Государственная культурная политика Российской империи

На рубеже 17-18 вв. Россия начала культурное сближение с Европой, став при этом первой страной с восточной общественной системой, которая приступила к преобразованию по европейским образцам. Это была эпоха петровских преобразований и масштабная европеизация России.

Петр I починил церковь государства и переориентировал культурную жизнь на светский ракурс. Произошло укрепление абсолютизма и централизация власти. Собственно, титул императора Петру I был присужден в 1721 г. 19 век стал продолжением самодержавного управления на началах абсолютизма и усиления централизации. Реформы Александра II и Николая II привели к модернизации рос. гос-ва, породившей новые противоречия и проблемы, обострение которых в годы Первой Мировой войны закончилось кризисом и революцией.

Идеологом Петровских реформ был Феофан Прокопович – уникальная личность, политический и духовный деятель, музыкант и т.д., - сочинения которого связаны с философией Просвещения, идеями рационализма и индивидуализма, уважением достоинства и прав человека, пользы знаний и практической деятельности. Главным в произведениях стало учение о просвещенном абсолютистском государстве, которое строится на принципах разумности и рационализма. Утверждается естественно-научная система взглядов, возникает духовная позиция православных и национальных ценностей. В петровскую эпоху начался цивилизационный раскол общества на западников и почвенников. Европейские ценности затронули в основном элиту рос. общества, и впоследствии идеи просвещенного абсолютизма станут гос. идеологией правления Екатерины II и первого периода правления Александра I. В эпоху Николая I КП носит охранительный характер, а теория официальной народности становится определяющей концепцией КП России. Великие либеральные реформы Александра II и реформа гос. строя Николая II продолжили традиции европеизации России по западным образцам.

Цели и задачи ГКП зависели от того, какую ген. линию гос-во проводило: просветительско-либеральную или охранительно-консервативную. Внедрение идеологии шло через традиционные каналы: церковь, система образования, печать, литература. Основным объектом просветительской и воспитательной деятельности гос-ва стало дворянство. Дворянская элита воспитывалась в европейской культурной традиции, а народ оставался традиционалистом. С развитием капитализма соц. структура рос. общества демократизировалась, и европейские ценности присваивались все большему количеству людей.

В начале 18 в. КП занимались многочисленные гос. структуры: сенат, его коллегии и дворцовые учреждения, куда входил кабинет его императорского величества, канцелярия, штат секретарей, экспедиции и конторы. Согласно Табели о рангах к числу гос.служащих относились все, кто имел чины и получал содержания гос-ва: учителя, профессионалы, художники, библиотекари, врачи. Первые отечественные музеи сначала подчинялись либо академии наук (Кунсткамера), либо дворцовым конторам (Эрмитаж). Екатерина II создала в России первый гос. орган по управлению народного образования – Комиссию по учреждению народных училищ, в 1782 г. К середине 19 в. система управления культурой стала централизованной. Гос.аппарат и ведомство выступали в качестве основного субъекта КП. Церковь фактически являлась частью гос. аппарата.

 

Лекция 14.11.2019


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: