Логический компонент непосредственно регулирует процесс постановки психологического диагноза и является наиболее важным. Этот компонент предъявляет ко всем остальным ряд требований, необходимость выполнения которых определяет их подчиненное значение.
К семиотическому компоненту он предъявляет требования полноты описания структуры объекта диагностики и видов отклонений в его состоянии на феноменологическом уровне причинных оснований.
К техническому – портативности (удобность) применяемых психодиагностических методик, надежности и точности измерения.
К деонтологическому – получения необходимой для постановки диагноза информации без нанесения ущерба обследуемому и при соблюдении этических норм в свою очередь.
К логическому компоненту практическая психодиагностическая деятельность предъявляет требования эффективности и экономичности применяемых средств описания психодиагностического процесса.
Наибольшее развитие в настоящее время получил технический компонент, связанный с разработкой методик измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей личности, при фактическом отсутствии. Например, в психолого-педагогической диагностике систематического описания отклонений в поведении, психическом развитии, трудностей в обучении, приемов постановки психологического диагноза, общения школьного психолога или педагога с учеником.
|
|
Проведенный анализ предмета и структуры психодиагностики, опирающийся на методологические положения общей теории диагноза, позволяет построить следующее ее определение: психодиагностика как научная дисциплина представляет собой часть практической психологии, включающую семиотический, технический, деонтологический и логический компоненты и выступающую в качестве непосредственной теоретической основы практической диагностической деятельности психолога.
Литература
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Изд-во "Питер", 1999. - 528 с.
2. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 1987.
3. Ян тер Лаак. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж, 1996. - 384с.