Французское искусство 17 века

17 в. — время формирования единого французского госу­дарства с абсолютистской королевской властью. Это время сложения французской национальной школы в изобразительном искусстве. Французское искусство 17 в. имеет в своей основе традиции французского Возрождения, в которой проявлялись черты классицистического понимания формы, обладающей строгой логикой и рационализмом. Но в живописи и графике переплелись влияния маньеризма, фламандского и итальянского барокко. На французскую живопись первой половины века имели влияние и караваджизм, и реалистическое искусство Голландии. Луи Ленен (1593-1648) изображает крестьян без пасторальности, без сельской экзотики, не впадая в слащавость и умиление. Его герои полны внутреннего достоинства и благородства, как персонажи жанровых картин молодого Веласкеса. Бытовое подано Лененом возвышенно («Посещение бабушки», «Крестьянская трапеза»). Воз­вышен сам художественный строй его картин. В них нет повество­вательности, иллюстративности, композиция строго продумана и статична, детали тщательно выверены и отобраны ради выявления прежде всего этической, нравственной основы произведения. Боль­шое значение в картинах Ленена имеет пейзаж («Семейство молоч­ницы»).

В последнее время в искусствоведческой литературе название направления, к которому принадлежит Луи Ленен, опре­деляется термином «живопись реального мира». К этому же направ­лению относится творчество художника Жоржа де Латура (1593-1652). В своих первых работах на жанровые темы Латур выступает как художник, близкий к Караваджо («Шулер», «Гадалка»). Вторая половина 30-40-е гг. — время творческой зрелости Латура. Он пишет в основном картины на религиозные сюжеты. Темы Священного Писания дают художнику возможность раскрыть языком жи­вописи самые значительные проблемы: жизнь, рождение, смирение, сострадание, смерть («Рождество», «Поклонение волхвов»). Огромное символическое значение в произве­дениях Латура имеет свет (обычно это свет свечи или факела), придающий его композициям оттенок таинственности («Магдалина со свечой и зеркалом», «Св. Ирина», «Явление ангела св. Иосифу»). Художественный язык Латура отличает строгость, конструктивная ясность, четкость композиции, пластическое равновесие обобщенных форм («Св. Себастьян и святые жены»).

Классицизм как стиль живописи возник на гребне общественного подъема французского государства. Основой теории класси­цизма был рационализм, опирающийся на философскую систему Декарта, предметом искусства классицизма провозглашалось толь­ко прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность. Создателем классицистического направления в живописи Франции 17 в. стал Никола Пуссен (1594-1665). Уже в ученические годы (1612-1623) Пуссен проявил инте­рес к античному искусству и искусству Возрождения. В 1623 г. в Венеции он изучал колорит, с 1624 г. в Риме изучал Римскую античность, живопись Рафаэля и болонцев. Непроизвольно он испытал также влияние Караваджо, что отражено в картинах «Оплакивание Христа» (1625-1627) и «Парнас» (1627-1629).

Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, ис­тория, Новый и Ветхий завет. Герои Пуссена — люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга перед обществом и государством. Общественное назначение искус­ства было очень важно для Пуссена. Все эти черты входят в складывающуюся программу классицизма. Мера и порядок, композиционная уравновешенность становятся основой живописного произведения классицизма. Плавный и четкий линей­ный ритм, статуарная пластика прекрасно переда­ют строгость и величавость идей и характеров. Колорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов. Это гармонический мир в себе, не выходящий за пределы живописного пространства, как в барокко («Смерть Германика», «Танкред и Эрминия»). В первый период творчества он пишет картины на античные сюжеты - «Царство Флоры», «Спящая Венера», «Венера и сатиры». В его вакханалиях чувственная стихия овеяна цело­мудрием, на смену стихийному началу пришли упорядоченность, элементы логики, сознание непобедимой силы разума, все обрело черты возвышенной красоты.

С начала 40-х гг. в творчестве Пуссена намечается перелом. Его интересует тема смерти, бренности и тщеты земного. Это новое настроение выражено в картине «Аркадские пастухи» (1650). Философская тема трактована Пуссеном просто: действие разворачивается только на переднем плане, как в рельефе. Юноши и девушка, случайно натолкнувшиеся на надгроб­ную плиту с надписью «И я был в Аркадии», похожи на античные статуи. Тщательно отобранные детали, чеканный рисунок, уравновешенность фигур в пространстве, ровное рассеян­ное освещение — все это создает возвышенный строй. Мудрое принятие смерти роднит классицистическое миро­ощущение с античным.

С конца 40-х гг. колорит Пуссена, построенный на нескольких локальных цветах, стал ску­пее, скульптурность форм и пластическая завершенность преобладают над живописью. Картины приобрели холодность и отвлеченность. Гармонию художник ищет в природе, а человек трактуется как часть природы. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Героический пейзаж Пуссена — это не реальная природа, а природа «улучшенная», сочиненная художником, ибо только в таком виде она достойна быть предметом изображения в искусстве. Около 1648 г. Пуссен пишет «Пейзаж с Полифемом», где чувство гармонии мира, близкое античному мифу проявилось наиболее ярко и непосредственно – игру на свирели сидящего на скале и слившегося с ней циклопа Полифема слушает не только нимфа Галатея, но вся природа. В последние годы жизни Пуссен создал замечательный цикл картин «Времена года» (1660-1665), олицетворяющий периоды земного человече­ского существования.

Лирическая линия классицистического идеализированного пей­зажа была развита в творчестве Клода Лоррена (1600-1682). Как и Пуссен, он жил в Италии. Пейзаж Лоррена обычно включает в себя мотивы моря, античных руин, больших куп деревьев, среди которых размещаются маленькие фигурки людей («Утро в Гавани»). Хотя чаще всего это персонажи из античных и библейских сказаний и название пейзажа определяется ими. Но у Лоррена люди играют скорее роль стаффажа, они введены им для подчеркивания огромности и величественности самой природы («Отплытие святой Урсулы», 1641). Тематика художника как будто очень ограничена, это всегда одни и те же мотивы, один и тот же взгляд на природу как на место пребывания богов и героев. Раци­ональное начало, организующее строгую выверенность, четкое со­отношение частей, приводит к сходным компози­циям: свободное пространство по центру, купы деревьев или руины — кулисы. Но каждый раз в полотнах Лоррена выражено окрашенное большой эмоциональностью разное ощущение приро­ды. Это достигается, прежде всего, освещением. Все построено на мягких переходах от света к тени.

В Париже процве­тало официальное классицистское искусство, имевшее большой успех при дворе, что способствовало формированию целой школы – с ним связано имя «первого живописца короля» Симона Вуэ (1590-1649), Декоративное, праздничное, торжественное искусство Вуэ эклектично, оно соединило в себе патетику барочного искусства с рассудочностью классицизма. Но в нем нет искренности и глубины лорреновских полотен, высокого нравственного идеала Пуссена. Это официальное направление, приспособленное к тре­бованиям двора и прежде всего самого короля, искусство регламен­тированное, унифицированное, расписанное по своду правил, что и как изображать, чему и посвящен специальный трактат Лебрена. В этих рамках развивается жанр парадного аллегориче­ского портрета (творчество Пьера Миньяра, Гиацинта Риго, Никола Ларжильера).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: