Вопрос 22: Александр 2. Отмена крепостного права 19 февраля 1861 года, причины, составляющая, значение

В самом начале своего правления Александр заявил:"Лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать того момента, когда оно само начнёт отменять себя снизу".

Причины (предпосылки) крестьянской реформы:

Во-первых, экономически невыгодны были не только крестьянские крепостные хозяйства, но и феодальные поместья. Государство тратило на поддержку нищающих помещиков значительные средства.

Во-вторых,крепостничество объективно мешало развитию в стране капиталистических отношений, что тормозило развитие всей страны.

В-третьих, страдал международный престиж России, единственной европейской страны, где сохранялось крепостное право.

В-четвёртых, отменить рабство требовали сами крестьяне, открытые выступления которых росли с каждым годом.

В 1857 году создан Секретный комитет, через год переименованный, Главный комитет по крестьянскому делу. В нём готовилась реформа.

Рассматривались два варианта реформы: с наделением крестьян землей и без наделения.

В конце 60 года государственный совет утвердил проект реформы без наделения крестьян землей и только под давлением императора окончательно принят проект предусматривающий наделение крестьян землей за выкуп.

19 февраля 1861 года - Александр подписал Манифест и Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Манифест - объявлял об отмене крепостного права, более 22 млн. крестьян получали личную свободу. Положение определяло решение всех земельных вопросов, выкуп земли крестьянами.

Крестьяне теряли 20 - 25% своих наделов, за оставшуюся землю крестьяне платили 6% в течение 49 лет. 20 % стоимости земли крестьяне должны были оплатить сразу. Выкупленная земля передавалась общине. Община могла отпускать или не отпускать крестьян из деревни так как выкупные платежи платила именно община. На 2 года сохранялись все повинности крестьян в пользу помещика.

Крестьяне по-прежнему несли ряд повинностей в пользу помещика, из-за недостатка земли, из-за желания пользоваться лесом, подходами к воде и т.д.

Значение реформы:

Свободными стали более 30 млн. крестьян. Реформа сняла ограничения для развития буржуазных отношений в стране, дала возможность крестьянам пополнить кадры городского пролетариата. Одним шагом были ликвидированы многочисленные феодальные порядки, при этом была сохранена масса феодальных пережитков. Крестьянская реформа не решила аграрного вопроса, что стало одной из главных причин революционных потрясений в начале 20 века.

Вопрос 23: Реформы 60 - 70-х годов 19 века и их значение.

Отмена крепостного права потребовала изменений в других сферах социальной жизни.

Земская реформа 1864 г.

Вводились выборные органы местного самоуправления - земства. Они занимались всеми вопросами управления деревни. Не имели права вмешиваться в политическую жизнь.

Земство создавали местную систему местного здравоохранения и образования. В земстве приобладали дворяне, затем их заменяет земская интеллигенция. Были созданы бессословные городские думы. Городская дума занималась всеми вопросами,связанными с развитием города.

Судебная реформа 1864 г.

Был введён суд присяжных. Суды присяжных выносили вердикт: "виновен", "не виновен", "виновен, но заслуживает снисхождения". Судья выносит приговор, исходя из вердикта. Вводилось обязательное состязание адвоката и прокурора.

Военная реформа 1862 - 1869 гг.

Началось масштабное перевооружение армии. Страна разделена на 15 военных округов. В 1874 отменена рекрутская повинность и введена всеобщая воинская повинность. В 21 год каждый мужчина либо отправлялся на военную службу на 6 - 7 лет, либо по жребию находились в запасе до сорокалетнего возраста.

Реформа образования:

В 1860 - 1870-е годы была модернизирована система образования. Значительно расширилась сеть начальных школ.

Основной формой средних учебных заведений были семилетние гимназии, которые делились на классические, выпускники которых имели возможность поступить в университет, и на реальные, преобразованные в 1871 году из гимназий в училища. Выпускники реального училища могли поступить в специальные институты и на физико-математические факультеты университетов.

В 1860-е годы произошли изменения в системе высшего образования. В 1863 году утвержден новый, либеральный университетский устав. Утверждающийся принцип всеобщего образования привел к появлению системы высшего образования для женщин.

В 1865 году была образована Петровская земледельческая и лесная академия. Её первым директором стал доктор ботаники Н. И. Железнов. Среди первых преподавателей были К. А. Тимирязев, И. А. Стебут, М. К. Турский, Г. Г. Густавсон, А. П. Модоговский.

Вопрос 24: Движение революционных народников в 60-90е годы 19 века

Вопрос 25: Возникновение марксистских организаций и рабочее движение в 60-90 е годы 19 века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: