Основные направления фискальной политики в посткризисный период

В целом налоговая политика в 2011-2013 гг будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста на основе стимулирования инновационной активности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы.

По стимулированию инновационной деятельности предусматривается:

- снижение до 2015 г, а для отдельных категорий плательщиков до 2020 г, совокупной ставки страховых взносов до 14 % в пределах страхуемого годового заработка /уплата взносов по полной ставке для этих плательщиков будет осуществляться за счет федерального бюджета/. При этом для организаций средств массовой информации планируется установить специальный переходный период роста совокупной ставки страховых взносов с выходом на предельную величину – 34 проц - в 2015 г;

- изменение подходов к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп;

 

- уточнение порядка учета расходов на научные исследования и /или/ опытно-конструкторские разработки /закрепление единого по всем видам работ порядка ведения налогового учета расходов на НИОКР, который не должен содержать неясностей и противоречий/;

- создание резервов предстоящих расходов организаций на НИОКР;

- сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспортных операциях;

- освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции;

- создание благоприятных условий налогового администрирования для инновационных компаний, включая создание специальных налоговых инспекций и снижение периодичности и сроков проведения проверок;

- передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам РФ и увеличение его размера;

- совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально-значимых областях;

- введение специального налогового режима для организаций-участников технопарка "Сколково".

По налогу на прибыль организаций предусматривается:

- сокращение возможностей минимизации налогообложения, в частности, установление с 2011 г особого порядка переноса убытков при реорганизации организаций, предусматривающего ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка реорганизуемых организаций;

 

- решение вопроса нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль;

- установление порядка налогообложения экономической выгоды при предоставлении беспроцентных займов, кредитов, векселей и т.п.;

- совершенствование механизма учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов;

- уточнение порядка налогообложения прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств;

- повышение с 3 млн до 10 млн руб объема доходов от реализации, при получении которого организации уплачивают только квартальные /а не месячные/ авансовые платежи.

По налогу на добавленную стоимость предусматривается:

- уточнение порядка оформления счетов-фактур, внесения в них уточнений и возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями;

- уточнение порядка восстановления сумм налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам, проведенных на объектах, которые стали использоваться для осуществления операций, не подлежащих налогообложению, а также в случае выбытия товаров, в том числе основных средств, не связанного с операциями по реализации;

- уточнение порядка применения нулевой ставки при реализации товаров в соответствии с таможенными режимами экспорта и перемещения припасов в случае поступления выручки от реализации указанных товаров /припасов/ от третьих лиц;

- уточнение порядка освобождения от налога на добавленную стоимость услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий.

 

По акцизам предусматривается:

- изменение порядка исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

- уточнение размеров индексации на 2011 и 2012 гг, индексация ставок акцизов на 2013 г с учетом планируемого уровня инфляции. При этом опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами будут проиндексированы ставки акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию.

По введению налога на недвижимость предусматривается подготовка на основании анализа результатов работ по проведению кадастровой оценки недвижимости и формированию кадастра недвижимости в 2010-2012 гг к внесению изменений в Налоговый кодекс РФ, которыми предполагается постепенный переход к этому налогу взамен действующего налога на имущество организаций и земельного налога, а также предельные сроки такого перехода.

По налогообложению имущества /в том числе земельных участков/ предусматривается: возложение обязанности по уплате налога на имущество организаций и земельного налога в отношении имущества /в том числе земельных участков/ паевого инвестиционного фонда на управляющие компании; установление порядка исчисления земельного налога при использовании земель сельхозназначения не по назначению с коэффициентом 4 к основной ставке налога по этим землям; сокращение установленных на федеральном уровне льгот по указанным налогам.

По налогу на добычу полезных ископаемых /НДПИ/, взимаемому при добыче углеводородного сырья /нефти и природного газа/, а также при добыче твердых полезных ископаемых предусматривается:

- проведение оценки целесообразности введения ставки НДПИ на нефть в размере 0 руб на определенный срок при добыче нефти на новых месторождениях севера Ямало-Ненецкого округа по аналогии с месторождениями Восточной Сибири;

- изменение порядка налогообложения НДПИ природного газа, закачиваемого обратно в пласт для поддержания пластового давления;

- проведение анализа целесообразности установления понижающих коэффициентов к ставке НДПИ при добыче нефти на новых участках недр с незначительными запасами;

- продолжение работы по созданию налоговых стимулов для утилизации попутного нефтяного газа, а также по определению оптимального размера ставки НДПИ, взимаемого при добыче природного газа с учетом динамики цен на газ;

- продолжение создания механизма перехода в долгосрочной перспективе на налогообложение добычи природных ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной деятельности /налог на добавочный доход/;

- продолжение работы по максимально широкому использованию специфических налоговых ставок при добыче твердых полезных ископаемых /в первую очередь, каменного угля, торфа, солей и т д/.

По водному налогу предусматривается индексация размера ставок налога с учетом значительного роста роста тарифов на воду, отпускаемую потребителям.

По специальным налоговым режимам предусматривается совершенствование упрощенной системы налогообложения на основе патента; сокращение применения системы налогобложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности во избежании конкуренции с упрощенной системом налогобложения на основе патента.

По налоговому администрированию предусматривается:

- совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;

 

- введение в законодательство о налогах и сборах института консолидированных групп налогоплательщиков и особого порядка исчисления налога на прибыль организаций для участников таких групп;

- совершенствование порядка учета налогоплательщиков;

- расширение электронного документооборота в налоговой сфере, включая уплату налогов и сборов с использованием электронных платежных средств, внедрение системы электронных счетов-фактур, передачу документов в электронном виде банкам, органам исполнительной власти, местным администрациям и другим организациям;

- ограничение применения льгот, предусмотренных действующими международными договорами об избежании двойного налогообложения;

- упрощение администрирования налогообложения физических лиц.


Заключение

Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Бюджет занимает очень важное место в финансовой системе страны, а значит, имеет основополагающее значение для развития экономической и политической ситуации в государстве. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов и доходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственные кредиты, государственные расходы и др.) является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.



Список использованной литературы

 

1. Учебники, монографии, сборники научных трудов Агапова Г.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - 3-е изд. / Под общей редакцией д. э. н., проф. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им М.В. Ломоносова, Издательство "Дело и Сервис", 2000.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005.

3. Бюджетная система России: Учебник для вузов/Под ред. проф.Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

4. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник - 3-е изд., - М.: Издательско-торговая корпорация " Дашков и К", 2006.

5. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. И.П. Платоновой, В.А. Шумаева, И. В, Бушуевой. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008.

6. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристь, 2000.

7. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учебное пособие/Т.Ю. Матвеева; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - 3-е изд. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.

8. Муталимов М.П. Основы экономической теории: Учебн. - метод. пособие. - Ми.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002.

9. Экономика: Учебник/Под ред.А.С. Булатова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

10. Экономическая теория: Учебник для вузов/Под ред. проф. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

11. Экономическая теория: Учебник для вузов. Серия "Учебники и учебные пособия". - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001. Статьи из журналов и газет.

12. А.Л. Кудрин. Бюджет - основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны // Финансы. 2008. № 12.

13. А. Селезнев. Проблемы бюджетной трехлетки // Экономист. 2009. № 2.

14. Коровкина Е.Б. о доходах и расходах федерального бюджета // Финансы. 2004. № 8.


                                                      Приложение 1

Показатели федерального бюджета в бюджетных трехлетках на 2008-2010 и 2009-2011 гг.

Бюджетная трехлетка 2008-2010 гг. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Объем ВВп, млрд. руб. 34870,0 39480,0 44480
% 100,0 113,2 127,5
Доходы федерального бюджета, млрд. руб. 6673,2 7421,2 8035,0
% к ВВП 19,3 18,79 18,06
Расходы федерального бюджета, млрд. руб. 6500,3 7361,9 7998,7
% к ВВП 18,6 18,65 17,98
Профицит бюджета, млрд. руб. 172,9 59,3 36,3
% к доходам 2,59 0,8 0,45
Бюджетная трехлетка 2009-2011 гг. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Объем ВВп, млрд. руб. 51175,0 59146,0 67610,0
Доходы федерального бюджета, млрд. руб. 10927,1 11733,6 12839,0
% к ВВП 21,55 19,8 19,0
Расходы федерального бюджета, млрд. руб. 9024,7 10320,3 11317,7
% к ВВП 18,0 17,4 16,7
Профицит бюджета, млрд. руб. 1902,4 1413,4 1521,3
Накопленная величина Резервного фонда, млрд. руб. 5100 5900 6700
% к ВВП 10,0 10,0 10,0
Расчетная цена нефти, в долл. за баррель 95,0 90,0 88,0
Уровень инфляции,% 8,5 7,0 6,8

 


Приложение 2

Структура расходов федерального бюджета, предусмотренная в бюджетной трехлетке 2008-2010

 

2007 г.

Первая бюджетная трехлетка

(закон) 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Расходы - всего

млрд. руб. 5463,9 6500,3 7361,9 7998,7
темп роста,% к 2007 г. 100,0 119,0 134,7 146,4

Общегосударственные вопросы

млрд. руб. 808,2 896,4 974,3 1032,4
% к расходам всего 15,0 13,8 13,2 12,9
темп роста,% к 2007 г 100,0 110,9 120,6 127,7

Национальная оборона

млрд. руб. 822,0 957,9 1057,8 1191,2
% к расходам всего 15,0 14,7 14,4 14,9
темп роста,% к 2007 г 100,0 116,5 128,7 144,9

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

млрд. руб. 662,9 769,1 923,7 1000,4
% к расходам всего 12,1 11,8 12,5 12,5
темп роста,% к 2007 г 100,0 116,0 139,3 150,9

Национальная экономика

млрд. руб. 497,2 672,8 753,5 508,5
% к расходам всего 9,1 10,4 10,2 6,4
темп роста,% к 2007 г 100,0 135,3 151,5 102,3

Жилищно-коммунальное хозяйство

млрд. руб. 53,0 56,5 79,2 71,0
% к расходам всего 1,0 0,9 1,1 0,9
темп роста,% к 2007 г 100,0 106,6 149,4 134,0

Охрана окружающей среды

млрд. руб. 8,1 9,4 10,3 11,0
% к расходам всего 0,2 0,1 0,1 0,1
темп роста,% к 2007 г 100,0 116,0 127,2 135,8

Образование

млрд. руб. 277,9 310,0 312,3 341,2
% к расходам всего 5,1 4,8 4,2 4,3
темп роста,% к 2007 г 100,0 111,6 112,4 122,8

Культура, кинематография и средства массовой информации

млрд. руб. 67,8 78,1 66,9 64,4
% к расходам всего 1,2 1,2 0,9 0,8
темп роста,% к 2007 г 100,0 115,2 98,7 95,0

Здравоохранение и спорт

млрд. руб. 206,4 211,8 229,2 269,4
% к расходам всего 3,8 3,3 3,1 3,4
темп роста,% к 2007 г 100,0 102,6 111,0 130,5

Социальная политика

млрд. руб. 215,6 257,1 340,0 375,2
% к расходам всего 3,9 4,2 4,6 4,7
темп роста,% к 2007 г 100,0 157,7 157,7 130,5

 


Приложение 3

Структура расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг.

(в млрд. руб)

Расходы по функциональной классификации

Принятый закон о бюджете

2009 г. 2010 г. 2011 г.
Расходы - всего 7943,0 8888,3 9546,6
Общегосударственные вопросы 1143,7 1172,3 1135,4
% к расходам всего 14,4 13,2 11,9
Национальная оборона 712,6 734,9 806,9
% к расходам всего 9,7 8,3 8,5
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 756,3 833,6 888,7
% к расходам всего 9,5 9,4 9,3
Национальная экономика 1063,7 1165,8 1371,5
% к расходам всего 13,4 13,1 14,4
Жилищно-коммунальное хозяйство 81,0 82,2 79,4
% к расходам всего 1,02 0,92 0,83
Охрана окружающей среды 13,8 14,7 15,05
% к расходам всего 0,1 0,1 0,1
Образование 410,4 448,5 465,4
% к расходам всего 5,2 5,00 4,87
Культура, кинематография и средства массовой информации 114,1 114,1 114,3
% к расходам всего 1,44 1,28 1,2
Здравоохранение и спорт 349,9 365,8 367,5
% к расходам всего 4,4 4,1 3,85
Социальная политика 310,2 338,6 307,9
% к расходам всего 3,9 3,81 3,22

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: