,1 | 11658,9 | 15423,5 | 15943,13 | 16462,54 | 6122,8 |
| 27082,4 | 519,63 | 519,41 | |||||
Проанализируем таблицу 10.
Рассмотренные налоги могут влиять как на себестоимость, так и на операционные расходы. Сначала сделаем выводы по налогам, влияющим на себестоимость, к ним относятся:
• налоги, зачисляемые в дорожные фонды:
налог на приобретение транспортных средств;
налог с владельцев транспортных средств;
налог на пользователей автодорог.
• налог с продаж;
• единый социальный налог;
• подоходный налог;
• земельный налог;
• отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
1. Поподробнее рассмотрим налоги, зачисляемые в дорожные фонды. Размеры отчислений в дорожные фонды:
Таблица 11
Динамика ставок налог зачисляемых в дорожные фонды [6, 123]
Наименование | Налогооблагаемая база | Нормативные отчисления | |
До 01.01.01 | После 01.01.01. | ||
Налог на пользователей автодорог | Выручка без НДС | ||
- В федеральный дорожный фонд | 0,5% | 0% | |
- В территориальный дорожный фонд | 1,9% | 1% | |
Налог с владельце транспортных средств | Мощность в л.с. | По ставкам для разных видов транспортных средств | По ставкам для разных видов транспортных средств |
- В территориальный дорожный фонд | |||
Налог на приобретение транспортных средств | Стоимость транспортных средств | ||
- В территориальный дорожный фонд | Автомобили, автобусы, … | 10% | 0% |
Прицепы, полуприцепы | 10% | 0% |
Таким образом, по данным отраженным в таблице 11 видно, что отменены некоторые налоги, а именно:
• налог на приобретение транспортных средств. Это положительно сказалось на предприятиях, в частности на 0А0 «Морион». Отмена налога привела к сокращению себестоимости на 2500 тыс. руб. в 2001 году.
• С 01.01.2001 года ставка налога на пользователей автомобильных дорог снизилась с 2,4 % (в 2000 году) до 1 %, при этом вся сумма налога стала зачисляться в территориальный дорожный фонд. Это нововведение положительно отразилось на предприятии, в том плане, что себестоимость сократилась на 2156,4 тыс. рублей, хотя выручка заметно увеличилась.
Ставка налога в 2002 г. не изменилась, т.е. были установлены следующие размеры:
• 1 % от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);
• 1 % от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
С 1 января 2002 года начисление налога необходимо было отражать как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Однако необходимо отметить, сумма налога, уплаченная предприятием в 2002 г. сократилась на 913 тыс. руб., так как выручка от реализации продукции, работ, услуг снизилась на 16,4% по отношению к 2001.
Налоговая нагрузка на 0А0 «Морион» уменьшилась вследствие того, что с 1 января 2003 года этот налог отменен, следовательно себестоимость сокращается на 1187,4 тыс. руб. (данные из таблицы 10):
Год | 1999 | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003г. |
Ставки, % | 2,4 | 2,4 | 1 | 1 | 0 |
Уплаченные суммы, тыс. руб. | 2416,4 | 4256,8 | 2100,4 | 1187,4 | - |
• Налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РФ, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, в следующих размерах (с каждой лошадиной силы):
Таблица 12.
Динамика ставок налога с владельцев транспортных средств [6, 124]
Наименование объектов обложения | Ставка налога | |
до 01.01.02 | после 01.01.02 | |
Автомобили легковые с мощностью двигателя, руб.: | ||
• До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно, | 0,42 | 3,5 |
• Свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт), | 1,1 | 9.1 |
Мотоциклы и мотороллеры, руб. | 0,25 | 1,5 |
Автобусы, руб. | 1,67 | 14,0 |
Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя, руб.: | ||
• До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 1,67 | 14,0 |
• Свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) | 3,34 | 28,0 |
• Свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) | 4,0 | 33,6 |
• Свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) | 4,34 | 36,4 |
• Свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 6,01 | 50,4 |
Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, руб. | 1,67 | 14,0 |
Не являются плательщиками налога предприятия автотранспорта общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме такси). С 1.01.2002 года ставки налога заметно увеличились, что вызвало рост себестоимости.
• в 1999 году сумма налога составила 223,1 тыс. руб.
• в 2000 году - 250,2 тыс. руб. (изменение суммы составило 27,1)
• в 2001 году – 258,35 тыс. руб. (до роста ставок изменение суммы налога составила 8,15 тыс. руб.);
• в 2002 году – 7240,7 тыс. руб. (сумма налога по сравнению с 2001 годом увеличилась на 6982,35 тыс. руб.).
2. Налог с продаж
До 01.01.2001 года ставка налога с продаж по Пермской области - 5 %; плательщиками являлись: юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица. Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.
С 1 января 2002 года вступила в действие глава 27 «Налог с продаж» НК РФ, введенная Федеральным законом от 27.11.2001 №148- ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Ставка налога с продаж, в соответствии со ст. 353 НК РФ, устанавливается Субъектами РФ, но не более 5%.
Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели. Объектом налогообложения согласно ст. 349 НК РФ признаются операции по реализации физическими лицами товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ.
В результате изменения объекта налогообложения снизилась себестоимость:
В 1999 году сумма налога составила 16770,9 тыс. руб.
В 2000 году – 40585,55 тыс. руб. (увеличение суммы налога на 23814,65 тыс. руб. связано с резким увеличением выручки от реализации)
В 2001 году – 36238,06 тыс. руб. (снижение суммы налога на 4347,49тыс. руб.);
В 2002 году предприятие 0А0 «Морион» не платит налог с продаж, т. к. он был отменен в Пермской области. Это привело к снижению налоговой нагрузки на предприятие а 2002 году на 36238,06 тыс. руб.
3. Единый социальный налог (ЕСН)
ЕСН предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
Таблица 13.
Динамика уплаты взносов во внебюджетные государственные фонды.
Тыс.руб.
ЕСН | 1999г. | 2000г. | Отклоне- ния, % | 2001г. | Отклоне- ния, % | 2002г. | Отклоне- ния, % | 2003г. | Отклоне- ния, % |
ПФ | 15730,33 | 27204,1 | 72,9 | 33219,84 | 22,1 | 34339,05 | 3,4 | 35457,78 | 3,3 |
ФСС | 2980,5 | 5246,5 | 76,0 | 4745,69 | -9,5 | 4905,58 | 3,4 | 4925,89 | 0,4 |
ФОМС | 1717,91 | 3497,67 | 103,6 | 4171,12 | 19,3 | 4215,02 | 1,1 | 4287,5 | 1,7 |
ФЗН | 719,91 | 1457,36 | 102,4 | - | - | - | |||
Итого | 21148,65 | 37405,63 | 76,9 | 42112,65 | 12,6 | 43459,65 | 3,2 | 44671,17 | 2,8 |
Таблица 14
Ставки, зачисляемые в ЕСН, %. [6, 124]
1999г., % | 2000г., % | 2001г., % | 2002г., % | 2003г., % | Отклонения, % | |
ПФ | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 0 |
ФСС | 5,4 | 5,4 | 4 | 4 | 4 | -1,4 |
ФОМС | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 0 |
ФЗН | 1,5 | 1,5 | - | - | - | -1,5 |
С работника в ПФ | 1 | 1 | - | - | - | -1 |
Итого: | 38,5+1 | 38,5+1 | 35,6 | 35,6 | 35,6 | -3,9 |
Отмена ставки в ГФЗН привело к сокращению себестоимости на 1457,36 тыс. руб., снижение ставки ФСС (с 5,4 % до 4%)привело к снижению налоговой нагрузки на предприятие на 500,81тыс. руб.
Отчисления в ПФ, ФСС и ФОМС увеличились соответственно на 72,9 %, 76,0 %, 103,6 % в 2000 г. В 2001г. из-за снижения ставки ФСС увеличение поступлений в ПФ и ФОМС увеличилось соответственно на 22,1% и 19,3 %, а поступления в ФСС сократилось на 9,5 %, несмотря на то, что ставка ЕСН снизилась. Однако это вызвано ростом затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды. Но в 2002 и в 2003 году по сравнению с 2001 и 2002 годом соответственно налоговые поступления все же увеличились, хотя и незначительно, что вызвано увеличением затрат на оплату труда.
Таблица 15
ФОТ ОАО «Морион»
Тыс.руб.
1999 | 2000 | Отклонения, % | 2001 | Отклонения, % | 2002 | Отклонения, % | 2003 | Отклонения, % | |
Затраты на оплату труда | 47994,28 | 97157,5 | 102,4 | 118642,3 | 22,1 | 122639,46 | 3,4 | 126634,92 | 3,5 |
4. Подоходный налог:
Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. В нашей стране подоходный налог занимает более скромное место в доходной чисти бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. В последние годы его доля не превышала 12 - 13%, с одной стороны ставка 13% стимулирует рост производства и потребления, а с другой - упрощает налоговую систему и тем самым снижает склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств.
Исходя из таблицы 10 видно:
Таблица 16