Процессы межмуниципального сотрудничества, в прошлом и сейчас напрямую связаны со степенью развития института местного самоуправления, а именно со степенью самостоятельности и полноценности этого института. Объяснения такого положения дел очевидно. Цель объединения муниципальных образований в координации их усилий при реализации своих прав и интересов, в поиске наиболее эффективного решения проблем в той зоне ответственности, где муниципалитеты чувствуют свою финансово-экономическую и организационную самостоятельность. Если субъекты местного самоуправления будут находятся в политической и финансовой зависимости от государства при решении вопросов местного значения, то у них будет отсутствовать и какая-либо мотивация к объединению. Зависимые экономически представители органов местного самоуправления вместо поиска наиболее эффективных механизмов муниципального управления будут выполнять указаний тех, кто их назначил[14].
Действующие сейчас в России ассоциации и союзы муниципальных образований (муниципальные ассоциации) возникли вместе с появлением и развитием института местного самоуправления в его нынешнем виде, т.е. с конца 80-х - начала 90-х годов. Пятнадцатилетний период функционирования российских муниципальных ассоциаций говорит о том, что само это объединительное движение не является искусственным или навязанным кем-то сверху. Оно возникло в силу понимания самими муниципалитетами объективной необходимости объединения с двумя основными целями:
|
|
· передача опыта муниципального управления;
· политическое отстаивание интересов территориальных сообществ районного, городского и поселкового уровней.
Союзы и ассоциации только муниципальных образований не в состоянии выполнять целый ряд политических и организационных функций, необходимых для развития местного самоуправления: они юридически не могут играть роль и пользоваться правами общественно-политических объединений граждан; они не дают возможности прямо участвовать в их работе физическим лицам, не состоящим на муниципальной службе, но заинтересованным в развитии местного самоуправления.
К настоящему моменту стихийно сложилась система организационных объединений и союзов местных властей, которая представлена ниже[15].
Ассоциации и союзы местных властей, действующие на общероссийском уровне.
Основные функции, реализуемые ассоциациями и союзами местных властей, действующими на общероссийском уровне:
1. защита (лоббирование) интересов своих индивидуальных и коллективных членов в федеральных органах государственной власти;
|
|
2. участие в законопроектной работе на федеральном уровне, в подготовке и реализации федеральных программ государственной поддержки местного самоуправления;
3. организация совместной хозяйственной деятельности местных властей в вопросах, требующих решения на федеральном уровне;
4. организация информационного обмена опытом работы посредством издания различных материалов, проведения мероприятий;
5. организация международного сотрудничества в сфере местного самоуправления.
Примерами общероссийских организаций являются: Конгресс муниципальных образований, Союз российских городов, Ассоциация малых и средних городов России, Российский Союз местных властей.[16]
Межрегиональные объединения местных властей Российской Федерации.
Основные функции:
1. организация совместной хозяйственной деятельности своих членов на межрегиональном уровне, формирование совместных программ развития;
2. организация межрегиональных информационных систем, создание и ведение банков данных;
3. подготовка предложений для организационных структур местного самоуправления общероссийского уровня по вопросам федерального законодательства и другим проблемам, требующим решения на федеральном уровне.
Примерами межрегиональных объединений являются: Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), Ассоциация городов Юга России, Союз городов Северо-Запада России (СГ СЗР), Ассоциация муниципальных образований «Города Урала»,Ассоциация городов Поволжья.
Ассоциации городов и союзы субъектов Российской Федерации (регионалные союзы).
Основные функции:
1. представление и защита местных властей в органах государственной власти субъектов Российской Федерации;
2. участие в законопроектной деятельности края, области, республики, когда затрагиваются интересы местного самоуправления, организация взаимопомощи в создании местных нормативных актов;
3. обмен опытом, обеспечение представителей местных властей
4. (особенно малых городов, поселков) информацией, полученной из общероссийских и межрегиональных ассоциаций;
5. кооперирование в решении задач социально-экономического развития, участие в реализации региональных программ.
Примеры: Некоммерческая ассоциация -Союз муниципальных образований Ульяновской области, Союз глав Республики Саха (Якутия)[17]
Специализированные ассоциации и союзы местных властей Российской Федерации
Функции этого типа ассоциаций и союзов в целом аналогичны функциям региональных и межрегиональных объединений с учетом специфики и характера объединенного круга городов, входящих в ассоциацию или союз[18].
В настоящее время к ним относятся: Ассоциация ЗАТО Минатома России, Ассоциация ЗАТО Минобороны России, Союз развития наукоградов России, Ассоциация шахтерских городов[19].
Несмотря на все трудности и проблемы, наблюдаемые в последнее десятилетие процесс развития муниципальных ассоциаций говорит об их востребованности. Действующие и деятельные муниципальные ассоциации нужны депутатам представительных органов местного самоуправления, мэрам и главам администраций, муниципальным финансистам и экономистам, работникам коммунального хозяйства, образования и культуры, лидерам местных общественных структур. Причем наиболее активно в деятельности муниципальных ассоциаций проявляют себя те из них, которые способны к инновационному мышлению, которые сами находятся в постоянном поиске новых управленческих технологий, кто искренне заинтересован в становлении и укреплении полноценного института местного самоуправления на благо жителям городов, сел, поселков, районов
Заключение.
Межмуниципальное сотрудничество важно и востребовано. Речь идет о комплексной теме и необходимо, чтобы четко определялось поле деятельности, границы сотрудничества, отдавали себе отчет относительно возможных трудностей и тем самым облегчали на практике реализацию отдельных успешных проектов.
|
|
Для эффективного межмуниципального сотрудничества (так же как и для местного самоуправления) требуются, во-первых, гарантия и поддержка со стороны государства в виде установления правовых и институциональных механизмов, позволяющих муниципальным ассоциациям реализовывать свои цели и функции, а во-вторых, требуется развитие собственного самоорганизационного потенциала.
До сих пор поддержка государством межмуниципального движения в какой-то мере осуществлялась, но велась недостаточно последовательно. Выражалось это в том, что, с одной стороны, появлялись законодательные и иные акты в поддержку местного самоуправления и межмуниципального сотрудничества, формировались федеральные структуры, ответственные за конституционные гарантии на осуществление местного самоуправления (например, Совет, возглавляемый Президентом РФ, соответствующие структуры в Администрации Президента РФ и в Правительстве РФ). Но, с другой стороны действующие акты оставались нереализованными, а создаваемые федеральные структуры периодически ликвидировались. Политическая воля федерального центра в защиту нарушенных прав граждан на осуществление местного самоуправления выражалась крайне редко.
Процессы межмуниципального сотрудничества, в прошлом и сейчас напрямую связаны со степенью развития института местного самоуправления, а именно со степенью самостоятельности и полноценности этого института. Межмуниципальное сотрудничество способствует усилению местного самоуправления.
Основной предпосылкой становления и развития межмуниципального сотрудничества в России является возможность более эффективной реализации местного самоуправления и решения вопросов межтерриториального характера с помощью горизонтальных связей муниципальных образований. На современном этапе муниципального строительства в России данная предпосылка приобретает особое значение, т.к. возникновение на практике вопросов, затрагивающих интересы нескольких территорий и составляющих компетенцию местных органов, но решение, которых затруднено вследствие автономности каждой территории, вызывает необходимость создания различных форм межтерриториальной координации. Речь идет, в частности, о совместном решении муниципальными образованиями таких комплексных вопросов как транспортное сообщение и ряда других.
|
|
Литература.
1. Европейская Хартия местного самоуправления от 1985 года
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
4. Указ Президента Российской Федерации от 22 октября 1998 года 1281
5. сайт Минэкономразвития России
www.economy.gov.ra/merit/dep_urms_organigosvlstimestsamouprav_2.html.
6. Р. В. Бабун. Организация местного самоуправления. 2005г. стр 65-66
7. Городское управление. № 11.- 2007.- с. 74-78. В.В. Путин. Выступление на Общероссийском собрании советов муниципальных образований субьектов Федерации.
8. Городское управление. № 1.- 2008.- с. 58-66.С. Лундторп. Межмуниципальное сотрудничество- возможный вариант для муниципальных образований Тверской области
9. Городское управление. № 9.- 2008.- с. 58-60. А. Фомин. Межмуниципальное сотрудничество как способ мобилизации доходов для обеспечения расходных полномочий органов местного самоуправления.
10. Городское управление. № 2.- 2009.-с. 45-56. А.С. Серебренникова. Городское агломерирование: новая тенденция развития межмуниципального сотрудничества?
11. Городское управление. №2.- 2009.- с. 50-61. Г. Балатов. Определены приоритеты межмуниципального сотрудничества.
12. Городское управление. №3.- 2007.- с. 60-70. Московская область. Правительство. Типовое решение совета депутатов муниципального образования «Положение об участии муниципального образования в организации межмуниципального сотрудничества»
13. Городское управление. №6.-2009.-с.63-70.Г. Бабун. Проблемы межмуниципального сотрудничества
14. Городское управление. №1.-2004.-с.62-66. Ю.В. Тезисы о межмуниципальном сотрудничестве в России и едином общероссийском объединении муниципальных образований.
15. Государственная власть и местное самоуправление.№3.-2006.-с.41-44. Соболева. Правовые и организационные аспекты межмуниципального сотрудничества
[1] Бабун Р. В. Организация местного самоуправления. 2005. стр 65-66
[2] Государственная власть и местное самоуправление 2006г. № 3, стр. 41-44. Л.Б. Соболева. Правовые и организационные аспекты межмуниципального сотрудничества
[3] Городское управление 2009 № 6, стр 63-70. Р. Бабун. Проблемы межмуниципального сотрудничества.
[4] Городское управление №2, 2009г. С. 45-56. А.С. Серебрянникова. Городское агломерирование: новая тенденция развития межмуниципального сотрудничества?
[5] Городское управление №3 2007. С 60-70. Московская область. Совет муниципальных образований. Положение о Комиссии по урегулированию споров между муниципальными образованиями Московской области при Совете муниципальных образований Московской области
[6] Устав некоммерческой организации «Ассоциация сибирских и дальневосточных городов» (25.01.2006г.)
[7] Городское управление №2 2009. с.50-61. Г. Балатов. Определены приоритеты межмуниципального сотрудничества.
[8] Городское управление №3 2007. Стр 60-70. Московская область. Совет муниципальных образований. Положение о Комиссии по урегулированию споров между муниципальными образованиями Московской области при Совете муниципальных образований Московской области
[9] В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
[10] Городское управление № 1, 2008. Стр. 58-66. С. Лундторп. Межмуниципальное сотрудничество- возможный вариант для муниципальных образований в Тверской области.
[11] Городское управление.-№1.-2008.-с.58-66. С. Лундторп. Межмуниципальное сотрудничество- возможный вариант для муниципальных образований Тверской области
[12]Городское управление.-№1.-2008.-с.58-66. С. Лундторп. Межмуниципальное сотрудничество- возможный вариант для муниципальных образований Тверской области
[13] Городское управление.-№1.-2008.-с.58-66. С. Лундторп. Межмуниципальное сотрудничество- возможный вариант для муниципальных образований Тверской области
[14] Н.И. Миронова. Межмуниципальное сотрудничество
[15] Кириллов Ю. Ассоциации и союзы муниципальных образований в России. По материалам сайта www.rels.obninsk.com/Eng/Rels/Lg/9806/03-01.htm.
[16] Сведения получены с сайта Минэкономразвития России www.economy.gov.ra/merit/dep_urms_organigosvlstimestsamouprav_2.html.
[17] По материалам сайта www.nta-nn.ru/?id=11193.
[18] Шургина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации. 2007г. 672с. стр 224-231.
[19] Сведения получены с сайта Минэкономразвития России www.economy.gov.ra/merit/dep_urms_organigosvlstimestsamouprav_2.html.