В январе-октябре 2008 года инвестиции в основной капитал в целом по республике составили 2969,1 млрд тенге (+7,6%). При этом согласно статистике наибольший рост был зафиксирован в Жамбылской (в 1,9 раза), Кызылординской (в 1,8 раза) и Западно-Казахстанской (на 28,4%) областях.
Добыча нефти и природного газа, а также оказание услуг в данной сфере по-прежнему остаются приоритетными отраслями для капиталовложений. На их долю пришлось 22,6% от общего объема инвестиций в основной капитал.
Казахстан и участники консорциума Agip KCO 31 октября в Астане подписали окончательные документы по проекту "Кашаган". В частности, заключены второе дополнительное соглашение к СРП и договор купли-продажи, предусматривающий увеличение доли НК "КазМунайГаз" в данном проекте.
Документы подписали представители Министерства энергетики и минеральных ресурсов Казахстана, а также компаний "КазМунайГаз", ENI, ExxonMobil, Total, ConocoPhillips, Shell и Inpex.
Наряду с этим, с учетом масштаба и сложностей проекта "Кашаган" и других разработок в рамках данного СРП, акционеры консорциума и Минэнерго приняли решение объединить свои усилия и ресурсы и реализовывать проект в следующем порядке:
|
|
* На первом этапе ENI сохраняет за собой ответственность за реализацию Программы опытно-промышленной разработки месторождения Кашаган.
* На втором этапе распределение ответственности между акционерами за управление проектом определяется следующим образом: компания Shell отвечает за морской комплекс, ENI - за наземный завод, ExxonMobil - за бурение.
* Руководство производственными операциями после начала первого этапа будет возложено на компанию Shell при постепенном усилении роли НК "КазМунайГаз".
* Для выполнения возложенных обязанностей ENI, ExxonMobil и Shell наделяются соответствующими полномочиями в таких вопросах, как укомплектование персоналом, закупки, операционные процедуры с применением собственных систем управления. Роль НК "КазМунайГаз" в проекте будет увеличиваться, и компания будет задействована на всех этапах его реализации.
После завершения Программы опытно-промышленной разработки роль оператора Северо-Каспийского проекта переходит к новой совместной операционной компании, которая получила название "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Б.В.". Она принимает на себя функции, выполняемые в настоящее время единым оператором проекта AgipKCO. В состав "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Б.В." войдут все акционеры консорциума в соответствии с их долями участия в проекте.
Функции "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Б.В." будут включать осуществление контроля над всеми работами по проекту, руководство планированием, координирование, моделирование коллектора, проведение концептуальных исследований, составление планов по начальной разработке месторождений и взаимодействие с государственными органами от имени всего предприятия.
|
|
Персонал "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Б.В." будет укомплектован представителями всех компаний-партнеров, а руководство компанией будет осуществляться преимущественно в соответствии с положениями системы управления компании Total.
Согласно плану переходного периода, который находится в процессе разработки "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Б.В.", передача функций оператора от Agip KCO состоится в январе 2009 года.
Начало добычи в рамках первого этапа намечено на конец 2012 года. Максимальный стабильный уровень добычи нефти на данном этапе (очереди 1-я и 2-я) составит 300 тыс. баррелей в сутки с учетом закачки газа. В последующем, после введения дополнительных мощностей закачки газа, запланированного на начало второго этапа, он будет увеличен до 450 тыс. барр/сут. Максимальный стабильный уровень добычи нефти на этапе полномасштабного освоения месторождения Кашаган будет достигнут в конце следующего десятилетия и составит 1,5 млн б арр /сут.
Анкетирование
Я провел анкетирование между студентами 1-курса Института нефтегазового дело. На вопрос «Нефть приносит больше пользы или вреда?» из 100% студентов 59% ответили, что экономика намного важнее, чем экология, 33% на нейтральной стороне, 8% студентов считают, что экология является важным компонентом.
3.1. Анализ результатов опроса:
Казахстан – страна, богатая полезными ископаемыми и в большинстве случаев, экономика страны развивается за счет нефти. Невозможно представить жизнь без нефти: автомобили, самолеты и многие другие передвигающиеся средства могут быть использованы нами за счет бензина, который вырабатывается именно из нефти. Нефть – продукт жизни, но если люди не будут ценить экологию, этот продукты жизни никак не сможет приносить пользу обществу. Так как, плохая экология приносит вред здоровью человека, то у Нас не будет возможности добывать нефть, которая и является одной из главных компонентов жизни человечества. Использование нефти очень важно для общества, но мы должны не забывать об экологии нашей планеты, которая является намного значительнее.
Вывод.
Ж.-И.Кусто написал: |Море стало сточной ямой, куда стекаются все загрязняющие вещества, выносимые отравленными реками; все загрязняющие вещества, которые ветер и дождь собирают в нашей отравленной атмосфере; все те загрязняющие вещества, которые сбрасывают такие отравители, как танкеры. Поэтому не следует удивляться, если мало-помалу из этой сточной ямы уходит жизнь". [3] Варварское отношение к природе при освоении нефтяных месторождений проявляется и в нашей стране. По различным причинам при добыче и транспорте |черного золота" часть сырья выливается на земную поверхность и в водоемы.
Создается впечатление, будто человек забывает о том, что вода - основа жизни. А-де-Сент-Экзюпери, понявший настоящую цену воды после катастрофы самолета в Сахаре, писал: “Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца". [3]
Сплошь и рядом загрязнение окружающей среды осуществляется непроизвольно, без определенного умысла. Большой вред природе наносится, например, от потери нефтепродуктов при их транспортировке. До последнего времени считалось допустимым, что до 5 % от добытой нефти естественным путем теряется при ее хранении и перевозке. Это означает, что в среднем в год попадает в окружающую среду до 150 млн. т. нефти, не считая различных катастроф с танкерами или нефтепроводами. Все это не могло не сказаться отрицательно на природе.
|
|
Но если немного задуматься эта же нефть, которая разрушает экологию дает нам "хлеб", то есть благодаря нашей богатой нефтью земле мы сейчас процветающая страна и живем безбедно. Экспортируя нефть мы развиваем экономику страны. А это значит что от нефти пользы больше чем вреда.
Перечисляя пользу и вред нефти в своем докладе, я хочу сказать: жизнь подсказывает, что всем, т.е. каждому на своем уровне, международном или государственном, необходимо заниматься экономическим развитием, не забывая об экологической безопасности.
Информационные ресурсы:
1. http://ru.wikipedia
2. http://www.votpusk.ru/
3. http://www.wwf.ru/resources/news
4. http://www.oceaninfo.ru/smi/archiv/
5. http://www.npacific.ru/np/sovproblem/oil_sea/
6. http://encycl.yandex.ru/