Методика «Определение структуры мотивации трудовой деятельности»
Один из основополагающих моментов – определение структуры мотивации трудовой деятельности – позволяет выявить одноименная методика К. Замфира в модификации А. Реана.
Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации.
Напомним, что о внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
|
|
Данная методика позволяет выявить нежелательное соотношение между внутренней мотивацией, внешней отрицательной и внешней положительной мотивацией. Наихудшим вариантом, который должен насторожить психологов и педагогов является тот, где наименьшее значение принадлежит внутренней мотивации, а наибольшее значение принадлежит внешней отрицательной мотивации (разница между степенями выраженности равна 4–3 баллам).
2.2 Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» [46]
Следующая методика, которая представляет интерес в свете нашей работы, является «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно – потребностной сфере» (разработчик О.Ф. Потемкина).
Данная методика основана на работах Д.Н. Узнадзе (14), который, в свою очередь опирался на работы К. Юнга и Э. Фромма. Она позволяет диагностировать степень выраженности и взаимосвязь между собой социально-психологических установок у отдельной личности или группы людей.
Это прежде всего социально-психологические установки, связанные с «альтруизмом» и «эгоизмом», «процессуальной» и «результативной» направленностью, а также ориентацией на «свободу» и «власть», «труд» и «деньги».
Следует отметить, что можно на основании результатов использования методик, выявить несколько групп испытуемых:
1. Группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в равной степени.
2. Группа низкомотивированных испытуемых, у которых всe ориентации выражены чрезвычайно слабо.
3. Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.
Результаты по этой методике согласовываются с изложенным ранее материалом – четыре уровня сформированности мотивации у молодых людей. Соответственно, с помощью этой методики возможно выявить на каком уровне находится мотивационная сфера индивида.