Предпосылки возникновения и процесс формирования

В политической истории России XX – начала XXI вв. правящая элита неоднократно подвергалась существенным трансформациям. Первая существенная по выражению С.А.Грановского «революционно-политическая трансформацияпроизошла в октябре 1917 г., когда к власти пришла партия профессиональных революционеров. Большевики монополизировали власть и установили диктатуру пролетариата. После смерти В.И.Ленина в правящей элите разгорелась борьба за обладание ленинским наследием, победителем которой стал И.В.Сталин. Еще при Ленине был создан особый правящий класс – номенклатура (перечень руководящих должностей, назначение на которые утверждались партийными органами). Однако, именно Сталин довел до совершенства процесс воспроизводства советской элиты. Номенклатура была построена по строго иерархическому принципу с высокой степенью интеграции на основе общей идеологии, с низким уровнем конкуренции и с низкой степенью конфликтности между внутриэлитными группировками. В середине 1980-х гг. в правящей элите усилились процессы структурной дезинтеграции, которые привели к внутриэлитному ценностному и кадровому конфликту, связанному с изменением политического курса. К концу 1980-х гг. начинается процесс стремительного формирования контрэлиты, в состав которой вошли руководители и активисты различных демократических движений, представители творческой и научной интеллигенции. В это же время происходит смена механизма рекрутирования элиты. Вместо номенклатурного принципа утверждается демократический принцип выборности.

Немецкий ученый Э.Шнайдер, изучающий политическую систему современной России, считает, что новая российская политическая элита образовалась в недрах старой советской системы как вид контрэлиты в различных группах на федеральном уровне. Начало было положено 29 мая 1990 г., когда Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Ельцин, который взял на себя и функции главы государства. Второй шаг последовал после избрания Б.Ельцина Президентом России 12 июня 1991 г. Б.Ельцин создал собственную администрацию, насчитывающую 1,5 тыс. человек, и приближающуюся по численности к аппарату бывшего ЦК КПСС. Третий шаг к образованию центральной российской политической элиты – выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации 12 декабря 1993 г. К четвертому этапу подвели парламентские выборы 1995 г. и президентские выборы 1996 г. То есть Э.Шнайдер связывает процесс формирование новой российской политической элиты с выборным процессом, что стало характерным для постсоветской России.

Важным фактором, который имел далеко идущие последствия для правящей элиты, был запрет КПСС в 1991 г., который вызвал ликвидацию традиционных институтов советской власти, ликвидацию института номенклатуры, передачу полномочий союзных органов власти российским.

Исследователи различают два этапа формирования постсоветской элиты: «ельцинский» и «путинский». Так, О.Крыштановская – автор книги «Анатомия российской элиты» - отмечает, что за девять лет своего правления (1991-1999) Б.Ельцин так и не смог интегрировать верховную власть. При этом ни одна государственная структура не стала доминантной. В условиях вакуума власти неформальные группировки и кланы брали на себя государственные функции, конкурируя между собой за право выступать от имени президента. По мнению ученого, «в ельцинский период произошел распад верховной власти. Диффузия власти привела не к демократическому разделению властей, а к управленческому хаосу».

«Путинский» этап характеризуется устранением причин, которые привели к разрушению управленческой вертикали при Б.Ельцине. Новый президент вернул федеральному центру значительный объем власти над регионами, расширил базу поддержки центра на местах и наметил пути для восстановления действия механизмов управления территориями, при этом формально не нарушая демократических принципов. Была создана управляемая, упорядоченная система исполнительной власти. Если при Б.Ельцине власть рассредоточивалась, перемещаясь от центра к регионам, то при В.Путине власть снова стала возвращаться в центр, центробежные тенденции уступили место центростремительным.

Исследователи отмечают, что современная правящая элита России отличается от советской многими важными качествами: генезисом, моделями рекрутирования, социально-профессиональным составом, внутренней организацией, политической ментальностью, характером отношений с обществом, уровнем реформаторского потенциала.

Персональный состав политической элиты меняется, однако ее должностная структура остается практически неизменной. Политическая элита России представлена президентом, премьер-министром, членами правительства, депутатами Федерального собрания, судьями Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, аппаратом администрации президента, членами Совета безопасности, полномочными представителями президента в федеральных округах, главами властных структур в субъектах федерации, высшим дипломатическим и военным корпусом, некоторыми другими государственными должностями, руководством политических партий и крупных общественных объединений, другими влиятельными лицами.

Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, ис­полнительной и судебной ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикеры парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политических партий, фракций в парла­менте). Численно – это достаточно ограниченный круг людей, принимаю­щих наиболее значимые для всего общества политические решения, ка­сающиеся судеб миллионов людей, значимых для всего государства. При­надлежность к высшей элите определяется репутацией (советники, кон­сультанты президента) или положением в структуре власти. По мнению О.Крыштановской, к высшему руководству следует отнести членов Совета Безопасности, который в современной России является прообразом Политбюро ЦК КПСС.

Численность правящей элиты не является постоянной. Так, в номенклатуру ЦК КПСС (в 1981 г.) входило примерно 400 тыс. чел. Высшая номенклатура (номенклатура Политбюро ЦК КПСС) включала в себя примерно 900 чел. Номенклатура секретариата ЦК состояла из 14-16 тыс. чел. Учетно-контрольная номенклатура (номенклатура отделов ЦК КПСС) включала 250 тыс. чел. Остальную часть составляла номенклатура нижестоящих партийных комитетов. Таким образом, политический класс в советское время составлял примерно 0,1% от общей численности населения страны.

В 2000 г. численность политического класса (количество государственных служащих) увеличилась в 3 раза (при этом население страны уменьшилось вдвое) и стала составлять 1 млн. 200 тыс. чел. или 0,8% от общей численности населения. Численность правящей элиты при этом возросла с 900 до 1060 чел.

По данным тех же исследований, основными поставщиками в правящую элиту в 1991 г. была интеллигенция (53,5%) и хозяйственные руководители (около 13%). В переходный период ельцинского правления (1991-1993) падала роль рабочих, крестьян, интеллигенции, хозяйственных руководителей, сотрудников министерств и ведомств. Значение других, наоборот, возрастало: региональных администраций, сотрудников силовых и правоохранительных ведомств и, особенно, бизнесменов.

Постепенно парламентская и правительственная карьеры стали двумя различными путями канализации наверх, что было не характерно для советской элиты, для которой парламентский мандат был соответствующим атрибутом номенклатурного статуса. Теперь же появилась новая профессиональная группа внутри элиты – избираемые чиновники.

В отсутствии государственной поддержки слабые социальные группы – рабочие, крестьяне – были почти полностью вытеснены из политического поля, резко упала доля женщин и молодежи, высокий процент участия во власти которых прежде искусственно поддерживался КПСС.

Для парламентариев остается достаточно высокий процент тех, кто вошел в элиту еще в советское время. В Государственной Думе первого созыва (1993) таких было 37,1%, третьего созыва (1999) – 32%; в Совете Федерации в 1993 г.- 60,1%, в 2002 г. - 39,9%.

Исследователи замечают еще одну особенность: если в начале 1990-х гг. доля партийных и комсомольских функционеров падала, то затем их удельный вес среди депутатов обеих палат вырос почти до 40%. По истечении 10 лет постсоветского периода причастность к номенклатуре перестала быть пятном на политической карьере. Ряд исследований (С.А.Грановский, Э.Шнайдер) показывают, что фундамент новой российской правящей элиты в основном составляют представители второго и третьего эшелонов старой советской номенклатуры, передавая новой политической элите специальные знания и опыт, в которых она нуждается.

В составе новой политической элиты России произошли зна­чительные изменения в образовательном, возрастном и профес­сиональном планах.

Так, правительство и элита в регионах стали моложе почти на десять лет. В то же время парламент немного постарел, что объясняется искусственным его омоложением в брежневский период. Прекращение квотирования по возрасту освободило высшую законодательную власть страны, как от комсомольцев, так и от квотируемых молодых рабочих и колхозников.

Б.Ельцин приблизил к себе молодых ученых, блестяще образованных городских политиков, экономистов, юристов. В его окружении резко упала доля сельских жителей. Несмотря на то, что элита всегда была одной из самых образованных групп обще­ства, тем не менее, в 1990-е гг. произошел резкий скачок образовательного ценза элиты. Так, в состав ближай­шего окружения Б.Ельцина входят известные ученые, общест­венные деятели. Президентская команда Б.Н.Ельцина более чем на половину состояла из док­торов наук. Высоким был также процент имеющих ученую степень в правительстве и среди лидеров партий.

Изменения затронули не только уровень образования элиты, но и характер образования. Брежневская элита была технократи­ческой. Подавляющее большинство руководителей партии и го­сударства 1980-х гг. имели инженерное, военное или сельскохозяй­ственное образование. При М.Горбаче­ве процент технократов снизился, но не за счет прироста числа гуманитариев, а за счет роста доли партийных работников, получивших выс­шее партийное образование. И, наконец, рез­кое снижение удельного веса лиц, получивших техническое обра­зование (почти в 1,5 раза), произошло при Б.Ельцине. Причем это происходит на фоне все той же образовательной системы в Рос­сии, где по-прежнему большинство вузов имеют технический профиль.

При В.Путине в правящей элите значительно возрос удельный вес людей в погонах: каждый четвертый представитель элиты стал военным (при Б.Ельцине доля военных в элите составляла 11,2%, при В.Путине – 25,1%). Такая тенденция совпала с ожиданиями общества, так как репутация военных как честных, ответственных, политически не ангажированных профессионалов выгодно отличала их от других элитных групп, имидж которых связывался с воровством, коррупцией, демагогией. Массовое привлечение военных на государственную службу было вызвано также отсутствием кадрового резерва. Главными отличительными чертами путинской элиты стали снижение доли «интеллектуалов», имеющих ученую степень (при Б.Ельцине – 52,5%, при В.Путине – 20,9%), уменьшение и без того крайне низкого представительства женщин в элите (с 2,9% до 1,7%), «провинциализация» элиты и резкое увеличение числа военных, которых стали называть «силовиками» (представители вооруженных сил, федеральной службы безопасности, пограничных войск, министерства внутренних дел и т.д.).

Для последней волны правящей элиты также характерно увеличение доли земляков главы государства (с 13,2% при Б.Ельцине до 21,3% при В.Путине) и рост доли бизнесменов (с 1,6% при Б.Ельцине до 11,3% при В.Путине).

 

 Статья О.Крыштановская (Директор Института прикладной политики (г. Москва), руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН)):

                       Back to the USSR. Новая российская элита

Новая русская элита
Укрощение строптивых, изгнание неверных, интронизация силовиков

Надо отдать должное Владимиру Путину: за восемь лет своего правления он сумел повернуть машину российской государственности вспять. Изменения политической системы в 2000–2008 годах проходили под флагом ликвидации альтернативных центров власти, упорядочения и субординации всех элементов государственной машины. Этот основной тренд политического процесса сопровождался возвратом ко многим базовым принципам управления государством, характерным для позднесоветского периода нашей истории, но в модернизированном, технократическом виде
Ольга Крыштановская, доктор социологических наук, руководитель сектора изучения элиты Института социологии РАН

Начало этому процессу было положено весной 2000 года. Новый президент России Владимир Путин и его ближайшее окружение после недолгих колебаний приняли решение вернуть Россию к традиционному для нее укладу, в котором нет места разделению властей, к укладу, связанному с патримониальным, иерархически устроенным государством. Как бы открутив счетчик истории назад, они признали оптимальным ту стратегию развития, которая была задумана еще в начале 80-х годов главой КГБ СССР Юрием Андроповым. К тому же перед ними был позитивный пример Китая.

Поэтому вскоре после прихода к власти Путина и его команды была сформулирована главная задача: вернуть управляемость государства во всех важных сферах жизни. Потенциальную опасность представляли: губернаторы (особенно из богатых регионовдоноров), Госдума, олигархи, независимые СМИ, оппозиционные партии и общественные организации, не контролируемые Кремлем. Эти центры власти надо было ликвидировать или поставить под контроль.

Укрощение строптивых

Проблема независимости губернаторов была решена в результате серии шагов. Сначала - создание федеральных округов и полпредств президента. Следом - изменение принципа формирования Совета Федерации, из которого губернаторы были изгнаны. Дальше - создание для них консультативного органа в виде Государственного совета. Наконец, финальный аккорд - отмена выборов губернаторов.

В результате этих реформ губернаторы были оттеснены на обочину политической жизни. Между ними и Кремлем появилась прослойка в виде аппаратов полномочных представителей, на 75% состоявших из людей в погонах (главным образом из спецслужб). Из политиков главы регионов превратились в "хозяйственников", знающих свое место и не смеющих спорить с федеральным центром.

Изгнание неверных

Не менее важной проблемой было подчинение Кремлю Государственной думы, изгнание из нее ярких и популярных в народе оппозиционеров. Уже к выборам в Госдуму 2003 года Путин подошел со всей серьезностью. Главными врагами были объявлены КПРФ и правые - СПС и "Яблоко". Кремль бросает немалые силы на партийное строительство. В этот период "Единая Россия" укрепляется как организационно, так и финансово. Региональные элиты и местное чиновничество в массовом порядке вступают в ряды партии, которую поддерживает сам президент. Кампания увенчалась полной победой. Демократы изгнаны из парламента.

Дума перестала быть независимым центром власти, а к 2008 году окончательно превратилась в еще один инструмент управления.

Красная черта для бизнеса

С олигархами Путин пытался договориться "по-хорошему", заключив в мае 2000 года так называемое "шашлычное соглашение". Суть соглашения сводилась к взаимному невмешательству: Путин не вмешивается в бизнес олигархов при условии, что олигархи не вмешиваются в политику. Однако самоуверенные бизнесмены, привыкшие к мысли, что любой политический проект можно осуществить с помощью денег, скептически отнеслись к "шашлычному соглашению" и предостережениям новой власти. Путин нанес в ответ серию ударов: Гусинский, Березовский, дело "Госинкора" и Гута-банка.

"Дело ЮКОСа" стало последней каплей и привело российское бизнес-сообщество в шок и трепет. Стало ясно, что с Путиным шутить нельзя, а политика - это красная черта, пересечение которой жестко карается. Бизнесмены ясно осознали: надо или принимать новые правила игры, или покидать страну. Но и после ареста Ходорковского силовые ведомства не прекращают политику запугивания бизнеса. В 2004–2005 годах проходят внезапные проверки в структурах Виктора Вексельберга ("Ренова"), Михаила Фридмана (ТНК), Кахи Бендукидзе ("Объединенные машиностроительные заводы"), Михаила Гуцериева ("Славнефть"), Олега Киселева ("Ренессанс Капитал") и др. В бизнес-кругах складывается четкое понимание: власть может стереть в порошок любого. Не допускается не только прямое вмешательство в политику, но и любая общественно значимая активность. Дело крупной буржуазии (если она хочет продолжать делать деньги в России) - молча спонсировать только те проекты, на которые указывает Кремль.

Новый центр власти

Две следующие задачи - перенос центра власти в администрацию президента и кадровое обновление российского правящего класса - Путин решил не менее эффективно. Политическая система страны опять вернулась к состоянию, когда формальная структура власти, закрепленная в российских законах, значительно отличается от реальной. По Конституции в России есть законодательная, исполнительная, судебная власти, якобы независимые друг от друга. На самом деле разделение носит исключительно функциональный характер и не является признаком независимости ветвей власти.

Главный элемент политической системы - верховная власть, или Кремль - никак не отражен в законах. Он является единственным полновластным центром принятия стратегических решений. Похожая ситуация была и при советском режиме, когда центр власти - Политбюро ЦК КПСС - ни в одном законе не был зафиксирован. Такой тип государства, лишенного разделения властей, называют авторитарным или моноцентрическим, то есть имеющим один центр принятия решений.

Администрация президента (АП) в нынешней политической системе России играет ключевую роль, являясь средоточием верховной власти и главным координатором деятельности всех прочих субъектов политического поля.

Администрация президента сегодня играет примерно ту же роль, что и ЦК КПСС в советское время, имеет примерно ту же численность сотрудников и даже располагается в том же комплексе зданий. Это закрытый, не подотчетный парламенту орган власти с широкими полномочиями по контролю и координации деятельности всех других институтов государства (в том числе и судебных инстанций).

В годы второго срока путинского президентства большинство руководящих постов в АП заняли люди, связанные со спецслужбами. Ответственные чиновники администрации президента, связанные со спецслужбами, составляют большинство.

Тенденция, которая началась еще в последние годы правления Ельцина, за последние восемь лет только укреплялась, и к настоящему времени высший руководящий состав администрации президента (начиная с начальников управлений и выше) почти на две трети состоит из силовиков. Силовики играют, безусловно, ключевую роль. Чиновники, даже занимающие самые высокие позиции, такие, например, как Владислав Сурков, действуют только в рамках своей компетенции и в каком-то смысле являются исполнителями, которых не допускают на встречи "узкого круга", где Путин со своими старыми соратниками вырабатывает стратегические решения относительно "генеральной линии" развития России.

СБ и "группа субботы"

Совет безопасности - еще один институт, набравший мускулы при Владимире Путине: он приобрел статус особого центра, генерирующего геополитическую стратегию государства.

После ввода в Совбез полпредов федеральных округов структура Совбеза стала похожей на структуру советского Политбюро ЦК КПСС.

В 2007 году Совбез претерпел некоторые изменения, и теперь в его составе силовики занимают ключевое положение. Из 24 членов СБ силовиками являются 14 человек. Пост секретаря Совбеза после отставки в июле 2007 года Игоря Иванова вакантен, его место занимает временно исполняющий обязанности Валентин Соболев.

Каждую субботу в кремлевском кабинете Путина происходит действо, которое российские СМИ иногда называют "совещанием с главами силовых ведомств", а иногда - "встречей президента с членами Совета безопасности". Именно здесь решаются стратегические вопросы развития страны.

Команда Путина

Когда Путин только пришел к власти, эксперты стали говорить о трех группировках в его окружении: "семейные" (то есть члены старой команды президента Ельцина), "чекисты" и "питерские либералы". С течением времени стало ясно, что ельцинские люди в окружении Путина были явлением временным. Вскоре они один за другим оставили свои посты. Те же чиновники, которые сохранили свои позиции (например, Владислав Сурков, Сергей Приходько или Александр Абрамов), стали верными адептами нового режима.

Окружение Путина сейчас можно разделить на две группы, только назвать их следует иначе: силовики и несиловики. Идеологически обе группы едины или, по крайней мере, не имеют принципиальных различий в политических подходах. Несиловики - это чиновники с экономическим или юридическим бэкграундом, которые не замечены в связях с силовыми ведомствами. Значительная их часть работала вместе с В. Путиным в мэрии Санкт-Петербурга или была близка к ней. Так называемые "либералы" - это исполнители в большой команде Владимира Путина, в которой главные роли отведены другим. Можно сказать, что группа "либералов" была нанята высшим руководством страны для осуществления определенных функций.

Анализ биографий политической элиты России показывает, что значительная часть российской политической элиты связана с силовиками. Причем год от года их удельный вес в составе истеблишмента неуклонно рос. Только за последние 6 лет доля силовиков увеличилась почти в два раза.

Госкапиталисты

Для любой авторитарной власти бизнес, располагающий собственными ресурсами, не зависимыми от ресурсов государства, представляет угрозу. Поэтому одной из важнейших задач политики второго срока Путина, когда уже большинство его внутренних врагов были повержены или рассеяны, стало взятие под контроль крупных компаний. Кроме того, силовиками двигали и вполне прозаические мотивы: они хотели стать богатыми. Переехав из Петербурга в Москву, они поняли, как ничтожны их капиталы по сравнению с миллиардными состояниями "настоящих" олигархов. Это была своего рода зависть миллионеров к миллиардерам. Но теперь они могли изменить ситуацию.

При Путине государственные компании начинают играть все более значительную роль в экономике, в некоторых секторах тесня частных бизнесменов. Роль "Газпрома", "Роснефти" и других гигантов неуклонно растет, а в их советы директоров приходят люди из ближайшего окружения Путина. В январе 2005 года правительство принимает решение о переводе ряда крупнейших российских компаний под прямое управление кабинета министров. 1 Эти компании охватывают три основные отрасли экономики: топливно-энергетический комплекс (включая электроэнергетику и атомную промышленность), военно-промышленный комплекс, инфраструктура (транспорт и коммуникации). После 2003 года, когда политическая команда Путина была в основном сформирована, его люди стали планомерно проникать в советы директоров ключевых компаний. Топ-лист рейтинга чиновников, являющихся членами СД крупнейших компаний, пестрит фамилиями, совершенно не знакомыми общественности и никогда не мелькающими в СМИ.

Силовики в госкомпаниях

Во всех ключевых госкомпаниях ощутимо присутствие так называемых силовиков. Это проникновение началось в 2005 году и не закончилось до сих пор. В первые годы шел процесс "вмонтирования" силовиков на различные этажи бюрократической пирамиды, и уже потом с этих позиций они "по должности" входили в СД. Процесс насыщения силовиками правительственных структур затронул не все сферы одинаково. В наибольшей степени это коснулось Минэкономразвития, Росимущества, Минпрома, Минсвязи и Минтранса. Именно в этих учреждениях силовики занимают заметные позиции на 2-м и 3-м уровнях (заместители министров и начальники департаментов). Анализируя составы советов директоров госкомпаний, чаще других можно встретить фамилии Валерия Назарова, Андрея Круглова, Константина Чуйченко, Леонида Резникова, Евгения Школова, Валерия Голубева и др. Все они бывшие офицеры спецслужб, мало известные широкой публике.

Перед "большим переходом"

82,1% представителей политической элиты заняли свои должности после 2000 года, так что с полным правом могут называться "путинской элитой". За период с 2000 по 2007 год неуклонно возрастало петербургское землячество. Теперь его доля в руководстве страны достигла 25,6%.

К февралю 2008 года удельный вес силовиков на высших государственных постах достиг 42,3%, а представительство бизнеса увеличилось до 40%. Доля женщин, интеллигенции и молодежи в политической элите неизменно сокращалась, а "синеворотничковые" группы вообще исчезли из органов управления. Харизматические публичные политики покинули истеблишмент и заменены "людьми системы", имеющими опыт работы на государственной службе, лояльными к новому руководству и разделяющими его взгляды. Государство укрепилось, а "государственники" стали основными обитателями политического класса.

Легитимность администрации президента обеспечена указом от 25 марта 2004 г.

"Об администрации президента Российской Федерации". Нигде более - ни в Конституции РФ, ни в других законодательных актах не прописаны ее структура и функции. После реформирования в 2004 году АП имеет такую структуру: руководитель АП, два его заместителя, 7 помощников, 9 советников, 7 полпредов в федеральных округах, 18 подразделений, самые крупные из которых: Контрольное, Государственноправовое управления, Управление информационного и документационного обеспечения. Общая численность сотрудников АП - около 2000 человек.
К числу "силовиков" в АП относят:

заместителя руководителя АП Игоря Сечина, помощников президента Виктора Иванова, Сергея Ястржембского, Сергея Приходько, Александра Беглова, пресс-секретаря Алексея Громова, руководителя протокола Игоря Щеголева, начальников управлений Владимира Кожина, Владимира Осипова, Александра Манжосина, Юрия Шустицкого, Михаила Миронова, Дмитрия Жуйкова, Марину Ентальцеву, Александра Царенко, Владимира Никитина и др.
Совбез

состоит из 24 человек (12 постоянных и 12 "просто" членов). В аппарате СБ работает около 200 человек, руководство аппарата - 8 человек: секретарь Совбеза, три заместителя и три помощника. Все руководство аппарата СБ - представители либо спецслужб, либо Генерального штаба. При Совбезе функционирует научный совет, в состав которого входит 80 человек (военные, ученые физики и международники, ректоры крупнейших вузов страны, директора предприятий ВПК, экономисты). Члены научного совета выполняют роль экспертов и консультантов при решении актуальных задач, над которыми работает СБ.
Возглавляет Совет безопасности президент РФ.

Постоянными членами СБ с правом решающего голоса на сегодняшний день являются 11 человек: Б. Грызлов, В. Зубков, С. Иванов, С. Лавров, Д. Медведев, С. Миронов, Р. Нургалиев, Н. Патрушев, А. Сердюков, С. Собянин, М. Фрадков. Среди членов Совбеза еще 12 человек: 6 полпредов в федеральных округах, вице-премьер А. Кудрин, начальник Генштаба Ю. Балуевский, министр юстиции В. Устинов, Генпрокурор Ю. Чайка, глава МЧС С. Шойгу и президент РАН Ю. Осипов. Удивительно, что один из четырех вице-премьеров А. Жуков и один из семи полпредов О. Сафонов не входят в состав СБ.

Ольга Крыштановская

№16 [62] – от 21 Апреля 2008







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: