1. Современное состояние проблемы безнадзорности несовершеннолетних в Вологодской области. Безнадзорность в детско-подростковой среде более половины экспертов (53%) рассматривают как очень актуальную, 45% - как одну из значимых для области проблем.
Согласно полученным в ходе опроса результатам общая численность данной категории несовершеннолетних в регионе составила 10 610 человек, при этом средний показатель в г. Вологде - 2 000 чел., в г. Череповце - 2 500 чел., а по районам - 235 чел. В качестве первопричин безнадзорности члены комиссий в основном отмечают семейные (частое употребление алкоголя в семье - 91%, ослабление контроля со стороны семьи - 79%, отсутствие контроля со стороны родителей - 46%) и экономические (бедственное материальное положение семей - 64%) проблемы.
2. Общая характеристика региональной системы профилактики безнадзорности. По мнению специалистов, эффективность работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав характеризуется достаточно высоким уровнем (42%). Вместе с тем четверть респондентов отметили, что более результативной деятельности мешает недостаточный уровень координации работы членов комиссий и недостаточный объем полномочий.
Экспертами дана средняя оценка степени эффективности работы ведомств (отраслей) по профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Только треть специалистов (35%) положительно охарактеризовали существующую в области систему сбора информации о состоянии проблемы безнадзорности, при этом 44% отметили, что информация собирается случайным образом по мере ее поступления.
3. Проблемы в организации системы профилактики безнадзорности. В рамках исследования были выявлены проблемы, решение которых может способствовать более результативной деятельности по сокращению детской и подростковой безнадзорности в регионе.
При анализе степени эффективности работы отраслей (ведомств) выявлен ряд недостатков: почти треть (28%) опрошенных отмечают нехватку финансирования, недостаточный объем полномочий у специалистов, отсутствие системного подхода в работе.
Недостаточно высокая степень эффективности работы комиссий, по мнению экспертов, обусловлена также малым уровнем финансирования (16%), информированности о состоянии безнадзорности в регионе (11%), отсутствием системного подхода в работе (10%), недостатком знаний у специалистов (9%).
4. Предлагаемые меры по сокращению масштабов безнадзорности несовершеннолетних. С учетом того, что в Вологодской области сложилась крайне опасная ситуация, характеризующаяся ростом числа безнадзорных детей и подростков, в рамках исследования была предпринята попытка определить основные меры по снижению уровня безнадзорности в регионе.
В качестве их эксперты рекомендуют, прежде всего, решение семейных и экономических проблем (уменьшение употребления алкогольных напитков в семье - 82%, улучшение микроклимата в семье - 55%, повышение доходов семей - 52%). Вместе с тем половина специалистов (51%) отмечают в качестве одной из мер расширение сети досуговых учреждений, 46% - совершенствование воспитательной роли школы, 45% - совместные мероприятия с родителями (для сплочения семьи), 34% - расширение сети центров помощи семье и детям, кризисных центров, приютов и т. д.
Результаты опроса жителей Вологодской области, проведенного ВНКЦ ЦЭМИ РАН в 2006 г. [4], подтверждают данные, полученные авторами по итогам опроса членов комиссий по делам несовершеннолетних. Так, мерами, необходимыми для снижения уровня безнадзорности в регионе, большинство опрошенных (47%) считают повышение доходов семьи, 35% - проведение совместных мероприятий родителей и детей, 32% - организацию бесплатных кружков для детей и подростков, 28% - спортивных секций и меро-приятий, 28% - проживание в специализированном учреждении.
В перечне мер, которые должны способствовать росту профессионального уровня специалистов, осуществляющих профилактику безнадзорности, большинство респондентов отмечают организацию обучающих мероприятий (58%), курсов повышения квалификации (55%), обеспечение научно-методической литературой, методиками профилактической работы (50%).
Треть экспертов указывают на необходимость обеспечения специалистов информационными изданиями, освещающими проблемы профилактики детской и подростковой безнадзорности (журналы, газеты, брошюры и т. д.), четверть - на необходимость проведения научно-практических конференций.
5. Организация межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности. Следует отметить, что решение проблем безнадзорности несовершеннолетних входит в компетенцию организаций и учреждений различной ведомственной подчиненности, в связи с чем требуется эффективное взаимодействие между ними.
По мнению специалистов, для повышения эффективности взаимодействия ведомств и учреждений региона по решению рассматриваемых проблем необходимо четко разграничить компетенцию учреждений по учету безнадзорности и ее профилактике (52%), создать систему по отслеживанию масштабов безнадзорности (47%), обеспечить обсуждение на областном и районном уровне проблем в работе с безнадзорными детьми и подростками (43%).
Треть опрошенных считают, что для повышения эффективности взаимодействия на всех уровнях следует обеспечить консультации по содействию решению возникающих проблем, организацию научно-практических конференций и обучающих мероприятий; 21% экспертов предлагают чаще публиковать в СМИ информацию с анализом ситуации с безнадзорностью в детско-подростковой среде и о принимаемых руководством мерах по ее улучшению.
Таким образом, анализ и оценка деятельности субъектов системы профилактики на территории Вологод-ской области (комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, ведомств различной подчиненности) позволили выделить ряд недостатков в организации профилактической деятельности.
Полученные результаты в большей мере свидетельствуют о недостатках в системе сбора информации о детско-подростковой безнадзорности.
Выявлены проблемы в работе с рассматриваемой категорией несовершеннолетних (отсутствие системного подхода, недостаточный объем полномочий, необходимость разграничения компетенции ведомств и учреждений по решению проблем безнадзорности, малый объем финансирования проводимых мероприятий, необходимость повышения профессионального уровня специалистов, осуществляющих профилактическую деятельность), требующие разрешения как на уровне региона в целом, так и отдельно взятого учреждения (организации).
Привлечение общественных объединений и негосударственных организаций к сотрудничеству в сфере профилактики безнадзорности несовершеннолетних может дать положительные результаты. Однако, на наш взгляд, целесообразно акцентировать особое внимание на возможности минимизации факторов риска возникновения и распространения безнадзорности несовершеннолетних.
Прежде чем определить основные направления профилактической деятельности и предложить конкретные меры по совершенствованию системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, следует обобщить результаты исследования.
Комплексный анализ безнадзорности несовершеннолетних в Вологодской области позволил определить сильные и слабые стороны в решении проблемы, а также последствия сложившейся ситуации и возможности оптимизации вероятных угроз.
К числу сильных сторон можно отнести наличие областного информационного банка данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении, областных программ, постановлений и законов по профилактике безнадзорности несовершеннолетних; существование в регионе квалифицированных специалистов по профилактической деятельности; наличие специализированных центров для несовершеннолетних; заинтересованность органов местной власти в построении эффективной модели профилактики безнадзорности.
В качестве последствий сложившейся ситуации выделены:
• ухудшение социально-экономической ситуации в стране и регионе;
• рост девиаций в детско-подростковой среде (алкоголизм, наркомания, токсикомания, правонарушения, суициды);
• ухудшение психического, физического, нравственного развития подрастающего поколения;
• снижение качества образовательного и трудового потенциала области;
• отсутствие действенных мер, направленных на сокращение масштабов детской и подростковой безнадзорности.
Вместе с тем к ряду проблемных вопросов можно отнести: рост числа семей и детей группы риска; высокий уровень разводов, алкоголизма среди родителей; низкий материальный уровень семей, воспитывающих несовершеннолетних детей; высокий уровень наркомании, токсикомании, алкоголизма и преступности среди несовершеннолетних; ослабление воспитательной роли семьи и школы; слабое взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности на всех уровнях ее осуществления.
Данный анализ является основой для определения действий органов региональной и муниципальной власти по решению проблемы безнадзорности в детско-подростковой среде.
Исходя из полученных результатов, для создания эффективной системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, было бы целесообразно первоочередные усилия направить на преодоление тенденции роста безнадзорности в регионе путем минимизации факторов ее распространения, а также создания комплексной системы профилактики детско-подростковой безнадзорности.
В связи с поставленной целью возможно, на наш взгляд, выделение в деятельности органов социального управления трех основных направлений, способствующих повышению эффективности данной системы:
1. Более активная и целенаправленная работа по устранению причин и условий, порождающих безнадзорность. На наш взгляд, профилактика причин, способствующих распространению детской и подростковой безнадзорности, - ключевой компонент системы профилактических мер в отношении данной категории несовершеннолетних. К основным элементам данного направления можно отнести:
- профилактику семейного неблагополучия в семьях с детьми;
- профилактику домашнего насилия в отношении детей (предупреждение жестокого обращения с детьми со стороны родителей, ликвидация последствий насилия);
- профилактику асоциального образа жизни родителей (наркомания, алкоголизм и др.);
- профилактику девиантного поведения несовершеннолетних (преступность, алкоголизм, токсикомания и др.).
2. Формирование реально функционирующих механизмов по организации эффективного взаимодействия ведомств и учреждений региона по решению проблем детской и подростковой безнадзорности, обеспечивающих более действенную работу всех субъектов профилактической деятельности.
В роли такого механизма, в частности, могут выступать региональные (возможно, и муниципальные) законодательные акты, которые предусматривают компетенцию каждого ведомства (органа) и учреждения в осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и обеспечивают эффективное межведомственное взаимодействие.
3. Придание системе профилактики безнадзорности в детско-подростковой среде комплексного (системного) характера.
С этой целью комиссии по делам несовершеннолетних должны обеспечивать не только взаимодействие и координацию всех органов и учреждений по решению проблемы безнадзорности, но и условия для комплексного решения вопросов, касающихся несовершеннолетних (обеспечение законных интересов и защита прав детей и подростков во всех сферах их жизнедеятельности; снижение показателей факторов возникновения и распространения безнадзорности; ликвидация социально-экономических последствий и потерь вследствие безнадзорности в детско-подростковой среде, организация социальной коррекции и адаптации на региональном и муниципальном уровнях).
Для решения задач по снижению уровня безнадзорности несовершеннолетних в регионе могут быть предприняты следующие шаги:
• разработка и внедрение региональной межведомственной программы по решению проблем детской и подростковой безнадзорности, предусматривающей комплексную оценку состояния, причин и последствий данного явления, профилактической деятельности;
• разработка и введение в регионе общей системы сбора информации и учета детей, не посещающих школу, не имеющих постоянного места жительства, находящихся в социально опасном положении;
• улучшение ситуации в сфере с детско-подростковой безнадзорностью путем совершенствования профилактической помощи данной категории несовершеннолетних;
• совершенствование научно-методического и информационного обеспечения деятельности органов и подведомственных им учреждений системы профилактики безнадзорности, укрепление кадрового потенциала;
• расширение сотрудничества субъектов системы профилактики безнадзорности в детско-подростковой среде с общественными объединениями, негосударственными и религиозными организациями в оказании помощи несовершеннолетним.
Кроме того, предполагается создание в регионе (и, по возможности, в каждом муниципальном образовании) социальной инфраструктуры, в которой был бы сосредоточен информационно-аналитический банк данных о несовершеннолетних, которая контролировала бы горизонтальные и вертикальные информационные потоки, обеспечивала взаимодействие в области профилактики безнадзорности в детско-подростковой среде.
Вместе с тем данный орган должен включать в себя все органы и учреждения, обеспечивающие потребности детей и подростков, защиту их прав и законных интересов, обеспечивать равноценные возможности и условия для развития, содержания, образования, воспитания подрастающего поколения, нравственного формирования личности и в целом полноценную социализацию несовершеннолетних.
Важным остается вопрос о финансировании мероприятий по сокращению уровня безнадзорности несовершеннолетних. В этой связи, на наш взгляд, необходимо привлекать дополнительные внебюджетные средства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (например, спонсорское финансирование) и компенсировать недостаток организационно-управленческих, кадровых и научно-методических ресурсов для решения проблемы безнадзорности.
С целью роста профессионального уровня специалистов, осуществляющих профилактику безнадзорности, должна быть организована их комплексная подготовка (обучение, мероприятия, курсы повышения квалификации). В то же время первостепенное значение в плане получения и передачи информации о состоянии проблемы, динамике факторов, об оценке последствий и ознакомления с новыми методами и технологиями работы с данной категорией несовершеннолетних имеет проведение конференций, обучающих семинаров, круглых столов.
В связи с необходимостью организации эффективного межведомственного взаимодействия органов и учреждений в области профилактики безнадзорности несовершеннолетних следует четко определить организационно-правовые механизмы и формы его осуществления. Иными словами, требуется создание такой системы, которая будет успешно работать при условии обеспечения координации и взаимодействия всех субъектов профилактики детско-подростковой безнадзорности.
Такое взаимодействие должно включать проведение регулярных совещаний со специалистами с целью оперативного обмена информацией по проблемам безнадзорности и систематического сравнительного анализа работы комиссий по делам несовершеннолетних в районах и городах, данные которого доступны для ознакомления.
В заключение стоит отметить, что совершенствование региональной системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних и организация эффективного межведомственного взаимодействия всех субъектов профилактики будет способствовать улучшению тенденций в сфере детско-подростковой безнадзорности на территории Вологодской области.
Кроме того, результативность реализации предлагаемых направлений и мероприятий должна заключаться в сокращении числа детей и семей, находящихся в социально опасном положении, повышении роли семьи в воспитании подрастающих поколений, уменьшении девиаций в среде несовершеннолетних. Общим результатом данных процессов будет являться положительная динамика количества безнадзорных детей и подростков в регионе, сокращения негативных факторов, ее обусловливающих, и социально-экономических последствий безнадзорности несовершеннолетних.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Карельская государственная педагогическая академия»
Факультет дошкольной и социальной
педагогики и психологии
Кафедра дошкольной и социальной педагогики