Оценка показателя качества реакции сердечнососудистой реакции на стандартную мышечную нагрузку у девочек 11 – 14 лет

Показатель качества реакции (ПКР) (рис. 3.7) у 11-тилетних достоверно выше показателя 12-тилетних девочек. У девочек 14-ти лет достоверно выше 12-ти и 13-тилетних. Наиболее низкий показатель качества реакции у девочек 12-ти лет, а высокий – у девочек 14-ти лет. У 12-ти и 13-тилетних практически на одном уровне. По нормативным данным Кушелевского и Зислина ПКР у испытуемых удовлетворителен (табл. 3.2).

 

Таблица 3.2. Показатели качества реакции на стандартную мышечную нагрузку

возраст 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет
ПКР 0,254492 0,145218 0,170127 0,307859
m±δ 0,043977 0,033959 0,050174 0,04556

 

 

 

 


Рис. 3.7. Показатели качества реакции на стандартную мышечную нагрузку в зависимости от возраста

На низкий ПКР у девочек 12-ти лет, возможно, сказывается начало активных гормональных перестроек пубертатного периода. В 11-тилетнем возрасте, возможно, еще нет таких активных гормональных перестроек, а к 14-ти годам – уже практически завершены. Незначительное повышение ПКР у 13-тилетних, возможно, связано с началом включения адаптационных возможностей функциональных систем организма.




Выводы

 

В ходе исследования динамики изменения артериального давления (АД) на стандартную мышечную нагрузку выявилось, что у девочек в возрасте 13-ти лет АД является параметром, наиболее чувствительным к выполнению физической работы. Это обстоятельство, скорее всего, связано с пиком пубертата (Вахитов И.Х., Абзалов Р.А., Сафин Р.С., 2003). Вероятно в этом возрасте у многих девочек происходит значительный скачок роста, в связи с этим возрастает протяженность кровеносного русла, а функции миокарда еще не сформированы. Показатели АД у девочек 14-ти лет относительно 13-тилетних в ходе исследования были ниже. Вероятно, это связано с угасанием процесса полового созревания, структура и функции сердечной мышцы становятся более зрелыми (Любомирский Л.Е., Букреева Д.П., Васильева Р.М., 2000). У 11-тилетних девочек в ходе исследования АД в большей мере достоверно было ниже относительно 13-тилетних, что нельзя сказать о ЧСС, которые отличались достоверно высокими показателями. Вероятно, это связано с возрастными морфофункциональными особенностями организма (Фомин Н.А., Дятлова Н.Н., 2002). У 12-тилетних девочек в ходе исследования показатели сердечно-сосудистой системы в целом колебались между 11-ти и 13-тилетними. Вероятно, это связано с началом пика пубертата, т.е. переходом от детского организма к пику гормональных перестроек.

В ходе выполнения физических нагрузок разной мощности исследование показывает, что в 11 и 13 лет наиболее благоприятное воздействие на функции сердечнососудистой системы оказывают физические упражнения, характеризующие силу. Возможно, функциональные возможности сердечнососудистой системы в возрасте 11-ти лет ограничены и реакция на нагрузку, характеризующую быстроту и выносливость, неположительная. Сердечнососудистая система у девочек в возрасте 13-ти лет отличается неустойчивостью, возможно поэтому реакция на эту нагрузку в большей мере гипертонического типа. Нагрузка, характеризующая выносливость, оказывает благоприятнее воздействие на сердечнососудистую систему 14-тилетних. Возможно, это объясняется тем, что в этом возрасте у девочек морфофункциональные изменения в организме в целом установились. В возрасте 12-ти лет у девочек в ходе исследования особых отличий не наблюдалось.

При исследовании показателя качества реакции выявилось, что наиболее низким оно становится в возрасте, когда начинается период гормональных перестроек в организме. Возможно, именно поэтому, в этом возрасте, функциональные системы сердца в большей степени отрицательно реагируют на физические нагрузки. На повышение ПКР, возможно, сказывается завершение гормональных перестроек.

 

 



Заключение

Проведенное исследование существенно расширяет представление об особенностях сердечнососудистой системы в пубертатном периоде. Для теории и практики учебного контроля и физического воспитания требуются более системные знания о функционировании организма при мышечной деятельности и о его функциональных возможностях на разных этапах индивидуального развития. Исследование способствовало выявлению возраста в пубертатном периоде, обладающее более высокими показателями сердечнососудистой системы, тем самым, давая естественнонаучное обоснование для поиска более эффективных педагогических путей повышения физиологической дееспособности растущего организма.

 

 



Список литературы

 

1. Абзалов Р.А. Нигматуллина Р.Р. Изменение показателей насосной функции сердца у спортсменов и неспортсменов при выполнении мышечных нагрузок повышающейся мощности // Теория и практика физической культуры. – 1999. №8. С. 24–26.

2. Агаджанян М.Г., Бурякин Ф.Г. Кардиологические показатели, отражающие долговременную и срочную адаптацию борцов к нагрузкам // Теория и практика физической культуры. – 2002. №2. С. 5.

3. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. – М.: ФиС, 1989. – 208 с.

4. Актуальные вопросы кардиологии: Сборник статей/ Под ред. Р.С. Карпова. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. – 196 с. // И.Н. Конобеевская, Л.А. Тарумова. Использование велоэргометрии для оценки эффективности регулярных физических тренировок.

5. Александров А.А. Профилактика сердечнососудистых заболеваний в молодом возрасте. – М.: Медицина, 1987 – 80 с.

6. Аринчин Н.И. Помошники сердца. – М.: Знание, 1984. – 64 с.

7. Аринчин Н.И. Периферические «сердца» человека. – Мн.: Наука и техника, 1988. – 64 с.

8. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учеб. пособие для высшей школы. – 2-е изд., – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с.

9. Баевский Р.М., Гуров С.Г. Измерьте ваше здоровье. – М.: Сов. Россия, 1988. – 96 с.

10. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: «Академия», 2003. – 416 с.

11. Безруких М.М., Киселев М.Ф., Комаров Г.Д., Козлов А.П. Возрастные особенности организации двигательной активности у детей 6–16 лет // Физиология человека. – 2000. Т. 26. №3. С. 100–107.

12. Бочаров М.И. Спортивная метрология: Учеб. пособие. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2002. – 109 с.

13. В мире подростка / Под ред. А.А. Бедалева. Сост. Г.Б. Борисов. – М.: Медицина, 1980. – 95 с.

14. Ванюшин Ю.С., Ситдиков Ф.Г., Исхакова А.Т. Особенности сердечной деятельности детей 5–7 лет при нагрузках различной мощности // Физиология человека. – 2000. Т. 26. №3. С. 108–112.

15. Вахитов И.Х. Функциональные показатели сердца спортсменов, занимающихся атлетической гимнастикой // Теория и практика физической культуры. – 1999. №8. С. 44–45.

16. Вахитов И.Х., Абзалов Р.А., Сафин Р.С. и др. Динамика частоты сердечных сокращений и ударного объема крови детей младшего школьного возраста при смене режимов двигательной активности // Физиология человека. – 2003. Т. 29. №5. С. 148–150.

17. Воронцов П.В. Спортивная медицина: Учеб. пособие. – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1994. – 99 с.

18. Глушкова Л.И., Маймулов В.Г., Корабельников И.В. Обеспечение эколого-гигиенического благополучия населения в условиях Крайнего Севера: проблемы и решения: СПб им И.И. Мечникова, 2002. – 300 с.

19. Граевская Н.Д., Гончарова Г.А., Калугина Г.Е. Еще раз к проблеме «Спортивного сердца» // Теория и практика физической культуры. – 1997. №4. С. 2–4.

20. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

21. Завьялов А.И. Сердце – пятикамерная система // Теория и практика физической культуры. – 2005. №6. С. 23–26.

22. Зиятдинова А.И. Экология физической культуры человека // Теория и практика физической культуры. – 1999. №8. С. 15–17.

23. Инструментальные методы исследования сердечнососудистой системы (справочник) / Под ред. Т.С. Виноградовой. – М.: Медицина, 1986. – 416 с.

24. Косицкий Г.И. Цивилизация и сердце: М.: «Наука», 1977 – 182 с.

25. Куликова Н.В., Куделина О.В. Влияние дозированной ходьбы на сердечно-сосудистые и вегетативные реакции студентов // Теория и практика физической культуры. – 2004. №5. С. 42–43.

26. Лещинский Л.А., Карбасникова Г.В. Берегите сердце. – М.: Медицина, 1981. – 96 с.

27. Лошилов В.Н. Способ оценки общей работоспособности человека // Теория и практика физической культуры. – 2005. №4. С. 17–19.

28. Любомирский Л.Е., Букреева Л.Е., Васильева Р.М. Исследование функций двигательной системы и центрального кровообращения у девочек 7 – 12 лет с разным уровнем физической тренированности // Физиология человека. – 2000. Т. 26. №3. С. 113–120.

29. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А. Физическое воспитание учащихся 5 – 7 кл. – М.: Просвещение, 1997. – 367 с.

30. Матюшонок М.Т. Анатомия, физиология и гигиена детей. – М.: Просвещение, 1970. – 396 с.

31. Налобина А.Н. Использование физических средств восстановления в реабилитации пациентов, перенесших инфаркт миокарда // теория и практика физической культуры. – 2005. №6. С. 39–41.

32. Нигматуллина Р.Р. Срочные реакции показателей насосной функции сердца у спортсменов и неспортсменов при смене положения тела // Теория и практика физической культуры. – 1999. №8. С. 41–43.

33. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учеб. Пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.:» Академия», 2000. – 376 с.

34. Орлов В.Н., Ольхин В.А. Артериальное давление. Норма и патология. М.: Знание, 1981 – 64 с.

35. Панков В.А. Использование монитора сердечного ритма для контроля за эффективностью подготовки борцов // Теория и практика физической культуры. – 2002. №2. С. 2–4.

36. Полтырев С.С., Русин В.Я. Внутренние органы при физических нагрузках. – М.: Медицина, 1987 – 112 с.

37. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 608 с.

38. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.

39. Спирин В.К. Оптимизация восстановления сердечнососудистой системы путем применения упражнений на растягивание скелетных мышц // Теория и практика физической культуры. – 2004. №5. С. 12–14.

40. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника. – М.: Знание, 1987. – 96 с.

41. Тарасов А.Н., Гордиенко Е.А. Неотложная доврачебная помощь при сердечнососудистых заболеваниях. – Л.: Медицина, 1987. – 240 с.

42. Тонкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1981 – 319 с.

43. Физиология развития ребенка / Под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер; Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков. Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 296 с.

44. Фарбер Д.А. Физиология подростка. – М.: Педагогика, 1988. – 297 с.

45. Фомин Н.А. Дятлова Н.Н. Морфофункциональные предпосылки возрастных изменений кардио- и гемодинамики при занятиях спортом // Теория и практика физической культуры. – 2002. №2. С. 21–25.

46. Фомин Н.А. Физиология человека. – 3-е изд. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 416 с.

47. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.Г. Камкина и А.А. Каменского. – М.: «Академия», 2004. – 1072 с.

48. Хедман Р.Н. Спортивная физиология. – М.: ФиС, 1980. – 149 с.

49. Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии / Под. Общ. ред. Р.Ф. Морозовой. Серия «Медицина для Вас». Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 с.

50. Шумахер Р.Э. Здоровье народов Коми: Коми книжное изд-во, 1974. – 56 с.

51. Ягья Н.С. Здоровье населения севера. – Л.: Медицина, 1980. – 256 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: