Реформирование налоговой системы в России

Принятый в России новый пакет законов о налогах впитал в себя мировой опыт, что важно для выхода страны из экономической изоляции, отвечает в основном требованиям рыночной экономике и имеет определенную социальную направленность. Налоговая система не лишена серьезных недостатков и просчетов, подвергается серьезной и нередко обоснованной критике со стороны налогоплательщиков и специалистов. Важно сопоставить новую налоговую систему России с налогами, действующими в разных зарубежных странах, ибо переход к рыночной экономике немыслим без использования опыта западных государств наряду со всем лучшим, что имелось в нашей стране.

Основные причины реформирования налоговой системы в России и пути решений проблем налогообложения:

1. Переоценка роли налога на прибыль, от уплаты которого возможно уклониться, зная особенности налогообложения, условия и механизм его исчисления и уплаты. В частности от вида и формы предприятия, политики руководства, механизма уплаты налога в организации, при которых прибыль как токовая отсутствует, особенно когда у руководителя цель обанкротить предприятие или уйти от налогообложения.

2. Сохранение целевых отчислений во внебюджетные фонды, формирование фондов, как и бюджетов, осуществляется за счет отдельных видов налогов и неналоговых поступлений, и в принципе их формирование производиться из одних и тех же налоговых источников. Этого можно избежать, если в бюджете предусмотреть отдельные статьи, например, вместо пенсионного фонда в бюджете будет определенная статья, насчет которой законом предусматривается перечисления определенной суммы средств. В данном случае:

· Не нужно будет содержать огромное количество лишних служащих, что приведет к упрощению налоговой и бюджетной систем и их экономичности;

· Уменьшится число инструкций и писем соответствующих органов, упростится информационная база налоговой и бюджетной системы;

· Упростятся функции отдельных органов власти и бюрократические процедуры внутри налоговой и бюджетной системы;

· Появляется возможность упростить процесс автоматизации, что повысит экономичность налоговой и бюджетной систем.

3. Неоправданное принижение роли и значения налогов, взимаемых с физических лиц. Как показывает анализ, в РФ доля подоходного налога в Консолидированном бюджете колеблется на уровне 9,6-10,6% и более, в  Федеральном бюджете РФ 0,5-1,0%, региональном от 9,2 до 9,8%, местных бюджетов от 19 до 19,5% от общей суммы налоговых поступлений в соответствующий уровень бюджета.

4. Принижение роли налога на имущество физических и юридических лиц. На его долю приходится в среднем 6,7% в Консолидированном бюджете, 0,1-0,2% в Федеральном, 9% в региональных и до 10% в местных бюджетах относительно общих налоговых поступлений в соответствующий уровень бюджета. Доля поступления данного вида налога в бюджет отличается в зависимости от вида налогоплательщика: юридического или физического лица. Например, эта доля составляет 6-9%, уплачиваемая юридическими лицами, и 0,1-0,3% физическими лицами.

5. В законодательстве недостаточно проработаны вопросы налогообложения природных ресурсов. В частности, в налоговом законодательстве РФ не проработан вопрос обложения налогом природной ренты, за счет которой предприниматели получают колоссальные прибыли. Хотя природные ресурсы и являются общим достоянием народа, но ввиду отсутствия закона о природной ренте народ не получает никакого дохода за счет эксплуатации природных богатств.

6. Налог не является добровольным отчуждением части дохода в пользу государства. Это не только принудительное изъятие части дохода налогоплательщика в доход государства с учетом взимания штрафов в случае несвоевременной уплаты налогов, но и привлечение налогоплательщика к административной или уголовной ответственности в случаях нарушения законодательства.

7. Необоснованно высокие размеры санкций за налоговые правонарушения. Например, несвоевременная постановка на учет в налоговом органе влечет за собой штрафные санкции в размере от 5000 до 20000 рублей, непредставление налоговой декларации в налоговой орган в течение 6 месяцев влечет взыскание штрафа в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере от 20 до 40% от суммы неуплаты налога.

8. Необоснованное количество видов налогов и сборов. В РФ установлено 15 видов налогов, в США – 20, во Франции 26, в Германии – 13, в Японии - 10. Вместе с тем анализ свидетельствует, что все налоги по своему предназначению сходны, и их можно объединить в группы по сходным признакам или в конечном счете заменить одним видом налогом на доход и установить такой размер налоговой ставки, что не уменьшит общую сумму средств, поступивших в бюджет от налоговых сборов.

9. Взимание одновременно нескольких видов налогов с одного объекта налога. Например, с товара, продаваемого на рынке, изымается НДС, акциз. Их природа одна и та же, но налог изымается дважды, что противоречит принципы двойного налогообложения.

10. Необоснованность достаточно высоких налоговых ставок на отдельные виды налогов и сборов. В частности, налоговая ставка на НДС в ряде государств колеблется в пределах от 18 до 30%, в том числе в РФ от 28 к 18%.

11. Необоснованность введения и взимания НДС со всех видов товаров, работ и услуг с достаточно большей налоговой ставкой в 18%. Например, покупка изделий из драгоценных металлов не несет в себе абсолютно никакой добавленной стоимости.

12. Бессистемность и поспешность внесения изменений, поправок, введения или отмены новых видов налогов и сборов характеризуют налоговую систему как самую нестабильную и непредсказуемую, что делает непредсказуемым бюджеты, негативно сказывается на инвестициях в экономику и, следовательно, на развитии социально – экономического сектора и стабильности общества. Введение страхового  налога на автотранспорт не дает средств в бюджет, а лишь порождает новый слой коррупционеров. Отмена налога с продаж изъяла из бюджета регионов миллиарды рублей, что отрицательно скажется на обеспеченности граждан, но никаким образом не приведет на обеспеченности граждан, но никоим образом не приведет к снижению цен на рынке, как это предполагалось законодателями. Уменьшение налоговой ставки единого социального налога приведет к отмене льгот, в том числе пенсионеров.

13. Налоговая система является сложной, противоречивой, запутанной, отягченной огромным числом налогов, сборов и платежей, огромным числом чиновников всех рангов и к тому же малоэффективной и неэкономичной.

14. Налоговая система России не имеет национальной окраски, копирует западные модели, хотя и имеет свои отличительные особенности:

· Не обеспечивает максимально благоприятный налоговый режим для вложения инвестиций в экономику не только частных лиц, особенно российских инвесторов, но и государств – инвесторов в целом;

· Не исключает из налогообложения капиталы, вложенные в производство, и реинвестируемую прибыль;

· Стимулирует уход субъектов налога от налогового бремени, что производит к снижению социальных платежей и пополнению внебюджетных фондов;

· Из-за низких доходов большинства населения (30% населения проживает за чертой бедности и 40% - на уровне прожиточного минимума) не происходит формирования среднего класса налогоплательщиков, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и не способствует ее развитию;

· Неправомерно и неравномерно распределяются налоговое бремя между законопослушными и уклоняющимися от уплаты налогов отдельными субъектами налога;

· Ежемесячная и ежеквартальная система уплаты налогов и сборов по большинству видов платежей приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий, особенно мелких, не давая им возможности к развитию;

· Противоречивость, сложность и запутанность многочисленных инструкций, указаний и разъяснений налоговой и таможенной служб усложняет работу финансовых и бухгалтерских служб предприятий;

По мере развития рыночных отношений присущее налоговой системы недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений (что является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает массовое неудовольствие налогоплательщиков), уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности выплат или выплате заработной платы через «черные кассы», углублению и расширению сети теневой экономике.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: