В целом налоговая политика в 2011-2013 гг будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста на основе стимулирования инновационной активности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы.
По стимулированию инновационной деятельности предусматривается:
- снижение до 2015 г, а для отдельных категорий плательщиков до 2020 г, совокупной ставки страховых взносов до 14 % в пределах страхуемого годового заработка /уплата взносов по полной ставке для этих плательщиков будет осуществляться за счет федерального бюджета/. При этом для организаций средств массовой информации планируется установить специальный переходный период роста совокупной ставки страховых взносов с выходом на предельную величину – 34 проц - в 2015 г;
- изменение подходов к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп;
- уточнение порядка учета расходов на научные исследования и /или/ опытно-конструкторские разработки /закрепление единого по всем видам работ порядка ведения налогового учета расходов на НИОКР, который не должен содержать неясностей и противоречий/;
|
|
- создание резервов предстоящих расходов организаций на НИОКР;
- сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспортных операциях;
- освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции;
- создание благоприятных условий налогового администрирования для инновационных компаний, включая создание специальных налоговых инспекций и снижение периодичности и сроков проведения проверок;
- передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам РФ и увеличение его размера;
- совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально-значимых областях;
- введение специального налогового режима для организаций-участников технопарка "Сколково".
По налогу на прибыль организаций предусматривается:
- сокращение возможностей минимизации налогообложения, в частности, установление с 2011 г особого порядка переноса убытков при реорганизации организаций, предусматривающего ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка реорганизуемых организаций;
|
|
- решение вопроса нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль;
- установление порядка налогообложения экономической выгоды при предоставлении беспроцентных займов, кредитов, векселей и т.п.;
- совершенствование механизма учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов;
- уточнение порядка налогообложения прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств;
- повышение с 3 млн до 10 млн руб объема доходов от реализации, при получении которого организации уплачивают только квартальные /а не месячные/ авансовые платежи.
По налогу на добавленную стоимость предусматривается:
- уточнение порядка оформления счетов-фактур, внесения в них уточнений и возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями;
- уточнение порядка восстановления сумм налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам, проведенных на объектах, которые стали использоваться для осуществления операций, не подлежащих налогообложению, а также в случае выбытия товаров, в том числе основных средств, не связанного с операциями по реализации;
- уточнение порядка применения нулевой ставки при реализации товаров в соответствии с таможенными режимами экспорта и перемещения припасов в случае поступления выручки от реализации указанных товаров /припасов/ от третьих лиц;
- уточнение порядка освобождения от налога на добавленную стоимость услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий.
По акцизам предусматривается:
- изменение порядка исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
- уточнение размеров индексации на 2011 и 2012 гг, индексация ставок акцизов на 2013 г с учетом планируемого уровня инфляции. При этом опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами будут проиндексированы ставки акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию.
По введению налога на недвижимость предусматривается подготовка на основании анализа результатов работ по проведению кадастровой оценки недвижимости и формированию кадастра недвижимости в 2010-2012 гг к внесению изменений в Налоговый кодекс РФ, которыми предполагается постепенный переход к этому налогу взамен действующего налога на имущество организаций и земельного налога, а также предельные сроки такого перехода.
По налогообложению имущества /в том числе земельных участков/ предусматривается: возложение обязанности по уплате налога на имущество организаций и земельного налога в отношении имущества /в том числе земельных участков/ паевого инвестиционного фонда на управляющие компании; установление порядка исчисления земельного налога при использовании земель сельхозназначения не по назначению с коэффициентом 4 к основной ставке налога по этим землям; сокращение установленных на федеральном уровне льгот по указанным налогам.
По налогу на добычу полезных ископаемых /НДПИ/, взимаемому при добыче углеводородного сырья /нефти и природного газа/, а также при добыче твердых полезных ископаемых предусматривается:
- проведение оценки целесообразности введения ставки НДПИ на нефть в размере 0 руб на определенный срок при добыче нефти на новых месторождениях севера Ямало-Ненецкого округа по аналогии с месторождениями Восточной Сибири;
- изменение порядка налогообложения НДПИ природного газа, закачиваемого обратно в пласт для поддержания пластового давления;
|
|
- проведение анализа целесообразности установления понижающих коэффициентов к ставке НДПИ при добыче нефти на новых участках недр с незначительными запасами;
- продолжение работы по созданию налоговых стимулов для утилизации попутного нефтяного газа, а также по определению оптимального размера ставки НДПИ, взимаемого при добыче природного газа с учетом динамики цен на газ;
- продолжение создания механизма перехода в долгосрочной перспективе на налогообложение добычи природных ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной деятельности /налог на добавочный доход/;
- продолжение работы по максимально широкому использованию специфических налоговых ставок при добыче твердых полезных ископаемых /в первую очередь, каменного угля, торфа, солей и т д/.
По водному налогу предусматривается индексация размера ставок налога с учетом значительного роста роста тарифов на воду, отпускаемую потребителям.
По специальным налоговым режимам предусматривается совершенствование упрощенной системы налогообложения на основе патента; сокращение применения системы налогобложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности во избежании конкуренции с упрощенной системом налогобложения на основе патента.
По налоговому администрированию предусматривается:
- совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;
- введение в законодательство о налогах и сборах института консолидированных групп налогоплательщиков и особого порядка исчисления налога на прибыль организаций для участников таких групп;
- совершенствование порядка учета налогоплательщиков;
- расширение электронного документооборота в налоговой сфере, включая уплату налогов и сборов с использованием электронных платежных средств, внедрение системы электронных счетов-фактур, передачу документов в электронном виде банкам, органам исполнительной власти, местным администрациям и другим организациям;
|
|
- ограничение применения льгот, предусмотренных действующими международными договорами об избежании двойного налогообложения;
- упрощение администрирования налогообложения физических лиц.
Заключение
Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Бюджет занимает очень важное место в финансовой системе страны, а значит, имеет основополагающее значение для развития экономической и политической ситуации в государстве. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов и доходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственные кредиты, государственные расходы и др.) является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Список использованной литературы
1. Учебники, монографии, сборники научных трудов Агапова Г.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - 3-е изд. / Под общей редакцией д. э. н., проф. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им М.В. Ломоносова, Издательство "Дело и Сервис", 2000.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005.
3. Бюджетная система России: Учебник для вузов/Под ред. проф.Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
4. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник - 3-е изд., - М.: Издательско-торговая корпорация " Дашков и К", 2006.
5. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. И.П. Платоновой, В.А. Шумаева, И. В, Бушуевой. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008.
6. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристь, 2000.
7. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учебное пособие/Т.Ю. Матвеева; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - 3-е изд. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.
8. Муталимов М.П. Основы экономической теории: Учебн. - метод. пособие. - Ми.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002.
9. Экономика: Учебник/Под ред.А.С. Булатова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
10. Экономическая теория: Учебник для вузов/Под ред. проф. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
11. Экономическая теория: Учебник для вузов. Серия "Учебники и учебные пособия". - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001. Статьи из журналов и газет.
12. А.Л. Кудрин. Бюджет - основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны // Финансы. 2008. № 12.
13. А. Селезнев. Проблемы бюджетной трехлетки // Экономист. 2009. № 2.
14. Коровкина Е.Б. о доходах и расходах федерального бюджета // Финансы. 2004. № 8.
Приложение 1
Показатели федерального бюджета в бюджетных трехлетках на 2008-2010 и 2009-2011 гг.
Бюджетная трехлетка 2008-2010 гг. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Объем ВВп, млрд. руб. | 34870,0 | 39480,0 | 44480 |
% | 100,0 | 113,2 | 127,5 |
Доходы федерального бюджета, млрд. руб. | 6673,2 | 7421,2 | 8035,0 |
% к ВВП | 19,3 | 18,79 | 18,06 |
Расходы федерального бюджета, млрд. руб. | 6500,3 | 7361,9 | 7998,7 |
% к ВВП | 18,6 | 18,65 | 17,98 |
Профицит бюджета, млрд. руб. | 172,9 | 59,3 | 36,3 |
% к доходам | 2,59 | 0,8 | 0,45 |
Бюджетная трехлетка 2009-2011 гг. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. |
Объем ВВп, млрд. руб. | 51175,0 | 59146,0 | 67610,0 |
Доходы федерального бюджета, млрд. руб. | 10927,1 | 11733,6 | 12839,0 |
% к ВВП | 21,55 | 19,8 | 19,0 |
Расходы федерального бюджета, млрд. руб. | 9024,7 | 10320,3 | 11317,7 |
% к ВВП | 18,0 | 17,4 | 16,7 |
Профицит бюджета, млрд. руб. | 1902,4 | 1413,4 | 1521,3 |
Накопленная величина Резервного фонда, млрд. руб. | 5100 | 5900 | 6700 |
% к ВВП | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
Расчетная цена нефти, в долл. за баррель | 95,0 | 90,0 | 88,0 |
Уровень инфляции,% | 8,5 | 7,0 | 6,8 |
Приложение 2
Структура расходов федерального бюджета, предусмотренная в бюджетной трехлетке 2008-2010
| 2007 г. | Первая бюджетная трехлетка | ||
(закон) | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Расходы - всего | ||||
млрд. руб. | 5463,9 | 6500,3 | 7361,9 | 7998,7 |
темп роста,% к 2007 г. | 100,0 | 119,0 | 134,7 | 146,4 |
Общегосударственные вопросы | ||||
млрд. руб. | 808,2 | 896,4 | 974,3 | 1032,4 |
% к расходам всего | 15,0 | 13,8 | 13,2 | 12,9 |
темп роста,% к 2007 г | 100,0 | 110,9 | 120,6 | 127,7 |
Национальная оборона | ||||
млрд. руб. | 822,0 | 957,9 | 1057,8 | 1191,2 |
% к расходам всего | 15,0 | 14,7 | 14,4 | 14,9 |
темп роста,% к 2007 г | 100,0 | 116,5 | 128,7 | 144,9 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | ||||
млрд. руб. | 662,9 | 769,1 | 923,7 | 1000,4 |
% к расходам всего | 12,1 | 11,8 | 12,5 | 12,5 |
темп роста,% к 2007 г | 100,0 | 116,0 | 139,3 | 150,9 |
Национальная экономика | ||||
млрд. руб. | 497,2 | 672,8 | 753,5 | 508,5 |
% к расходам всего | 9,1 | 10,4 | 10,2 | 6,4 |
темп роста,% к 2007 г | 100,0 | 135,3 | 151,5 | 102,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | ||||
млрд. руб. | 53,0 | 56,5 | 79,2 | 71,0 |
% к расходам всего | 1,0 | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
темп роста,% к 2007 г | 100,0 | 106,6 | 149,4 | 134,0 |
Охрана окружающей среды | ||||
млрд. руб. | 8,1 | 9,4 | 10,3 | 11,0 |
% к расходам всего | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
темп роста,% к 2007 г | 100,0 | 116,0 | 127,2 | 135,8 |
Образование | ||||
млрд. руб. | 277,9 | 310,0 | 312,3 | 341,2 |
% к расходам всего | 5,1 | 4,8 | 4,2 | 4,3 |
темп роста,% к 2007 г | 100,0 | 111,6 | 112,4 | 122,8 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | ||||
млрд. руб. | 67,8 | 78,1 | 66,9 | 64,4 |
% к расходам всего | 1,2 | 1,2 | 0,9 | 0,8 |
темп роста,% к 2007 г | 100,0 | 115,2 | 98,7 | 95,0 |
Здравоохранение и спорт | ||||
млрд. руб. | 206,4 | 211,8 | 229,2 | 269,4 |
% к расходам всего | 3,8 | 3,3 | 3,1 | 3,4 |
темп роста,% к 2007 г | 100,0 | 102,6 | 111,0 | 130,5 |
Социальная политика | ||||
млрд. руб. | 215,6 | 257,1 | 340,0 | 375,2 |
% к расходам всего | 3,9 | 4,2 | 4,6 | 4,7 |
темп роста,% к 2007 г | 100,0 | 157,7 | 157,7 | 130,5 |
Приложение 3
Структура расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг.
(в млрд. руб)
Расходы по функциональной классификации | Принятый закон о бюджете | ||
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |
Расходы - всего | 7943,0 | 8888,3 | 9546,6 |
Общегосударственные вопросы | 1143,7 | 1172,3 | 1135,4 |
% к расходам всего | 14,4 | 13,2 | 11,9 |
Национальная оборона | 712,6 | 734,9 | 806,9 |
% к расходам всего | 9,7 | 8,3 | 8,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 756,3 | 833,6 | 888,7 |
% к расходам всего | 9,5 | 9,4 | 9,3 |
Национальная экономика | 1063,7 | 1165,8 | 1371,5 |
% к расходам всего | 13,4 | 13,1 | 14,4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 81,0 | 82,2 | 79,4 |
% к расходам всего | 1,02 | 0,92 | 0,83 |
Охрана окружающей среды | 13,8 | 14,7 | 15,05 |
% к расходам всего | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Образование | 410,4 | 448,5 | 465,4 |
% к расходам всего | 5,2 | 5,00 | 4,87 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 114,1 | 114,1 | 114,3 |
% к расходам всего | 1,44 | 1,28 | 1,2 |
Здравоохранение и спорт | 349,9 | 365,8 | 367,5 |
% к расходам всего | 4,4 | 4,1 | 3,85 |
Социальная политика | 310,2 | 338,6 | 307,9 |
% к расходам всего | 3,9 | 3,81 | 3,22 |