Измерение работоспособности

Способов существует много, причем каждый из них пригоден в одной-двух соседних зонах мощности. Принцип измерения основан всегда на простой физической зависимости: работа есть произведение мощности на время. Достаточно задать один из этих параметров, измерить второй и вычислить третий. В итоге мы получим исчерпывающую характеристику работоспособности в данной зоне мощности. Положим, мы задаем человеку фиксированную мощность работы (например, скорость бега или частоту вращения педалей велоэргометра) и говорим ему: «Беги (крути) с постоянной скоростью, сколько сможешь». Тогда время, в течение которого человек сможет поддерживать заданный нами режим работы, и будет показателем его работоспособности. Зная это время и зная мощность (скорость), мы легко можем вычислить и общий объем работы (дистанцию). И это также будет показателем его работоспособности. Какой из них лучше? Это зависит от конкретных задач. И, по сути дела, никакой разницы между этими показателями нет: один позволяет вычислить другой и наоборот. Этот способ чаще всего используется в диагностических целях врачами и физиологами.

Возможен и иной способ. Мы задаем человеку уже не мощность, а, напротив, объем работы (дистанцию) и говорим: «Беги (крути) как можно быстрее». Здесь мы опять регистрируем время и на основании этого легко можем рассчитать среднюю мощность (скорость). Этот способ измерения работоспособности наиболее близок к условиям проведения спортивных соревнований: ведь там, как правило, задается дистанция, и нужно преодолеть ее с наивысшей доступной спортсмену скоростью. Такая оценка очень важна, но она, внося элемент соревнования, создает очень сложный эмоциональный фон, иногда сильно искажающий реальную картину. Во всяком случае этот способ измерения работоспособности нельзя использовать часто, особенно в занятиях с детьми, подростками и людьми старше 40 лет: эмоции могут быть опасны.

Третий способ, получивший широкое распространение с легкой руки американского врача Купера, написавшего ряд книг об аэробике, состоит в том, чтобы задавать время, а измерять объем работы (дистанцию). Это тест для оценки качества выносливости, которое как раз и характеризует работоспособность. Здесь уже нет того опасного эмоционального компонента, который присутствует в условиях соревнования, меньшее значение имеет способность нервной системы противостоять утомлению при выполнении длительной монотонной работы, как это бывает в случае тестирования по первому способу, особенно в зоне умеренной мощности. Тесты Купера – 6-минутный или 12-минутный бег – позволяют вполне удовлетворительно характеризовать работоспособность человека, измерять предельные возможности его энергетических систем. Эти тесты недаром получили столь широкое распространение: с их помощью можно объективно контролировать собственное состояние и следить за его сдвигами в зависимости от тренировки, утомления и т.п. Нормативы выполнения 6-минутного теста Купера для детей всех классов общеобразовательной школы разработаны кандидатом педагогических наук Г.П. Богдановым (таблица 1). В таблице приведены дистанции, которые должны пробегать учащиеся соответствующих классов, чтобы получить оценку «5», «4» или «3».

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: