Для оценки эффективности государственного регулирования и государственной поддержки женского предпринимательства в Российской Федерации в июле 2007 г. нами был инициирован социологический опрос, в котором приняли участие 200 предпринимателей г. Оренбурга и Оренбургской области.
Основной целью опроса было определение приоритетных направлений развития и государственной поддержки женского предпринимательства в России.
Задачами опроса можно признать следующее:
а) оценка основных направлений государственной политики в сфере развития женского предпринимательства;
б) выявление недостатков, присущих государственному регулированию и государственной поддержке женского предпринимательства в России;
в) разработка мероприятий по совершенствованию государственного регулирования и государственной поддержки женского предпринимательства.
Для организации анкетирования было составлено 200 бланков анкет, а также пояснительные листы по заполнению анкет.
Анкетирование проводилось методом телефонного опроса. Инструмент опроса – анкетирование. Образец анкеты представлен в Приложении Б.
|
|
Дата проведения анкетирования – со 2 по 16 июля 2007 г.
Результаты социологического опроса обобщим в сводные статистические таблицы и проанализируем их результаты.
Таблица 4
Ранжирование ответов респондентов на первый вопрос анкеты
Вариант ответа | Количество ответов | Доля, % |
а) | 23 | 11,5 |
б) | 76 | 38,0 |
в) | 101 | 50,5 |
Таблица 4 показывает, что подавляющее большинство респондендов считают основные мероприятия по государственной поддержке и развитию женского предпринимательства в Российской Федерации не эффективными.
Наглядно распределение ответов респондентов на первый вопрос анкеты показано на рисунке 8.
Рисунок 8 – Ранжирование ответов респондентов на первый вопрос анкеты
Оценка респондентами системы мер поддержки женского предпринимательства в России представлена в таблице 5.
Итак, стимулирование инвестиционной активности как одно из направлений государственного регулирования и поддержки женского предпринимательства оценено респондентами достаточно высоко: 142 человека из 200 опрошенных (71 %) оценили данное направление на «отлично» и 41 человек (20,5 %) на «хорошо». Оценки респондентов отражают российскую действительность: в нашем государстве наблюдается всплеск инвестиционной активности, при этом важную роль в данном процессе играет государство.
Таблица 5
Оценка респондентами отдельных направлений поддержки женского предпринимательства в России
Направления поддержки | Оценка | ||||||||||
«1» | «2»
| «3» | «4» | «5» | |||||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | ||
Стимулирование инвестиционной активности | - | - | - | - | 17 | 8,5 | 41 | 20,5 | 142 | 71,0 | |
Совершенствование законодательства | - | - | - | - | 102 | 51,0 | 87 | 43,5 | 11 | 5,5 | |
Льготное кредитование | 5 | 2,5 | 24 | 12,0 | 98 | 48,0 | 42 | 21,0 | 31 | 15,5 | |
Налоговые льготы | - | - | - | - | 17 | 8,5 | 64 | 32,0 | 119 | 59,5 | |
Размещение госзаказов | 2 | 1,0 | 54 | 27,0 | 90 | 45,0 | 51 | 25,5 | 3 | 1,5 | |
Информационная составляющая | 53 | 26,5 | 57 | 28,5 | 61 | 30,5 | 16 | 8,0 | 13 | 6,5 | |
Реализация программ поддержки женского предпринимательства | 12 | 6,0 | 33 | 16,5 | 77 | 38,5 | 69 | 34,5 | 9 | 4,5 | |
Поддержка женского предпринимательства на региональном и местном уровнях | 32 | 16,0 | 59 | 29,5 | 106 | 53,0 | 3 | 1,5 | - | - |
Низких оценок со стороны респондентов заслужили: льготное кредитование женского предпринимательства, размещение госзаказов, реализация региональных программ поддержки женского предпринимательства. Часть респондентов с удивлением отметили, что никогда не слышали о региональных программах поддержки и развития женского предпринимательства.
В целом мероприятия поддержки и развития женского предпринимательства в России получили достаточно низкие оценки, наводящие на мысль о необходимости совершенствования государственного регулирования и государственной поддержки в данной сфере предпринимательства.
К основным проблемам, с которыми, по мнению респондентов, сталкивается женское предпринимательство, можно отнести следующее:
а) недостаток оборотного капитала (56 % респондентов);
б) отсутствие поддержки со стороны местных органов власти (27 %);
в) излишний контроль со стороны руководящих органов (9 %);
г) изменчивость и подвижность внешней среды (7 %);
д) гендерные стереотипы (64 %);
е) недостаток профессионального образования, опыта работы, практических навыков (23 %);
ж) сложность совмещения предпринимательства и семейных обязанностей (11 %);
з) жёсткая конкуренция (18 %);
и) недоверие к проводимым экономическим преобразованиям (7 %);
л) прочие проблемы (43 %).
Ответы на третий вопрос анкеты показали, что приоритетными проблемами, стоящими перед женским предпринимательством в России, являются гендерные стереотипы, отсутствие поддержки со стороны местных органов власти и недостаток профессионального образования, опыта работы, практических навыков у женщин – предпринимателей.