Упражнение 1. «Избирательная рефлексия»

Цель: развитие навыка избирательной рефлексии.

Число участников: 10 человек.

Время выполнения15,-2 часа.

Обстановка: помещение, достаточно просторное для того, чтобы все участники могли сидеть в общем круге, а в случае необходимости раз­биться на пары и работать, не мешая друг другу. Необходимо при­готовить большие листы бумаги и маркеры или доску с мелом для записи комментариев членов группы в ходе обсуждений. Листы бу­маги с подобными комментариями можно прикрепить к стене и ис­пользовать в качестве заметок для памяти. Их можно оставить на сте­не до завершения работы мастер-класса. Эти памятки будут отражать взаимосвязь проводимых занятий и демонстрировать прогресс в об­учении.

Вы можете написать основные теоретические моменты на специ­альной прозрачной бумаге, и тогда вам потребуется проектор и экран. Все печатные материалы к упражнению должны быть подготовлены заранее и в достаточном количестве. Списки литературы можно задать в конце упражнения, по объему они не должны превышать од­ной страницы.

Предоставьте слово каждому участнику, и перед тем как перехо­дить к следующему упражнению, подождите, пока не будут прогово­рены все возникшие в группе мысли и чувства.

Методика: избирательная рефлексия предполагает вычленение сло­ва или фразы, которую клиент каким-то образом выделил. Затем это слово или фраза возвращается клиенту с тем, чтобы он взял ее в каче­стве «подсказки». Используемая умело и аккуратно, избирательная рефлексия может оказаться ценной терапевтической интервенцией. Ниже мы приводим пример использования данной интервенции.

Иногда меня удивляет то, что люди делают, вступив в брак. Я думаю, что большинство людей просто мирятся с существу­ющим положением вещей. Но это не для меня. Мне не кажется правильным сохранять существующие отношения, когда парт­неры в браке перестают даже заботиться друг о друге...

Вам не кажется правильным сохранять существующие отно­шения...

Но что я могу сделать? Несколько месяцев назад мы дошли до точки. Мы крупно поссорились. Я все это ненавидел. Но я думаю, что ссоры случаются у каждого человека. Невозможно прожить жизнь так, чтобы в ней вообще не было разногласий.

Вы ненавидели ссору...

Это было просто ужасно. Мы оба наговорили друг другу столь­ко всего, чего на самом деле и не имели в виду. По крайней мере, мне так кажется.

Для выполнения данного упражнения все участники разбиваются на пары; один становится «консультантом», другой — «клиентом». Затем «консультант», в то время как «клиент» что-либо ему расска­зывает, начинает отрабатывать навыки избирательной рефлексии. Через 15 минут происходит обмен ролями. Спустя 15 минут все участники вновь образуют общий круг и по очереди дают обратную связь о работе над упражнением. Проводится обсуждение, касающе­еся использования избирательной рефлексии в консультировании и ее ограничений как терапевтической интервенции. Тренер также мо­жет принимать участие в выполнении данного упражнения в качестве участника

Оценивание: все участники разбиваются на пары и на протяжении 5 минут обсуждают, что в данном упражнении понравилось, а что не понравилось. По прошествии 5 минут все участники вновь образуют общий круг и вместе обсуждают упражнение.

Завершение: участникам предоставляется 5 минут на задавание во­просов, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.

Упражнение 2. «Экстрасенс»

Цель: Отработка навыков понимания другого человека.

Время выполнения: от 20 минут до 35 минут

Число участников: от 5 до 25 человек.    

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Конфуций

«Представьте себе, что вы обладаете экст­расенсорными способностями, в частности, умеете читать мысли и чувства другого чело­века по выражению его глаз, лица, по позе, т. е. как он сидит, и т. п. А теперь среди участ­ников найдите одного, чье состояние и мысли вы будете угадывать. Вам дается 3 минуты на то, чтобы вы письменно изложили, о чем он думал во время занятия, какие чувства испы­тывал, и т. п.

Затем вы сядете в большой круг и, обраща­ясь к человеку, состояние которого вы описа­ли, расскажете ему о нем (о его состоянии и мыслях). Тот, чье состояние описывали, мо­жет прокомментировать этот рассказ, т. е. вы­сказать свое мнение - подтвердить правиль­ность выводов «экстрасенса» (если рассказан­ное соответствует его действительным мыс­лям и ощущениям) или опровергнуть».

Рекомендации. Перед началом этого этюда вы можете пред­ложить участникам объединиться в пары и каждому описать состояние и мысли своего партнера, т. е. отработать в открытом режиме. Но можно провести это упражнение в закрытом режиме, т. е. участник описывает состояние партнера, который не знает, что все это относится к нему. А затем члены груп­пы должны определить, чье состояние было описано.

ЗАНЯТИЕ 6. «ПРИНИМАЮ РЕШЕНИЕ...»

Цель: Отработка  не­обходимости самостоятельного решения проблем общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: