Физическому лицу (резиденту и нерезиденту), внесшему средства на соответствующий счет в банке, последний может выдавать карты 2-х типов:
· расчетную (дебетную или дебетовую) карту – банковскую карту, которая позволяет ее держателю распоряжаться средствами, находящимися на счете (оплата товаров и услуг), и/или получать при необходимости наличные (все в пределах расходного лимита, установленного банком);
· кредитную (кредитовую) карту – банковскую карту, которая позволяет ее держателю оплачивать товары и услуги и/или получать наличные в размере предоставленной банком кредитной линии (в пределах лимита).
Юридическому лицу (корпоративному клиенту) банк может выдавать:
· расчетные корпоративные карты;
· кредитные корпоративные карты.
Корпоративная карта – банковская карта, держатель которой может проводить операции по банковскому счету клиента – юридического лица.
Наличные деньги с помощью банковских карт через банкоматы или специальных пунктах выдачи наличных. Банкомат - электронный программно-технический комплекс, предназначенный для выдачи и приема наличных денег, составления документов по операциям с использованием банковских карт, выдачи информации о состоянии банковского счета, осуществления безналичных платежей и т.д. При проведении валютных операций через банкоматы с использованием банковских карт справка ф. № 0406007 не оформляется и не выдается.
|
|
Банковское обслуживание клиента на дому и на рабочем месте
Самостоятельная форма банковских услуг — предоставлениеклиентам возможности вести банковские операции с использованием электронной техники с удаленного рабочего места — дома («home-банкинг»), конторы фирмы, автомобиля и т.д. пользователи таких банковских услуг самостоятельно приобретают необходимое оборудование, а банк консультирует их по вопросам оборудования соответствующих терминалов и приобретения необходимого программного обеспечения. Подобные технические системы (обычно их именуют системами «банк — клиент») позволяют клиенту, используя персональный компьютер, подключаться по телекоммуникационным линиям связи (телефонная линия или др.) к банковскому компьютеру и проводить нужные ему операции хоть 7 дней в неделю круглосуточно.
Среди операций, которые можно проводить данным способом:
· ознакомление с банковскими правилами;
· получение сведений о состоянии счета;
· зачисление средств на счет (если это допускается) и
· перечисление средств со счета (оплата товаров и услуг);
· перечисление денег с одного счета на другой счет;
· купля и продажа ценных бумаг и др.
|
|
Использование банковских услуг посредством Интернета
(Internet-banking) можно считать разновидностью использования технологии «банк — клиент», которая означает прежде всего управление клиентами своими банковскими счетами не выходя из дому (конторы). Такая технология в ряде случаев позволяет работать в мультивалютном режиме, т.е. проводить операции в нескольких валютах (не считая, естественно, операций в национальной денежной единице).
Интернет-банкинг в целом приспособлен к выполнению следующих функций:
· передача в банк платежных поручений на списание средств со счетов клиента;
· получение выписок со счетов;
· получение из банка электронных копий документов, подтверждающих зачисление средств на счета клиента;
· получение информации о текущем состоянии счетов;
· получение информации о курсах валют;
· прием/передача почтовых сообщений;
· прием/передача стандартизированных сообщений, требующих от банка ручной обработки и принятия решений (заказ на инкассацию,
· платежное поручение, заказ на покупку/продажу валюты на бирже и т.д.);
· выполнение операций с ценными бумагами;
· получение справочной информации.
Использование Интернета позволяет клиенту так же:
· иметь быстрый доступ ко всем своим счетам в банке;
· посмотреть историю движения средств и получить выписки с любого
· своего счета за любой промежуток времени;
· переводить деньги между своими счетами;
· переводить деньги на любой счет, открытый в том же банке
· конвертировать рубли в валюту и обратно;
· пополнять карточные счета;
· оперативно размещать средства в срочные вклады (депозиты);
· проводить коммунальные платежи, оплачивать телефонные услуги и сам
· доступ в Интернет.
Наконец, с помощью интернет-технологий возможно:
· удаленно открывать новые счета;
· блокировать свои карты (в случае их утери);
· проводить любые переводы не только между счетами
· открытыми в данном банке, но и на любой счет любого лица в любом банке;
· оплачивать товары и услуги в электронных магазинах Интернета.
Российские банки в последние годы заинтересовались возможностями Интернета. Это связано прежде всего с тем, что технология предоставления банковских услуг через Интернет позволяет в 10 рез уменьшить издержки на выполнение банковских операций.
Системы «банк – клиент» нужны в первую очередь самим банкам. Не всем, конечно, а тем, кто успешно работает и расширят свою клиентскую базу. В то же время оценить финансовую эффективность указанных систем для банков пока сложно.
С позиции клиентов важнейшее преимущество электронных банковских услуг – возможность получения любой информации в любое время суток (наряду с использованием других возможностей). Но в целом для клиентов банков (как физических, так и юридических лиц), главным фактором, сдерживающим их вступление в число пользователей подобных систем, остается размер оплаты услуг системы.
Использование поручительства в банковской практике. Банковская гарантия и техника ее предоставления