Тема 2: Возникновение философии

Ведение.

Пожалуй, ни об одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало столь разнообразные и разноречивые суждения, как о философии.

Философия - "любовь к мудрости" (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - возникает в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке - в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении с другими формами человеческой духовной деятельности.

Для греческого философа Платона философия - это мышление о вечном и непреходящем. Пифагор усматривал в философии не обнаружение окончательной истины, а лишь любовь к мудрости и к нравственной жизни. Аристотель видел корень философии в удивлении, а предмет ее - в исследовании "первых начал и причин". Одновременно философия помогает познать и цель деятельности. К философии стремятся не ради пользы, "эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя".

Фактически первое знакомство с философией и как с учебным предметом, и как с мировоззренческим знанием порождает много вопросов. Проблема углубляется и тем, что ясные и абсолютные ответы фактологических наук (естественных, таких как ботаника, химия; точных, таких как математика и др.) уже формируют определенный алгоритм мышления, соответствующий функциональным особенностям этих дисциплин.

Цель работы - рассмотреть предмет и функции философии.

Задачи работы - определить предмет философии, рассмотреть основные функции философии.

 

Предмет философии.

Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.

Мировоззрение имеет определенную структуру: знание (обыденные и научные), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира,

Философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм (Демокрит), и философский идеализм (Платон). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, а мир как целое.

Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями

Жизнь человека есть его постоянное взаимодействие с миром. Она может быть сиюминутным, случайным, частичным, преследующим сугубо практические, конечные цели; но человек может взаимодействовать с реальностью и таким образом, что обнаруживается его реакция на мир как целое. Можно любить близкого человека, можно гордиться своим народом, но можно испытывать радость от сознания своей сопричастности к человеческому роду вообще и даже ко всему живому, можно чувствовать себя "гражданином Вселенной".

Аналогично мир воздействует на человека и через свои единичные проявления, и как некоторая целостность, "тотальность". В результате мир представлен в человеке, а человек представлен в мире. Сама жизнедеятельность с необходимостью порождает такие ситуации, когда ведущими становятся те качества индивида, благодаря которым он и может быть назван универсальным существом.

Деятельное, живое, полноценное общение человека с миром заставляет его стремиться обладать полным — проникающим в глубины и тайны — представлением обо всем окружающем. Предмет философии — это как раз и есть мир в его целостности, универсальности, всеобщности. Можно сказать так: философия изучает мир в его метафизическом измерении. Однако метафизические свойства мира, которые как незримые лики проступают в человеческом опыте, даны людям скорее как намёки, знамения и отблески, чем в их подлинном универсальном выражении. С этим фактом связана кардинальная черта философии: ее предмет является искомым а не чем-то данным другим наукам их объект дается, а объект ф илософии как таковой — это именно то, что не может быть дано; поскольку это целое нам не дано, оно в самом существенном смысле должно быть искомым."

Итак, философ, в отличие от любого другого ученого, исследует то, что само по себе неизвестно. С учетом этого можно сказать, что философи я — это познание Универсума как "всего имеющегося". Объект философского размышления необычен и парадоксален. В философии мы ищем "целое", но что перед нами, всегда не целое. Кроме того, никогда нельзя быть уверенными в том, познаваем ли наш объект, т. е. может ли быть решена проблема в принципе. Вся история философии есть история поиска путей ее решения.

Согласно Гегелю, " философию можно предварительно определить вообще как мыслящее рассмотрение предметов", как науку о разуме, постигающем самого себя. Философия делает предметом анализа само мышление; но это — свободный акт, он сам порождает и дает себе свой предмет " философия является мировым сознанием, в котором человек, находящийся в мире, пытается уяснить себе и мир, и самого себя".

По мысли Г. Плеснера, для предмета философии характерна неустранимая скрытность. Предмет философии вне ее самой не предъявляем. Такие темы как мир, первоначало, душа, Бог, гармония, свобода, истина давно признаны предметами философского размышления.

В конечном счете, предметом философии является то, чем занимаются философы. И наоборот, философом можно назвать того, кто занимается философией. Этот порочный круг можно разорвать только одним способом: обратиться к истории философии как к бесспорной реальности культуры и выделить те базисные ключевые проблемы, которые пронизывают философские изыскания от древности до наших дней. Бертран Рассел формулирует, например, такой перечень вопросов: "Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли Вселенная какое-либо единство и цель? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря присущей нам склонности к порядку? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни, или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь? Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, — дело философии".

Судя по перечисленным вопросам, философию интересует все то, что составляет метафизическое измерение природного, социального и человеческого бытия. А если же сказать еще более определенно то для философского познания характерно рассмотрение любых вопросов в особой смысловой плоскости в особом поле напряжения, где полюсами выступают "мир" и "человек", "материальное" и "идеальное", "объективное" и "субъективное" и т. п.

Функции философии.

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Вопрос о функциях философии

и – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское значение.

Рассмотрим основные функции.

1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Понятие мировоззрения неоднозначно, однако можно выделить его основные характеристики:

ü оно включает в себя некоторую совокупность общих взглядов человека на мир и свое место в мире;

ü эти взгляды – не просто знания о действительности, а знания, ставшие убеждениями;

ü эти убеждения определяют направленность личности, ее жизненные позиции, цель и смысл ее жизни, проявляясь в поведении личности.

Любой человек обладает тем или иным мировоззрением, имеющим для него силу убеждения и служащим ориентиром для определения поведения, оценки событий его жизни.

Существуют различные виды мировоззрений:

ü Мифологическое мировоззрение древнейшего периода истории объясняет сложные и непонятные явления природы и общественной жизни вмешательством загадочных, мистических явлений, во многом подобных самому человеку.

ü Религиозное мировоззрение, распространенное до сих пор, развивается наряду с противоположным ему атеистическим.

ü Стремление решать проблемы рационально приводит к формированию научного мировоззрения в различных исторических вариантах (естественнонаучном, механическом, информационном и пр.).

Мировоззрение людей образуется под влиянием самых различных обстоятельств: воспитания, образования, жизненного опыта, отдельных жизненных впечатлений. На нем сказываются условия жизни, общие черты эпохи, национальные особенности культуры. Средствами разработки мировоззрения является философские размышления. В создаваемых философами системах обобщаются, аргументируются разнообразные варианты имеющихся у людей мировоззренческих взглядов и убеждений

 Поэтому идеи философов получают признание и распространение в обществе. Таким образом, философия – средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения, теоретическая основа решения мировоззренческих вопросов. Мировоззрение человека, не знающего философии и не способного к самостоятельному философскому мышлению, носит неглубокий и несистематизированный характер. Оно страдает неустойчивостью или догматичностью, ему свойственны несогласованность и внутренняя противоречивость. Можно прожить и со стихийно сложившимся мировоззрением, без философских раздумий над его содержанием, но очень часто узость, поверхностность, противоречивость такого "философски необработанного" мировоззрения ведут к неумению ориентироваться в сложностях современной общественной жизни и культуры, к потере жизненных ориентиров и, как следствие, – к жизненным неудачам и неудовлетворенности своей судьбой. Можно пытаться собственными силами решать все мировоззренческие проблемы, однако вряд ли разумно заново "изобретать велосипед", пренебрегая многовековой мудростью и опытом решения мировоззренческих вопросов, накопленными в философии. Поэтому прислушаемся к древнегреческому мудрецу Эпикуру (341-270 гг. до н.э.): "Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души".

2. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Некоторые мыслители надеются установить некие абсолютные, вечные принципы философии, считая, что для их поиска надо отвлечься от событий быстротекущей жизни, ибо вечные истины вне мирской суеты. Поэтому философию они представляют как высшее занятие ума, погружение в царство чистой мысли. На самом же деле философские проблемы – не абстрактные выдумки кабинетных умов, эти проблемы ставит сама жизнь, а в философских дискуссиях идет поиск таких решений, которые соответствуют потребностям различных людей, групп, народов и человеческого общества в целом на разных этапах истории.

Социальная функция философии в том, что с ее помощью в каждую историческую эпоху осмысливаются главные проблемы общественной жизни и перспективы дальнейшего развития общества. Через философию человечество как бы осознает само себя, свое прошлое, настоящее и будущее, свои достоинства и недостатки, достижения и потери. Философия – самосознание общества.

Социальная функция философии многообразна по своему содержанию и складывается из взаимосвязанных между собой подфункций:

ü Культурная функция. В философии обобщаются характерные черты культуры народа и эпохи, она выступает как ядро культуры, как ее душа, мозговой центр, влияющий на все развитие культуры. Можно согласиться с Б. Расселом (1872-1970): "Чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять ее философию, а чтобы понять ее философию, мы должны сами в некоторой степени быть философами".

ü Критическая функция. Особенность философской критики в том, что она не просто вскрывает имеющиеся в действительности недостатки, а главный удар направляет против укоренившихся догм, стандартов мышления, привычек сознания, которые незаметно для людей властвуют над их умами, мешая увидеть реальность в истинном свете. Если философия возводится в ранг официальной и сковывается требованиями пропагандировать идеологию государства, то пресекается всякое философское инакомыслие и философия, по существу, не выполняет свою критическую функцию.

ü Прогностическая функция. В философии рассматриваются и обсуждаются логически возможные варианты развития общества, вырабатываются и обосновываются идеалы, стремление к которым должно определять общественный прогресс. Намечаемые сначала в философии пути и принципы совершенствования общества затем кладутся в основу конкретных социально-экономических и политических программ развития.

ü. Идеологическая функция. Идеология – совокупность взглядов и теорий, в которых выражаются интересы какой-либо социальной группы, ее отношение к общественным явлениям, программы ее действий. Философия отражает общественную жизнь эпохи, поэтому в философских учениях находят выражение интересы, стремления, идеалы, надежды различных слоев общества. Идеологическая функция философии состоит не в том, чтобы всеми правдами и неправдами защищать или обслуживать интересы какого-то класса или социальной группы, а в том, чтобы отражать реальное разнообразие общественных позиций, идеалов и жизненных ценностей людей.

Неверно думать, что каждое философское учение однозначно привязано к интересам определенного класса и защищает только их. Нередко в одном философском учении содержатся идеи, выражающие интересы разных классов и слоев общества. Некоторые философские проблемы вообще не затрагивают ничьих классовых интересов, заключая в себе общечеловеческие ценности и идеалы.

3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Прежде чем говорить о третьей, методологической функции философии, разберемся с понятиями.

Метод – способ действий. Методика – совокупность методов какой-либо деятельности. Методология – знание, учение о методах и методиках. В каждой сфере человеческой деятельности имеются свои специфические методы. Соответственно в каждой сфере формируется и своя методология. В политике – это методы компромисса и конфронтации, в науке – разнообразные методы научных исследований, в правоохранительных органах – свои методы следствия, ОРД, дознания, методы розыска преступников и сбора судебных доказательств.

Но методологические знания в любой сфере деятельности не ограничиваются только рассмотрением методов, ведь оценка методов зависит от конечных результатов какого-либо метода и отношения этих результатов к целям деятельности. Поэтому методология должна включать в себя знание не только о методах, но и о характере достигаемых с их помощью результатов, о целях деятельности, о ее общей структуре и основных этапах, о принципах и формах ее организации.

Методология – знание о том, как действовать для достижения данной цели и чем руководствоваться в своих действиях. (Как – методы; чем – знания, чтобы действовать целесообразно и эффективно). Наряду со специфическими методами в каждой сфере деятельности используются и общие: методы логического мышления (анализ, абстрагирование, дедукция), математические методы, которые используются повсюду – в науке, экономике, технике и других областях. Поэтому в методологию включены разные уровни знания – от конкретных специальных методов и методик до общих представлений о фундаментальных принципах построения всякой человеческой деятельности вообще, что уже является сферой философии.

Из философских представлений о мире и человеке вытекают общие методологические рекомендации, помогающие человеку ориентироваться в окружающей действительности и позволяющие определить исходные позиции для поиска путей, ведущих к цели.

Философия – общая методология деятельности, на которую опираются частные методологии отдельных видов человеческой деятельности. Формируемые в философии общеметодологические идеи и принципы конкретизируются применительно к особенностям той или иной деятельности и используются для развития и обоснования ее специфических методов.

Следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их.

 Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство проявится специфика и сущность философского знания.

 

Заключение.

Философия является специфическим видом мировоззрения, представляющим собой многомерное духовное образование. Эта многомерность выражается, прежде всего в наличии таких уровней отражения мира в сознании общественного человека как миросозерцание и теоретическое мировоззрение. Миросозерцание представлено следующими формами: мироощущение, миро-представление и мировосприятие. В теоретически оформленное философское мировоззрение входят миро-знание, миропонимание, миро-оценка.

В истории философии имели место три основных подхода к определению предмета философии: старо-античный, традиционный, современный.

Можно выделить три "части" предмета философии:

1. Мир в целом (объективная реальность), его категориальная структура (объективная система категориальных определений мира).

2. Человек и общество (субъективная реальность)'.

3. Деятельность, взаимодействие субъекта с объектом, способы и направления деятельности (мышление, познание, практика, искусство).

Соответственно трем "частям" предмета можно выделить три "части" философии:

1. Учение о мире в целом и его категориальной структуре – мировоззренческая "часть".

2. Учение о человеке и обществе – философская антропология и социальная философия.

3. Учение о нормах и методах – методологическая "часть".

 

Тема 2: Возникновение философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: