Масштабы и тенденции развития международной торговли услугами

 

В международные торговые каналы поступают примерно 1/10 предоставляемых в мире услуг, а на соответствующие операции купли-продажи приходится около ¼ торговли товарами. Однако по ряду причин эти показатели являются лишь приблизительными.

1. Не все страны публикуют официальную информацию о торговле услугами.

2. Многие формы предоставления услуг, особенно относящиеся к внутрикорпорационным связям заграничных подконтрольных отделений ТНК, не учитывают в полной мере.

3. Национальная методология статистики услуг нередко включает приобретение товаров как операции с услугами (например, покупка продуктов питания и сувениров иностранными туристами), а чаще, наоборот, в товарооборот включаются поступления и платежи за услуги, обычно при продаже последних в едином пакете с промышленной продукцией (скажем, при поставке комплектного оборудования в контракт включается расходы на его монтаж, обучение персонала, управление, достигающее порой 30-40% стоимости оборудования).

4. Статистический учет торговли услугами допускается, что ремонт оборудования, осуществляемый персоналом промышленной компании, обычно включает в ее производственные издержки, тогда как такой же ремонт, но осуществляемый по договору специализированной фирмой, попадает в соответствии с ее профилем в категорию услуг.

Статистические данные о мировой торговле услугами свидетельствуют о сравнительно  ром ее развитии, особенно начиная с 80-х гг. Результатом является тенденция к значению доли в общем международном обмене и в совокупном мировом ВВП.

 

 

Мировой экспорт услуг и его структура.

Позиции

1980

1990

1999

2005

  Млрд. долл. % Млрд. долл. % Млрд. долл. % Млрд. долл. %
Транспорт 169 42 233 28,9 303 21,9 570 37,1
Туризм 113 28 257 32 437 32,9 685 22,3
Другие услуги 121 30 313 39,1 598 43,2 1160 40,6
Всего 402 100 802 100 1338 100 2415 100

В международной торговле в отличие от внешней торговли отдельных стран экспорт и импорт являются одними и тем же потоком. Поэтому показателем масштабов международной торговли может быть лишь один из ее потоков; обычно используются данные об экспорте.

Услуги согласно данным ВТО в 2005 году распределились следующим образом: доля транспортных услуг составила 570 миллиардов долларов, туристические услуги – 685 миллиардов долларов, другие коммерческие услуги – 1160 миллиардов долларов. В международной торговле услугами Россия имеет еще более слабые позиции. Доля России в мировом экспорте услуг составляет менее одного процента, в мировом импорте услуг – около 1,6 процента. В целом, на мировом рынке услуг Россия продолжает сохранять свое положение нетто-импортера услуг. Основными видами услуг являются транспортные услуги и поездки /туризм/. По данным Центрального банка России в 2006 году экспорт услуг составил 30,34 млрд. долларов, импорт услуг – 45,27 млрд. долларов.

По объемам торговли услугами с растущим отрывом от других государств лидирует США (11,7% мирового экспорта услуг в 2006г., по данным ВТО). По объему экспорта услуг после США следует Великобритания, Германия, Франция, Япония.

Россия – нетто-импортер коммерческих услуг. По данным ВТО, отрицательное сальдо России по услугам в 2006 г. 15млрд. долл. В связи с ростом импорта услуг отрицательное сальдо по услугам увеличивается.

Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и имеет эдесь перспективы использования своего евразийского положения для организации транзита, перспективно развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении двух последних десятилетий наблюдается тенденция повышения роли услуг в экономике стран мира.

При рассмотрении данной темы можно сделать следующие выводы:

1. отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относится и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами, и частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. Также к сфере услуг относится и добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами-торговцами недвижимостью.

2. сфера услуг постоянно изменяется, наряду с традиционными отраслями сферы обслуживания постоянно возникают новые службы.

3. специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда.

4. мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг.

5. на развитие сферы услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок.

позиция России на мировом рынке услуг в настоящее время не очень устойчива: она входит в тридцатку крупных стран – участниц международной торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 1,4% мирового импорта услуг и 1,0% мирового экспорта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко.-2 изд. - М.: 2009 - 528 с.

2. Зубченко Л.А. Проблемы включения России в глобальную систему мирового хозяйства // Экономические и социальные проблемы России, 2004, №2 (158). - С.158-178.

3. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 510 с.

4. Мировая экономика: учебник для студентов вузов / Под ред. Ю.А. Щербанина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с.

5. Симонов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 504 с.

6. Шишков Ю. Международное разделение производственного процесса меняет облик мировой экономики // МЭИМО, 2004, №10. - С.15-25.

7. Международная торговля на современном этапе. http://www.globetrade.ru/torgovlia-uslugami-1/

8. Россия и Всемирная торговая организация.

www.wto.ru

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: