Процесс формирования зрелой политической элиты займет немало времени. Нынешняя административно-управленческая элита по своему составу и происхождению является, с одной стороны, социальным продолжением предшествующей элиты социалистической формации. С другой стороны, под влиянием новых социальных условий она меняется и пополняется представителями слоев, возникших в ходе экономических реформ и политических преобразований.
Структура административно-политической элиты России включает несколько слоев:
· правящую элиту федерального уровня (элиту в узком смысле слова);
· региональную правящую элиту;
· контрэлиту;
· околоэлитное окружение.
Правящая элита федерального уровня насчитывает около 2 тысяч человек и включает Президента РФ, членов Президентского Совета, лидеров и членов палат Федерального Собрания, премьер-министра, его заместителей, министров и руководителей других федеральных органов государственной власти и управления, влиятельных лидеров, руководителей финансового, промышленного и военного комплексов.
Региональная административно-политическая элита насчитывает в среднем 150 - 200 человек в каждом субъекте Федерации.
Разбиение на округа
1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
2. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
3. ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
4. ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
5. УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
6. СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
7. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Контрэлита включает оппозиционеров правящей элиты: лидеров оппозиционных партий и движений. Околоэлитное окружение составляют в основном лица, занимающие государственные должностные категории Б, а также видные функционеры и советники лидеров оппозиции.
Социальная значимость административно-политической элиты определяется ее функциями, главными из которых являются следующие:
· анализ интересов различных социальных групп и слоев общества и отражение их в политико-управленческих решениях;
· выработка внутренней и внешней политики государства, соответствующих программ, идеологических концепций и законов;
· организация и совершенствование политических и управленческих институтов, создание механизма реализации выработанного политического курса;
· объединение усилий различных политических сил и других элит (научной, промышленной, аграрной, деятелей искусства и т.д.) для достижения социального мира и процветания общества.
Исполнение своих главных функций российской административно-политической элитой нельзя признать удовлетворительным. Ее формирование и функционирование затрудняют раскол и конфронтация группировок, противоборство федеральной и региональной элит, недостаток политической культуры.