Состав и структура доходов Федерального бюджета за период 2008 – 2009 г.г

Согласно Конституции Российской Федерации 1993 года, был принят закон об утверждении федерального бюджета на 2008 г: по расходам в сумме 4594,2 млрд.руб. и по доходам в сумме 7155,7 млрд.руб. исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 15300 млрд.руб. и уровня инфляции (потребительских цен) 10 процентов.

В структуре доходов федерального бюджета на 2008 год налоговые доходы занимают 86,07%, неналоговые доходы – 13,93%.[1]

В состав налоговых доходов входят:

Нефтегазовые доходы-47,95%;

Налог на прибыль организаций-8,44%;

Единый социальный налог-5,17%;

Акцизы-1,65%

НДС по товарам, реализуемым в РФ-11,18%;

НДС по импортируемым товарам-11,55%;

НДПИ (без углеводородов)-0,13%.

 

В структуре налоговых доходов федерального бюджета на 2008 год наибольший удельный вес занимают нефтегазовые доходы (47,95%), налог на добавленную стоимость составляет 22,73% и налог на прибыль организаций – 8,44%. Рост неналоговых доходов федерального бюджета на 2008 год предусматривался за счет поступлений доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, изменения методики учета средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, по отдельным ведомствам и соответствующим отражением указанных средств в доходах и ведомственных расходах федерального бюджета.

28 апреля 2009 г были внесены изменения в федеральный бюджет РФ на 2009 год. Впервые с 2000 г. федеральный бюджет будет исполнен с дефицитом, который составит более 2,9 триллиона рублей.[2] Финансирование дефицита будет производиться в основном за счет Резервного фонда, из которого на эти цели будет потрачено 62 процента средств, примерно 2,7 триллиона рублей.

Сумма дохода от размещения средств Резервного фонда за период с 30 января 2008 г. по 15 января 2009 г. составила 205,05 млрд. рублей и в соответствии с приказом Минфина России от 14 февраля 2008 г. № 25н была зачислена на счет по учету средств Резервного фонда. Расчетная доходность от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте составила в валюте счета: на счете в долларах США – 3,90 % годовых. По состоянию на 1 февраля 2009 г. совокупный объем Резервного фонда составил 4 863,80 млрд. рублей.

 Базовые цены на нефть снизятся с 95 долларов за баррель на 41 доллар. Таким образом, доходы федерального бюджета в 2009 году составят более 6,7 триллиона рублей, то есть на 4,2 триллиона меньше, чем планировалось раньше. А расходы - более 9,6 триллиона рублей, что на 7,4 процента больше первоначального варианта.

За первый квартал 2009 г. в бюджет поступило более 734 млрд. рублей доходов, что на 6,6% меньше, чем в январе-марте прошлого года. Это обусловлено снижением поступлений от налога на прибыль, акцизов по подакцизным товарам и налога на добычу полезных ископаемых.

Основную долю доходов федерального бюджета составили поступления налога на добавленную стоимость (45%), налога на добычу полезных ископаемых (23%), единого социального налога (15%) и налога на прибыль (13%).
Поступления налога на прибыль организаций снизились в 1,8 раза по сравнению с 2008 годом и составили 95 млрд. рублей. Основным фактором, повлиявшим на снижение поступлений, является снижение сальдированного финансового результата предприятий в целом по экономике.[3]
Поступления НДС, напротив, возросли в 3,5 раза по сравнению с данными 2008 года и составили 329 млрд. руб. Рост поступлений связан с переходом в 2008 году на квартальную уплату налога, в результате чего в январе 2008 года уплата НДС производилась по результатам хозяйственной деятельности одного месяца - декабря 2007 года, в феврале и марте уплата налога не производилась. В первом квартале 2009 года уплата производилась по результатам хозяйственной деятельности в целом за четвертый квартал 2008 года.[4]

Итак, федеральный бюджет РФ на 2009 г. будет дефицитным. Это связано с сокращением нефтегазовых доходов из-за падения цен на нефть. Более того, подешевели практически все товары российского экспорта, увеличился отток капитала из страны, упало производство. К этому добавились меры правительства по снижению налоговой нагрузки на 595 миллиардов рублей.

В результате доходы бюджета оказываются на 39 процентов меньше, чем планировалось. Тем не менее ни в коем случае нельзя сокращать расходы, поскольку это приведет к уменьшению внутреннего спроса, усугубив тем самым положение российской экономики.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: