Перспективы и проблемы развития рефинансирования

 

 

В условиях экономического кризиса выделился ряд ключевых вопросов, от решения которых в значительной мере зависит будущее банковского сектора России. Это – процентные ставки, ликвидность, доверие к банковской системе, плохие кредитные портфели, рост неплатежей по кредитам.

В отличие от развитых стран ставка рефинансирования в России носит сугубо индикативный характер и влияет преимущественно на фискальные процессы (сбор пеней, налоговые сборы с доходов по кредитам). Она не способствует увеличению объемов кредитования: при первых проявлениях кризиса зарубежные страны начали снижать учетную ставку, Банк России постепенно повышал ее, в апреле 2009 года ставка достигла 12,5%, и лишь затем начала снижаться. Данная мера была принята для таргетирования инфляции и сдерживания оттока капитала из страны. Стремясь снизить инфляцию, Центральный банк предоставлял кредиты банкам под высокие процентные ставки. Коммерческие банки добавляли проценты за возросшие риски невозврата, маржу, и заемщику предоставлялись средства под 25-30%. Такая рентабельность характерна для единичного числа отраслей, поэтому реальный сектор экономики испытывал недостаток ликвидности.[24]

В то же время сами банки не спешили направлять денежные средства на кредитования реального сектора экономики. В результате политики «плавной девальвации» рубля вложения в валюту некоторое время в условиях кризиса были выгодны, поэтому все свободные деньги, включая средства господдержки, банки переводили в валютные активы. В то же время Банк России с одной стороны давал деньги господдержки, кредитуя банки, а с другой стороны забирал их, продавая валюту из резервов.

Несмотря на то, что банки в большинстве своем использовали государственные кредиты не на кредитование экономики, а на спекулятивные операции по получению прибыли, для стабилизации банковского сектора необходимо повышать капитализацию банков. Для этого следует, хотя бы частично, освободить от налога на прибыль ту прибыль, которая идет на увеличение капитала банка, а не на дивиденды.

В настоящее время существует государственная поддержка в виде беззалоговых аукционов, однако она неэффективна из-за выбранных Банком России параметров кредитования. Критерий - наличие рейтинга международных рейтинговых агентств. Средние банки, особенно региональные, не имеют таких рейтингов и не потому, что не могут их получить, а потому, что это требует немалых затрат. Из более чем 1200 российских банков под этот критерий кредитования попало около 120, то есть 10%. К тому же данные аукционы не гарантируют то, что деньги дойдут до реального сектора экономики.[25]

Для увеличения объема операций рефинансирования следует расширить Ломбардный список Банка России и включить в него корпоративные облигации и векселей крупных компаний с высокими рейтингами международных рейтинговых агентств, бумаг региональных органов власти. Это будет способствовать более равномерному наращиванию ликвидности, ее притоку в неэкспортные отрасли и в регионы-эмитенты, территориальному и межотраслевому перетоку капитала.

Для повышения доверия населения к банковской системе уже приняты гарантии по депозитным вкладам в размере 700 тысяч рублей, однако можно было бы застраховать всю сумму вкладов, как это делается в других странах.

Сложнее ситуация сложилась с доверием банков к клиентам - юридическим лицам. Их финансовое положение ухудшилось, риск невозвратов возрос, банки закладывают это в свои процентные ставки. Высокие проценты, в свою очередь, повышают риски невозврата, - получается замкнутый круг. Именно поэтому необходима целенаправленная государственная политика, которая помогла бы решить данные проблемы.

В частности в целях преодоления сегментированности рынка межбанковского кредитования и снижения рисков потери ликвидности кредитными организациями можно применить ряд мер:

· совместно с Банком России выработать и внедрить систему эффективного управления риском ликвидности в кредитных организациях;

· выработать единые стандарты межбанковского кредитования, включая соответствующие обязательства участников, условия совершения сделок и правила расчетов;

· совместно с Банком России сформировать биржевую систему межбанковского кредитования на базе ММВБ;

· стимулировать размещение средств на межбанковском рынке Банком развития (Внешэкономбанком) и кредитными организациями (прежде всего государственными), имеющими избыточную ликвидность;

· включить в «Единый пул обеспечения» Банка России все виды ценных

· бумаг федеральных, региональных и муниципальных органов государственного управления, государственных институтов развития, корпораций и акционерных обществ и не требовать у кредитных организаций, владеющих этими ценными бумагами, поручительства названных эмитентов.[26]

В дополнение к мерам по рефинансированию можно применить следующий ряд мер:

· снизить ставку рефинансирования до 6-7% и установить, что ставка рефинансирования Банка России есть ставка его суточного кредита (кредита овернайт) и не выполняет фискальной функции. Ставки всех иных кредитов Центрального банка должны быть привязаны к ставке рефинансирования;

· ввести узкий коридор процентных ставок по операциям Банка России, который будет способствовать стабилизации процентных ставок межбанковского рынка. Спрэд между процентными ставками по депозитам и беззалоговым кредитам Банка России должен быть в пределах 0,5 - 2%;

· сформировать в Банке России единую прозрачную систему деятельности центральных банков.

В решении проблемы недостаточной защищенности российских банков перед рисками ликвидности, кроме мер по увеличению объемов рефинансирования Банком России, необходимо участие государственных институтов развития, в отношении которых нужно осуществить следующие действия:

· выработать стандарты кредитования коммерческими банками хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по государственным целевым кредитным программам, осуществляемым институтами развития;

· установить такие критерии и порядок рекапитализации и рефинансирования кредитных организаций государственными институтами развития, которые позволят участвовать в этом средним и малым финансово устойчивым банкам;

· использовать избыточные государственные резервы в целях расширения возможностей государственных институтов развития по рефинансированию кредитных организаций по целевым кредитным программам;

· свободные средства государственных корпораций, целевых фондов и иных подобных организаций размещать в кредитных организациях по единым правилам через Банк развития (Внешэкономбанк).

Таким образом, по данной главе, на основе данных мер можно усовершенствовать систему рефинансирования Банка России, чтобы она в условиях кризиса способствовала стабилизации не только банковского сектора, но и экономики в целом. Целью Банка России является создание в течение ближайших лет единого механизма рефинансирования (кредитования) Банком России кредитных организаций и обеспечение любой финансово стабильной кредитной организации возможности получать внутридневные кредиты, кредиты овернайт и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в "единый пул обеспечения".

Заключение

В процессе написания данной работы, на основании  научной литературы, материалов периодической печати, были исследованы:

1. организационно-правовые механизмы функционирования системы рефинансирования и ее инструменты;

2. проанализирован опыт зарубежных стран по организации системы рефинансирования;

3. рассмотрены способы предоставления кредитов Банком России;

4. рассмотрены изменение процентной ставки рефинансирования в период кризиса, проблемы и перспективы развития системы рефинансирования.

Таким образом, подводя итоги в целом по проделанной работе, можно сделать следующие выводы:

1. Рефинансирование коммерческих банков является одним из инструментов денежно-кредитной политики государства. В соответствии с Федеральным законом РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования.

2. Осуществляя операции рефинансирования, Банк России обеспечивает, тем самым, регулирование ликвидности кредитных организаций при недостатке у них средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств. Право кредитных организаций обращаться за получением кредитов в Банк России (на определяемых им условиях) закреплено в Федеральном законе РФ «О банках и банковской деятельности». Операции кредитования проводятся в рамках заключенных между Банком России и кредитными организациями договоров.

3. В зарубежной практике операции рефинансирования в прошлом и настоящем времени предназначены для регу­лирования денежно-кредитного оборота и оказания кредит­ной помощи финансово устойчивым банкам, испытыва­ющим потребность в дополнительных ресурсах. Центральные банки активно выполняют функцию кредитора последней инстанции, обеспечивая при этом регулирование ликвидности банковской системы в целом. Осуществление этой функции в сочетании с развитой системой страхования депозитов в развитых странах практически свело на нет возможность традиционных банковских кризисов.

4. Перспективное направление развития системы рефинансирования заключается:

¾ в увеличении объема операций рефинансирования;

¾ преодолении сегментированности рынка межбанковского кредитования и снижения рисков потери ликвидности;

¾ усовершенствование системы рефинансирования Банка России, чтобы она в условиях кризиса способствовала стабилизации не только банковского сектора, но и экономики в целом.

 

 

Список использованной литературы:

1. Фетисов Г. Г., Лаврушин О. И., Мамонова И. Д. Организация деятельности центрального банка, 2008

2. Казимагомедов АЛ., Ильясов С.М. Организация денежно-кредитного регу­лирования. М.: Финансы и статистика, 2001.

3.  Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М.: Эконо­миста., 2005.

4.  Савинский Ю.П. Денежно-кредитное регулирование: учебное пособие. М.: ФА, 1999.

5. Банковское дело: учебник/ под ред. Лаврушина В.И. – М.: Финансы и статистика, 2001.

6. Деньги, кредит, банки: учебник/ под ред. проф. О.И. Лаврушина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006.

7.  Деньги, кредит, банки: учеб. для вузов/ под. ред. Е.Ф. Жукова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.

8. Деньги. Кредит. Банки: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. 3-е изд., пере- раб. и доп. М.: КНОРУС, 2005.

9.  Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России, 2001.

10. Денежно-кредитная и валютная политика: научные основы и практика: науч­ный альманах фундаментальных и прикладных исследований. М.: Финансы и статистика, 2003.

11. Бахолдин А.А. Интенсификация денежно-кредитной политики Банка России//Банковское дело. – 2007. – №1

12.  Навой А. Эволюция системы рефинансирования в России: история, проблемы и пути развития// Рынок ценных бумаг. – 2005. – № 20.

13. Сорвин С.В. Вопросы рефинансирования кредитных организаций// Деньги и кредит. – 2006. – №1.

14. Глазьев С. "Кудрявая" экономика. (Часть II)//Политический журнал. – 2006. – №47-48.

15. Гамза В.А. О системе обеспечения ликвидности и рефинансирования кредитных организаций // Банковское дело. – 2008. – №6.

16. Нечаев А.А Схему рефинансирования надо менять// Банковское дело. –2009. – №3.

17. Овчинникова О.П. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики: ориентация на результат // Финансы и кредит. – 2008. – №26.

18. http://www.cbr.ru/

19.  www.bankomet.ru

20. http://bankir.ru/

21.  http://www.bankdelo.ru/

22.  http://www.rian.ru/economy/

23. http://www.cbr.ru/print.asp?file=/statistics/credit_statistics/refinancing_rates.htm

24. http://base.garant.ru/12132284.htm

25. http://www.cbr.ru/analytics/standart_system/print.asp?file=refinan.htm#3-2

 

 

Приложение

 

 

Таблица 1: Классификация кредитов, предоставляемых коммерческим банкам в порядке рефинансирования

 

Критерий классификации Виды кредитов.
В зависимости от инструмента временного заимствования Векселя Кредиты центрального банка
В зависимости от целевой направленности кредитования На обеспечение ликвидности На развитие определенных отраслей или целевых программ
В зависимости от формы обеспечения Под залог ликвидных и высоколиквид­ных ценных бумаг Под залог векселей и прав требований по кредитным обязательствам организа­ций сферы материального производства и поручительства кредитных органи­заций
В зависимости от харак­тера инициирования кредитов Кредиты, предоставляемые на основе аукционов (по инициативе централь­ного банка) Прямые кредиты центрального банка (по инициативе кредитных организаций)
В зависимости от сроков предоставления Краткосрочные на несколько часов «Внутридневные» «Овернайт» Среднесрочные до 1 месяца «ломбард­ный кредит» Долгосрочные до 1 года

 

 

Таблица 2: Виды кредитов Банка России и условия кредитования

Виды кредитов Срок Возможность досрочного погашения Ставка (в % годовых) Вид обеспечения Дата предоставления кредита (Т – дата обращения кредитной организации за кредитом Банка России) Нормативный документ

Внутридневные

---

---

0

Блокировка ценных бумаг из Ломбардного списка БР

в течение дня
(Т + 0)

Положение 236-П
Векселя, права требования по кредитным договорам Положение 312-П

Овернайт

1 рабочий день

---

8%

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР

в конце дня
(Т + 0)

Положение 236-П
Залог векселей, прав требования по кредитным договорам Положение 312-П

Ломбардные кредиты

1 календ. день --- 7% Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР Т + 0 Положение 236-П
7 календ. дней нет 7% Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР Т + 0 Положение 236-П
30 календарных дней нет 7% Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР Т + 0 Положение 236-П
7 календ. дней нет определяется на аукционе Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР Т + 1 Положение 236-П
3 месяца нет определяется на аукционе Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР Т + 1 Положение 236-П
6 месяцев нет определяется на аукционе Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР Т + 1 Положение 236-П
Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами до 180 календ. дней да* 7% - до 90 календарных дней; 7,5% - от 91 до 180 календарных дней Залог векселей и прав требования по кредитным договорам или поручительства кредитных организаций Т + 0 Положение 312-П

Таблица 3: Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации

 

Период действия

% Нормативный документ

30 апреля 2010 г. –

8 Указание Банка России от 29.04.2010 № 2439-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

29 марта 2010 г. – 29 апреля 2010 г.

8,25 Указание Банка России от 26.03.2010 № 2415-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

24 февраля 2010 г. – 28 марта 2010 г.

8,5 Указание Банка России от 19.02.2010 № 2399-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

28 декабря 2009 г. – 23 февраля 2010 г.

8,75 Указание Банка России от 25.12.2009 № 2369-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

25 ноября 2009 г. – 27 декабря 2009 г.

9 Указание Банка России от 24.11.2009 № 2336-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

30 октября 2009 г. – 24 ноября 2009 г.

9,5 Указание Банка России от 29.10.2009 № 2313-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

30 сентября 2009 г. – 29 октября 2009 г.

10 Указание Банка России от 29.09.2009 № 2299-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

15 сентября 2009 г. – 29 сентября 2009 г.

10,5 Указание Банка России от 14.09.2009 № 2287-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

10 августа 2009 г. – 14 сентября 2009 г.

10,75 Указание Банка России от 07.08.2009 № 2270-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

13 июля 2009 г. – 9 августа 2009 г.

11 Указание Банка России от 10.07.2009 № 2259-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

5 июня 2009 г. – 12 июля 2009 г.

11,5 Указание Банка России от 04.06.2009 № 2247-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

14 мая 2009 г. – 4 июня 2009 г.

12 Указание Банка России от 13.05.2009 № 2230-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

24 апреля 2009 г. – 13 мая 2009 г.

12,5 Указание Банка России от 23.04.2009 № 2222-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г.

13 Указание Банка России от 28.11.2008 № 2135-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

12 ноября 2008 г. – 30 ноября 2008 г.

12 Указание Банка России от 11.11.2008 № 2123-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

14 июля 2008 г. – 11 ноября 2008 г.

11 Указание Банка России от 11.07.2008 № 2037-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

10 июня 2008 г. – 13 июля 2008 г.

10,75 Указание Банка России от 09.06.2008 № 2022-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

29 апреля 2008 г. – 9 июня 2008 г.

10,5 Указание Банка России от 28.04.2008 № 1997-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

4 февраля 2008 г. – 28 апреля 2008 г.

10,25 Указание Банка России от 01.02.2008 № 1975-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

19 июня 2007 г. – 3 февраля 2008 г.

10 Телеграмма Банка России от 18.06.2007 № 1839-У

29 января 2007 г. – 18 июня 2007 г.

10,5 Телеграмма Банка России от 26.01.2007 № 1788-У

23 октября 2006 г. – 28 января 2007 г.

11 Телеграмма Банка России от 20.10.2006 № 1734-У

26 июня 2006 г. – 22 октября 2006 г.

11,5 Телеграмма Банка России от 23.06.2006 № 1696-У

26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г.

12 Телеграмма Банка России от 23.12.2005 № 1643-У

15 июня 2004 г. – 25 декабря 2005 г.

13 Телеграмма Банка России от 11.06.2004 № 1443-У

15 января 2004 г. – 14 июня 2004 г.

14 Телеграмма Банка России от 14.01.2004 № 1372-У

21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г.

16 Телеграмма Банка России от 20.06.2003 № 1296-У

17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г.

18 Телеграмма Банка России от 14.02.2003 № 1250-У

7 августа 2002 г. – 16 февраля 2003 г.

21 Телеграмма Банка России от 06.08.2002 № 1185-У

9 апреля 2002 г. – 6 августа 2002 г.

23 Телеграмма Банка России от 08.04.2002 № 1133-У

4 ноября 2000 г. – 8 апреля 2002 г.

25 Телеграмма Банка России от 03.11.2000 № 855-У

10 июля 2000 г. – 3 ноября 2000 г.

28 Телеграмма Банка России от 07.07.2000 № 818-У

21 марта 2000 г. – 9 июля 2000 г.

33 Телеграмма Банка России от 20.03.2000 № 757-У

7 марта 2000 г. – 20 марта 2000 г.

38 Телеграмма Банка России от 06.03.2000 № 753-У

24 января 2000 г. – 6 марта 2000 г.

45 Телеграмма Банка России от 21.01.2000 № 734-У

10 июня 1999 г. – 23 января 2000 г.

55 Телеграмма Банка России от 09.06.99 № 574-У

24 июля 1998 г. – 9 июня 1999 г.

60 Телеграмма Банка России от 24.07.98 № 298-У

29 июня 1998 г. – 23 июля 1998 г.

80 Телеграмма Банка России от 26.06.98 № 268-У

5 июня 1998 г. – 28 июня 1998 г.

60 Телеграмма Банка России от 04.06.98 № 252-У

27 мая 1998 г. – 4 июня 1998 г.

150 Телеграмма Банка России от 27.05.98 № 241-У

19 мая 1998 г. – 26 мая 1998 г.

50 Телеграмма Банка России от 18.05.98 № 234-У

16 марта 1998 г. – 18 мая 1998 г.

30 Телеграмма Банка России от 13.03.98 № 185-У

2 марта 1998 г. – 15 марта 1998 г.

36 Телеграмма Банка России от 27.02.98 № 181-У

17 февраля 1998 г. – 1 марта 1998 г.

39 Телеграмма Банка России от 16.02.98 № 170-У

2 февраля 1998 г. – 16 февраля 1998 г.

42 Телеграмма Банка России от 30.01.98 № 154-У

11 ноября 1997 г. – 1 февраля 1998 г.

28 Телеграмма Банка России от 10.11.97 № 13-У

6 октября 1997 г. – 10 ноября 1997 г.

21 Телеграмма Банка России от 01.10.97 № 83-97

16 июня 1997 г. – 5 октября 1997 г.

24 Телеграмма Банка России от 13.06.97 № 55-97

28 апреля 1997 г. – 15 июня 1997 г.

36 Телеграмма Банка России от 24.04.97 № 38-97

10 февраля 1997 г. – 27 апреля 1997 г.

42 Телеграмма Банка России от 07.02.97 № 9-97

2 декабря 1996 г. – 9 февраля 1997 г.

48 Телеграмма Банка России от 29.11.96 № 142-96

21 октября 1996 г. – 1 декабря 1996 г.

60 Телеграмма Банка России от 18.10.96 № 129-96

19 августа 1996 г. – 20 октября 1996 г.

80 Телеграмма Банка России от 16.08.96 № 109-96

24 июля 1996 г. – 18 августа 1996 г.

110 Телеграмма Банка России от 23.07.96 № 107-96

10 февраля 1996 г. – 23 июля 1996 г.

120 Телеграмма Банка России от 09.02.96 № 18-96

1 декабря 1995 г. – 9 февраля 1996 г.

160 Телеграмма Банка России от 29.11.95 № 131-95

24 октября 1995 г. – 30 ноября 1995 г.

170 Телеграмма Банка России от 23.10.95 № 111-95

19 июня 1995 г. – 23 октября 1995 г.

180 Телеграмма Банка России от 16.06.95 № 75-95

16 мая 1995 г. – 18 июня 1995 г.

195 Телеграмма Банка России от 15.05.95 № 64-95

6 января 1995 г. – 15 мая 1995 г.

200 Телеграмма Банка России от 05.01.95 № 3-95

17 ноября 1994 г. – 5 января 1995 г.

180 Телеграмма Банка России от 16.11.94 № 199-94

12 октября 1994 г. – 16 ноября 1994 г.

170 Телеграмма Банка России от 11.10.94 № 192-94

23 августа 1994 г. – 11 октября 1994 г.

130 Телеграмма Банка России от 22.08.94 № 165-94

1 августа 1994 г. – 22 августа 1994 г.

150 Телеграмма Банка России от 29.07.94 № 156-94

30 июня 1994 г. – 31 июля 1994 г.

155 Телеграмма Банка России от 29.06.94 № 144-94

22 июня 1994 г. – 29 июня 1994 г.

170 Телеграмма Банка России от 21.06.94 № 137-94

2 июня 1994 г. – 21 июня 1994 г.

185 Телеграмма Банка России от 01.06.94 № 128-94

17 мая 1994 г. – 1 июня 1994 г.

200 Телеграмма Банка России от 16.05.94 № 121-94

29 апреля 1994 г. – 16 мая 1994 г.

205 Телеграмма Банка России от 28.04.94 № 115-94

15 октября 1993 г. – 28 апреля 1994 г.

210 Телеграмма Банка России от 14.10.93 № 213-93

23 сентября 1993 г. – 14 октября 1993 г.

180 Телеграмма Банка России от 22.09.93 № 200-93

15 июля 1993 г. – 22 сентября 1993 г.

170 Телеграмма Банка России от 14.07.93 № 123-93

29 июня 1993 г. – 14 июля 1993 г.

140 Телеграмма Банка России от 28.06.93 № 111-93

22 июня 1993 г. – 28 июня 1993 г.

120 Телеграмма Банка России от 21.06.93 № 106-93

2 июня 1993 г. – 21 июня 1993 г.

110 Телеграмма Банка России от 01.06.93 № 91-93

30 марта 1993 г. – 1 июня 1993 г.

100 Телеграмма Банка России от 29.03.93 № 52-93

23 мая 1992 г. – 29 марта 1993 г.

80 Телеграмма Банка России от 22.05.92 № 01-156

10 апреля 1992 г. – 22 мая 1992 г.

50 Телеграмма Банка России от 10.04.92 № 84-92

1 января 1992 г. – 9 апреля 1992 г.

20 Телеграмма Банка России от 29.12.91 № 216-91

 


[1] Навой А. Эволюция системы рефинансирования в России: история, проблемы и пути развития// Рынок ценных бумаг, 2005. – № 20. – с.12.

[2] Навой А. Эволюция системы рефинансирования в России: история, проблемы и пути развития// Рынок ценных бумаг, 2005. – № 20. – с.14.

[3] Сорвин С.В. Вопросы рефинансирования кредитных организаций// Деньги и кредит, 2006. – №1. – с.9.

[4] Глазьев С. "Кудрявая" экономика. (Часть II)//Политический журнал, 2006. – №47-48. –  с. 25.

[5]Казимагомедов АЛ., Ильясов С.М. Организация денежно-кредитного регу­лирования. М.: Финансы и статистика, 2001. – с.56-60

 

[6] Фетисов Г. Г., Лаврушин О. И., Мамонова И. Д. Организация деятельности центрального банка, 2008. – с.266-268

[7] Фетисов Г. Г., Лаврушин О. И., Мамонова И. Д. Организация деятельности центрального банка, 2008. – с.274-277

[8] Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М.: Эконо­миста., 2005. – с.126

[9] Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России, 2001. – с.235

 

[10] Деньги, кредит, банки: учебник/ под ред. проф. О.И. Лаврушина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006. –с.113-115

[11]Деньги, кредит, банки: учебник/ под ред. проф. О.И. Лаврушина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006. – с.285

 

[12] http://base.garant.ru/12132284.htm

 

[13] Деньги, кредит, банки: учеб. для вузов/ под. ред. Е.Ф. Жукова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – с.273-276

[14] http://www.cbr.ru/

 

[15] Банковское дело: учебник/ под ред. Лаврушина В.И. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с.137-144

[16] http://www.cbr.ru/analytics/standart_system/print.asp?file=refinan.htm#3-2

[17] Савинский Ю.П. Денежно-кредитное регулирование: учебное пособие. М.: ФА, 1999. – с.153

[18] Фетисов Г. Г., Лаврушин О. И., Мамонова И. Д. Организация деятельности центрального банка, 2008. – с.230-304

[19] Денежно-кредитная и валютная политика: научные основы и практика: науч­ный альманах фундаментальных и прикладных исследований. М.: Финансы и статистика, 2003. – с.305

 

[20] www.bankomet.ru

[21] http://www.cbr.ru/print.asp?file=/statistics/credit_statistics/refinancing_rates.htm

 

[22] http://bankir.ru/

[23] http://www.cbr.ru/

 

[24] Овчинникова О.П. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики: ориентация на результат // Финансы и кредит. – 2008. – №26. – с.2-8

[25] Нечаев А.А Схему рефинансирования надо менять// Банковское дело. –2009. – №3. – с.9-12

[26] Гамза В.А. О системе обеспечения ликвидности и рефинансирования кредитных организаций // Банковское дело. – 2008. – №6. – с.26-27





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: