Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Участники рынка ценных бумаг — это физические и юри­дические лица, вступающие в определенные экономические от­ношения по поводу обращения ценных бумаг. К ним относятся не только физические лица и организации, которые продают или покупают ценные бумаги, но и те, которые обслуживают их обо­рот и расчеты по ним.

В зависимости от роли и функционального назначения учас­тников рынка ценных бумаг можно разделить на следующие основные группы: эмитенты; инвесторы; фондовые посредники; организации, обслуживающие рынок ценных бумаг; государствен­ные органы регулирования и контроля; саморегулируемые орга­низации.

В качестве эмитентов выступают юридические лица и орга­ны государственного управления, выпускающие в обращение ценные бумаги.

  Инвесторами могут выступать любые юриди­ческие и физические лица, приобретающие ценные бумаги с раз­личными целями, главными из которых являются получение дохода, управление акционерным обществом и т.д.

Фондовые посредники обеспечивают связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг. Наиболее известными посредниками являются брокеры и дилеры.

Организации, об­служивающие рынок ценных бумаг, — это организации, выпол­няющие все другие функции на рынке ценных бумаг, кроме функций купли-продажи этих ценных бумаг. К ним в числе прочих относятся фондовые биржи или небиржевые организа­торы рынка, депозитарии, клиринговые центры, расчетные палаты, регистраторы, информационные органы или организации.

К государственным органам регулирования и контроля рынка ценных бумаг в Республике Беларусь относятся: высшие органы управления (Президент, Правительство), министерства и ведом­ства (Министерство финансов Республики Беларусь и Министер­ство экономики Республики Беларусь, Департамент по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь), Национальный банк Республики Беларусь.

Саморегулируемые организации — объединения профессио­нальных участников рынка ценных бумаг, которые берут на себя часть регулирующих и иных функций на фондовом рынке. В Республике Беларусь таковой является Белорусская ассоциа­ция участников рынка ценных бумаг.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и опе­раций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Процесс государственного регулирования рынка ценных бумаг включает:

• создание нормативной правовой базы функционирования рынка, т.е. разработку законов, постановлений, правил, положе­ний, инструкций, методических указаний и других нормативных актов, в соответствии с которыми осуществляется выпуск, разме­щение, обращение, погашение ценных бумаг, совершаются раз­нообразные операции с ними, регулируется деятельность на нем профессиональных участников ценных бумаг;

• лицензирование профессиональных участников рынка цен­ных бумаг, подготовка и аттестация специалистов этого рынка;

• страхование инвесторов и защита их прав;

• аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым со­стоянием эмитентов;

• постоянное информирование инвесторов о состоянии рынка и его участников (эмитентов, посредников);

• контроль за соблюдением всеми участниками норм и пра­вил функционирования рынка;

• систему санкций за отклонение от норм и правил, уста­новленных на рынке: устные и письменные предупреждения, штрафы, аннулирование квалификационных аттестатов, приос­тановление действия или отзыв лицензий на право осуществле­ния профессиональной деятельности — вплоть до уголовных на­казаний;

• предотвращение негативного воздействия на рынок цен­ных бумаг других видов государственного регулирования (моне­тарного, валютного, налогового);

• предупреждение чрезмерного развития рынка государствен­ных ценных бумаг, отвлекающего часть инвестиционных ресур­сов на покрытие расходов государства.

Различают внутреннее и внешнее регулирование. Под внут­ренним регулированием понимается подчиненность деятельно­сти данной организации ее собственным внутренним норматив­ным документам, например, устав акционерного общества. Внешнее регулирование осуществляется государственными орга­нами, организациями профессиональных участников рынка цен­ных бумаг и обществом в целом.

Можно выделить две основные модели регулирования фондового рынка. В первом случае регулирование осуществляется пре­имущественно государственными органами и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством саморегулируемым организациям. Для второй модели характерна передача максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям, значи­тельное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, при этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции, возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования.

Государство через законодательную базу и свои органы уп­равления регулирует рынок ценных бумаг напрямую — адми­нистративно, и косвенно — экономически. Нормативной правовой основой регулирования рынка цен­ных бумаг в Республике Беларусь является действующее зако­нодательство, прежде всего:

• Гражданский кодекс Республики Беларусь;

• Банковский кодекс республики Беларусь;

•  Законы Республики Беларусь: "О ценных бумагах и фондо­вых биржах", "Об акционерных обществах, обществах с ограничен­ной ответственностью и обществах с дополнительной ответствен­ностью", "Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь", "О разгосударствлении и приватизации государствен­ной собственности в Республике Беларусь", "О депозитарной дея­тельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Респуб­лике Беларусь", "Об обращении переводных и простых векселей";

• законодательные акты Республики Беларусь по вопросам рынка ценных бумаг, которые регламентируются указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, Национального банка республики Беларусь, Министерства финансов Республики Бе­ларусь и других министерств и ведомств.

В процессе регулирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь в той или иной мере принимают участие многие госу­дарственные органы.

Президент, Национальное собрание, Совет Министров Рес­публики Беларусь принимают соответствующие нормативные пра­вовые акты, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием.

Департамент по ценным бумагам при Министерстве фи­нансов Республики Беларусь является республиканским орга­ном государственного управления рынком ценных бумаг.

Национальный банк Республики Беларусь выполняет двой­ную роль, являясь одновременно профессиональным участни­ком рынка ценных бумаг и государственным органом.

Министерство финансов Республики Беларусь — эмитент государственных ценных бумаг, выступающий от имени Пра­вительства Республики, выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним перед их владельцами.

Саморегулируемые организации профессиональных участ­ников рынка ценных бумаг создаются в форме их добровольных объединений. Основные цели их существования — обеспечение условий деятельности профессиональных участников рынка, со­блюдение ими стандартов профессиональной этики, защита ин­тересов владельцев ценных бумаг, установление правил и про­цедур проведения операций с ценными бумагами, обеспечение связи и представительства, в том числе и защиты, интересов участников рынка ценных бумаг в государственных органах управления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: