Н. В. Нищева
Планирование коррекционной, образовательной, игровой
деятельности в группе для неговорящих детей раннего дошкольного возраста
Примерное тематическое планирование коррекционной работы
учителя-логопеда по развитию лексического состава языка [1]
Месяц | Лексическая тема | Активный словарь | Пассивный словарь |
сентябрь | Мои игрушки | Звукоподражания: а-а-а (плачет кукла); у-у-у (гудит паровозик); и-и-и (ржет лошадка); о-о-о (рычит мишка), иа-иа (кричит ослик); уа-уа (плачет малыш); ду-ду (поет дудочка); бум-бум (бьет барабан). Слова: мама, ляля, биби, на, дай. Предложения: «Мама, дай. Папа, на. Катя, иди.». | Слова: кукла, голова, руки, ноги, глазки, носик, ротик; машина, кабина, кузов, колеса, фары; кубики, пирамидка, дудочка, круг, шар, шарик, красный синий, один, много. |
октябрь | Семья. Мебель. Туалетные принадлежности | Слова: мама, папа, баба, деда, дядя, тетя, стол, стул, мыло, мыть. Предложения: «Вова, мой лицо. Папа, мой руки.» | Слова: брат, сестра, шкаф, кровать, зубная щетка, полотенце, вытирать, шар, шарик, круг, красный, синий, один, много, ни одного. |
ноябрь | Домашние животные | Звукоподражания: гав-гав, мяу-мяу, му-му, ко-ко, га-га, бе-бе, ме-ме. Слова: дом, киса, собака. Предложения: «Киса: мяу-мяу! Пес: гав-гав!» | Слова: корова, коза, курица, крыша, окно, дверь, высоко, низко, треугольник, шар, круг, синий, красный, желтый, один, много, ни одного, большой, маленький. |
декабрь | Дикие животные | Звукоподражания: у-у-у (воет волк), о-о-о (рычит медведь). Слова: лес, лиса, зайка, мишка, волк. Предложения: «Волк воет: у-у-у! Лиса идет.» | Слова: белка, еж, елка, треугольник, зеленый, кубик, квадрат, шарик, круг, много, мало, большой, маленький. |
январь | Зима. Зимние забавы | Звукоподражания: бух, бах. Слова: зима, снег, холодно. Предложения: «Катя бах! Тут снег.» | Слова: лыжи, санки, горка, кататься, много, мало, круг, круглый, белый, много, мало. |
февраль | Посуда. Продукты питания | Слова: чай, суп, сок, каша, чашка, ложка, есть, вкусно. Предложения: «Аня, ешь суп! Витя пей сок!» | Слова: тарелка, хлеб, котлета, компот, сладкое, соленое, круг, квадрат, треугольник, шар, кубик, крыша, красный, синий, желтый, зеленый, белый, один, много, ни одного, мало. |
март | Фрукты. Овощи | Слова: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, репка, тянуть, звать, желтый, зеленый, красный. Рассказывание сказки вместе с логопедом, договаривание слов и словосочетаний. | Слова: груша, яблоко, морковка, огурец, круглый, длинный, один, много, ни одного, мало. |
апрель | Весна. Птицы. Одежда | Звукоподражания: га-га, ку-ку, кар-кар, чик-чирик. Слова: птичка, кофта, шапка, платье, брюки, красный, синий, желтый. зеленый. Предложения: «У Тани синий шарф. Гуси: га-га-га!» | Слова: весна, воробей, ворона, грач, голубь, летать, день, ночь, один, много, ни одного, мало, колготки, носки. |
май | Транспорт. Растения | Слова: машина, ехать, дерево, травка, расти. Предложения: «Машина едет. Трава растет». | Слова: самолет, пароход, поезд, береза, одуванчик. |
Комплексно-тематическое планирование коррекционной
|
|
|
|
и образовательной деятельности
Сентябрь
Индивидуальная педагогическая диагностика развития детей всеми специалистами. Проведение всеми педагогами, кроме учителя-логопеда, занятий и диагностики развития детей в ходе образовательной деятельности. Проведение диагностического исследования речевого и интеллектуального развития каждого ребенка учителем-логопедом. Заполнение речевых карт учителем-логопедом и диагностического альбома остальными педагогами[2]. Проведение психолого-медик-педагогического совещания при заведующем для подведения итогов обследования, утверждения рабочих программ педагогов, определения задач и содержания работы во всех пяти образовательных областях. Беседы педагогов с родителями детей, сбор анамнеза учителем-логопедом (по согласованию с родителями). Проведение организационного родительского собрания.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи,
Произносительной стороны речи
Формирование навыка выполнения длительного и краткого толчкообразного выдоха.
Формирование и развитие навыка воспроизведения гласных звуков [у], [а], [о], [и] вслед за взрослым с постоянной и различной громкостью.
Формирование навыка воспроизведения данных гласных звуков по называнию взрослым символа звучания: [у] – гудит паровозик, [а] – плачет кукла, [о] – рычит мишка, [и] – кричит жеребенок.
Развитие речевого подражания на базе гласных звуков [у], [а], [о], [и], их
слияний.
Формирование элементарных артикуляторных навыков при выполнении артикуляционной гимнастики.
Развитие способности к звукоподражанию в различных играх.
Развитие импрессивной речи
Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание,
сосредотачиваться, настраиваться на восприятие речи и давать ответные двигательные реакции.
Формирование умения соотносить предметы и действия с их словесным
обозначением. Формирование доступных обобщающих понятий (игрушки).
Развитие пассивного глагольного словаря:
· обучение пониманию смысла сюжетных картинок, на которых люди и животные совершают различные действия, (мальчик сидит, собака сидит, птичка сидит; мальчик спит, собака спит, птичка спит);
· обучение детей переключению с одного действия на другое по словесной инструкции, различению утвердительных и отрицательных приказаний, выполнению одноступенчатых инструкций.
Развитие понимания грамматических форм (единственное и множественное число существительных, единственное и множественное число глаголов).
Обучение пониманию простых предложений.
Формирование экспрессивной речи
Вызывание потребности подражать слову взрослого.
Формирование звукослоговой структуры слов с правильным воспроиз-
ведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных словах типа мама, кукла, дай, иди.
Формирование умения называть детей группы и членов семьи, а также
предметы ближайшего окружения.
Формирования и расширения номинативного словаря по лексической теме «Игрушки».
Формирование глагольного словаря, работа над активным усвоением
повелительного наклонения глаголов и инфинитива.
Игры и упражнения: «Обезьянка» (Повтори за мной), «Делай, как я!», «Поющие игрушки» (звукоподражания на базе гласных звуков), «Веселые игрушки» (артикуляционная гимнастика), «Слушай и раскладывай» (соотнесение предмета со словом), «Покажи, кто что делает», «Мишка, сделай!»
|
|